УДК [796:159.9](08)
ББК 88+57.31
А43
Редакционная коллегия:
И.А. Каркавцева – кандидат биологических наук, доцент кафедры физической
культуры САФУ, г. Архангельск;
Е.В. Казакова – кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии,
САФУ, г. Архангельск
Под общей редакцией:
М.П. Лебедевой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физической
культуры САФУ;
И.Е. Корельской, кандидата педагогических наук, доцента, заведующей
кафедрой физической культуры САФУ;
И.А. Варенцовой, кандидата биологических наук, доцента кафедры физической
культуры САФУ
А43
Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни
студенческой молодёжи: материалы XIII Международной студенческой научной
конференции «Студенческий научный форум» – 2021 / под общ. ред. М.П. Лебедевой,
И.Е. Корельской, И.А. Варенцовой. – Архангельск: САФУ, 2021.– 328 с. – Текст:
электронный.
ISBN 978-5-261-01536-9
Представлены результаты научно-исследовательской и методической работы
по проблемам современной психологии, теории и практики физического воспитания и
спортивной подготовки.
Для исследователей в области физической культуры и спорта, психологии и
педагогики, а также магистрантов и аспирантов, изучающих данную проблематику.
Издательский дом им. В.Н. Булатова
163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 56
ISBN 978-5-261-01536-9
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Секция 1. АРКТИКА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ .............. 7
Авксентьева Т.М., Каркавцева К.С., Малышев Р.А. Инклюзивное спортивное
Волонтерство ........................................................................................................................ 7
Агеев П.А., Багрецов С.Ф. Страйкбол как способ активного отдыха............................ 11
Антонова Е.А., Лебедева М.П. Развитие спорта в Архангельской области ................. 13
Арюткина А.В., Дрожжина Д.А., Белецкая Е.В. Особенности режима
питания и двигательной активности студенческой молодежи, перенесших
инфекционное заболевание COVID-19 ............................................................................ 19
Афанасьев И.А., Румянцева О.А. Обзор современных диагностических
методик деформаций стоп у спортсменов ....................................................................... 24
Блинова С.С., Варенцова И.А., Желудков В.Б. Значимость здорового питания
и его влияние на умственную работоспособность студентов ....................................... 27
Богаткина С.М., Юшманова Е.В. Волейбол – одно из средств формирования
здорового образа жизни студентов ................................................................................... 32
Болотников Д.А., Фролович В.В. Выход силой. подводящие упражнения .................. 36
Быкова А.А., Кольцова М.П. Дозирование физической нагрузки
в период реабилитации после заболеваний женской половой системы ....................... 38
Валейко Е.Г., Варенцова И.А., Погожева О.П. Физическая культура
в школах Архангельской области с учетом инклюзивного и адаптивного
образования детей .............................................................................................................. 41
Вдовина П.Е., Журавлев А.В. Урок – основная форма организации учебного
процесса в школе. нетрадиционные формы урока физической культуры ................... 46
Горячев И.А., Зайцева А.В., Румянцева О.А. Роль физической культуры
и спорта в духовном воспитании личности ..................................................................... 50
Гура П.А., Аношина Т.В. Популярность спортивного ориентирования
как вида спорта ................................................................................................................... 54
Жданова В.В., Кольцова М.П. Обучение плаванию студентов
в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт»
в арктическом регионе ....................................................................................................... 56
Жданова В.В., Кольцова М.П. Оценка физического развития студентов САФУ
имени М.В. Ломоносова, занимающихся физической культурой
в группе плавания ............................................................................................................... 60
Зыкина А. В., Мищенко И.В. Паралимпийские игры ...................................................... 65
Карлин Д.А., Багрецов С.Ф. Развитие скейтбординга в Архангельской области ........ 70
Кисель А.А., Каркавцева К.С., Каркавцева И.А. Мониторинг дистанционного
обучения иностранных студентов в период пандемии XXI века .................................. 73
Клементьева К.С., Абрамова М.А. Применение гимнастики для глаз
у детей младшего школьного возраста ............................................................................ 78
Козлов М.П., Фролович В.В. Баскетбол 3 на 3 как разновидность учебных
занятий по физической культуре студентов .................................................................... 82
3
Стр.3
Козяева М.В., Румянцева О.А. Эффективные способы развития выносливости
у учащихся на уроках физической культуры .................................................................. 85
Копытова Е.Е., Кокорин И.В. Особенности проведения занятий физической
культурой при нарушениях осанки у детей ..................................................................... 90
Корельская А.Е., Малышев А.Н. Разнообразие общей и специальной физической
подготовленности как условие повышения интереса в игре баскетбол
на уроках физической культуры ....................................................................................... 95
Крайников А.Н, Кочнев А.В. Определение физической подготовленности
у баскетболистов ................................................................................................................ 98
Кренева Е.В., Меретлиева А.С., Каркавцева И.А. Вызов современности:
компьютерные и информационные технологии в период самоизоляции
для педагогов старшего возраста ....................................................................................101
Кукина М.В., Погожева О.П., Пентюшенкова Е.П. Способы повышения
мотивации школьников к урокам физической культуры .............................................107
Куреньгина К.С., Копейкина Т.Е. Возрастные особенности физического
развития и подготовленности детей 6–8 лет .................................................................112
Люкин М.Е., Юшманова Е.В. Формирование здорового образа жизни
студенческой молодёжи...................................................................................................116
Мелехова А.В., Телова К.А., Балюк В.Г. Динамика показателей основных
физических качеств у девочек в возрасте 6–7 лет, занимающихся
спортивной гимнастикой в группе первого года обучения .........................................119
Наумушкина Т.А., Голубина О.А. Влияние государственной поддержки
на развитие спорта и физической культуры на территории Архангельской
области...............................................................................................................................122
Няков В.В., Агеева О.Н. Бег как лучший фактор для здорового образа жизни
