УДК 376(075.8)
ББК 74.3
К 49
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензенты:
к.н.н. Е. Д. Никитина
к.пс.н. Ж. В. Кузнецова
К 49 Климашин, И. К. Дефектология : учебное пособие / И. А.
Климашин; Моск. Гос. Акад. Физ. Культуры. - Малаховка, 2017.
- 120 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с рабочей учебной
программой
по дисциплине
«Дефектология»
и требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки бакалавров 44.03.02 «Психологонедагогическое
образование»
В учебном пособии получили освещение вопросы деятельности
недагогов-дефектологов по основным направлениям воспитания личности
детей с особыми образовательными способностями.
Учебное
пособие
раскрывает
список
содержание
рекомендованной
литературы
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
1.1. Предмет, объект, цели, задачи, педагогические
принципы дефектологии
Вопросы и задания
Список литературы
1.2. История развития дефектологии как отрасли
научного знания
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА 11. ОТРАСЛИ ДЕФЕКТОЛОГИИ
2.1. Сурдопедагогика. Логопедия
Вопросы и задания
Список литературы
предусмотренных
программой тем по основным разделам дисциплины и завершается
вопросами для самопроверки усвоения учебного материала.
Представлен
для
самостоятельной работы.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов физической
культуры, обучающихся по направлению подготовки бакалавров: 44.03.02
«Психолого-педагогическое образование», а также может представлять
интерес для магистрантов, аспирантов и слушателей факультета
повышения квалификации.
Утверждено научно-методическим
качестве учебного
советом МГАФК в
пособия
© И. А. Климашин, 2017
© ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической
культуры»
2.2. Тифлопедагогика. Педагогика детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
Вопросы и задания
Список литературы
2.3. Дети с задержкой психического развития (ЗПР),
ранним
детским
Олигофренопедагогика
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА
111.
Практика,
недагогической
развития
Вопросы и задания
Список литературы
ГЛАВА IV. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И
СОЦИАЛЬНАЯ
ИНВАЛИДА
АДАПТАЦИЯ
3
РЕБЕНКА90
аутизмом
Стр.
5
5
12
12
13
27
27
28
28
52
52
54
65
66
(РДА).
67
77
77
ОСНОВЫ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
3.1.
приемы и
диагностики
ДИАГНОСТИКИ
78
методы нсихологоотклоняющегося
78
88
88
Стр.3
4.1. Современная российская и мировая системы
сониально-педагогической
помощи
ограниченными возможностями
Вопросы и задания
Список литературы
4.2. Воспитание, образование и развитие аномальных
детей как целенаправлеиный процесс формирования
личности
и деятельности,
Вопросы и задания
Список литературы
передачи
и
лицам
ГЛАВА 1
с
90
' *^ ^
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
1.1. Предмет, объект, цели, задачи, недагогические прииципы
дефектологии
План
усвоения
компетенций, основное средство подготовки их к жизни и
труду
1. Объект, субъект, предмет дефектологии.
107
^ ^ ^
1 ^ ^
2. Цели, задачи дефектологии.
3. Принципы и классификации дефектологии.
4. Связь дефектологии с другими науками.
Дефектология - это наука, изучающая психофизиологические
особенности развития аномальных детей, закономерности их
обучения и развития.
Объектом дефектологии является специальное
с
особыми
образовательными
педагогический
возможностями
феномен.
человек
с
здоровья
и
имеющий вследствие этого особые образовательные
жизнедеятельности,
потребности.
(лат.
потребностями
лиц
социокультурный,
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой
в системе специального образования, является
ограниченными
Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали,
что субъектом дефектологии являются дети, имеющие четыре «Д»,
то есть дети, имеющие дефект, перенесшие депривацию
-
лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию
(фр - от..., нарушение, лат. - приспособление) и проявляющие
девиацию (лат. - отклонение) в поведении.
Предмет дефектологии - теория и практика
специального
образования,
что включает в себя изучение особенностей развития и
образования человека, имеющего офаниченные возможности
жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации
как личности, а также использование этого знания для нахождения
наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию
физических
или
4
психических
недостатков,
компенсацию
деятельности нарушенных органов и систем организма и
5
образование
как
Стр.4