студента .............................................................................................................................129
Орлов Я.И., Фролович В.В. Актуальность применения закаливания
в арктической зоне для укрепления здоровья молодежи .............................................132
Пехтерева О.О., Варенцова И.А., Желудков В.Б. Стрессоустойчивость студентов
высших учебных заведений ............................................................................................136
Покровский А.А., Аношина Т.В. Понятие о правильном питании
и его организация .............................................................................................................140
Попова Е.О., Агеева О.Н. Возможности использования средств и методов
йоги в системе физического воспитания студентов ..................................................... 146
Прокопьева О.В., Лебедева М.П. Особенности мотивации студентов
к занятиям индивидуальными и командными видами спорта .....................................149
Сергеева Н.И., Климова Г.С., Белецкая Е.В. Организация физической
и строевой подготовки молодежи на примере бойцов ДСВПО «Легион»
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова ..................................................................................................153
Сидоренкова А.В., Сидоренкова В.В., Голубина О.А. Влияние физических
нагрузок на эндокринную систему человека .................................................................159
Степанова А.С., Блохина Н.В. Особенности применения биологически
активных добавок в спорте ..............................................................................................163
4
Стр.4
Телова К.А., Мелехова А.В., Румянцева О.А. Преимущества акробатической
подготовки в воздушной атлетике ..................................................................................169
Томиловская Н.Е., Чугин М.А. Влияние спортивных добавок
на организм человека .......................................................................................................171
Федькушева М.Г., Лебедева М.П. Оздоровительный бег как средство
организации самостоятельных занятий студентов физическими
упражнениями ...................................................................................................................174
Фефилатьев С.А., Чугин М.А. Фитнес: мода или необходимость ..............................180
Филатова М.И., Журавлев А.В. Допинг. Отношение спортсменов
города Архангельска к его применению ........................................................................186
Цинис Э.А., Цинис А.В. Изменение физической работоспособности
у студентов, занимающихся саватом, в период первого года подготовки .................192
Цинис Э.А., Цинис А.В. Мотивация к занятиям саватом и психологические
характеристики состояний студентов на начальном этапе подготовки .....................197
Чиненная М.Д., Мищенко И.В. Оценка психологического состояния студенток
в условиях дистанционного обучения............................................................................202
Шабашова А.А., Чугин М.А. Влияние спорта на продолжительность жизни ............204
Шемякин А.А., Сухов Н.В, Пентюшенкова Е.П., Корельская И.Е. Оценка
физического развития детей 6–8 лет, занимающихся лыжной подготовкой .............206
Ширяевский Д.С., Блохина Н.В. Скандинавская ходьба как форма физической
активности и её популяризация среди молодёжи .........................................................209
Шишова К.Ф., Сунгурова А.В. Применение комплексов гимнастики
для профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста .................214
Секция 2. ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ........................................219
Адилова А.Э., Ляпина И.С. Профессиональная ориентация подростков
в аспекте востребованности трудовых ресурсов в регионах арктичексой зоны
России ................................................................................................................................219
Барахматова А.С., Макарова О.В. Познавательная мотивация как средство
поддержки успешности младшего школьника на уроках технологии .......................227
Булатова Л.А., Макарова О.В. Учебная и бытовая самостоятельность
первоклассников: результаты пилотного исследования ..............................................234
Буракова Э.С., Казакова Е.В. Теоретические основы изучения образа
психолога МВД.................................................................................................................239
Бушманова Е.А., Ляпина И.С. Теоретические основы изучения словоизменения
глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .....................244
Ваулина А.Н., Малыхина Е.В. Характеристика тренинговых упражнений
как средства профилактики агрессивного поведения младших школьников ............247
Груничева А.В., Казакова Е.В. Теоретические основы изучения
эмоционального здоровья детей дошкольного возраста ..............................................252
Гаврилова К.Н., Кузнецова О.Е. Особенности профессиональной идентичности
у сотрудников ОВД первого года службы .....................................................................256
5
Стр.5
Ермакова Е.В. Ресурсный подход к психолого-педагогическому
сопровождению безнадзорного подростка ....................................................................259
Карелина К.-М.Д., Казакова Е.В. Взаимосвязи характеристик школьной
адаптации и стилей семейного воспитания у первоклассников ..................................263
Кеврель А.Ю., Казакова Е.В. Теоретический анализ характеристик
психологического благополучия подростков ................................................................269
Киричатая Е.В., Казакова Е.В. Сравнительный анализ показателей
Субъективного благополучия первоклассников, обучающихся
в образовательных организациях разного типа .............................................................275
Лебедева И.Е., Казакова Е.В. Теоретические основы изучения образа
психолога МЧС .................................................................................................................281
Леонова Е.А. Изучение образовательной среды для младших школьников
с расстройствами аутистического спектра ....................................................................286
Маковецкая И.С., Градова Г.Н. Приемы работы по формированию предложных
конструкций с пространственным значением у дошкольников с общим
недоразвитием речи .........................................................................................................290
Сергей А.М., Малыхина Е.В. Различные подходы к определению понятий
«сопровождение», «индивидуальное сопровождение» как технологии работы
со старшими подростками ...............................................................................................295
Сидоренкова В.В., Сидоренкова А.В. Формирование социального опыта младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной группе ОО .................298
Перепеченова Т.А., Макарова О.В. Организация продуктивной
деятельности младшего школьника на уроках технологии .........................................301
Томилова В.В., Волокитина Т.В. Влияние нейрореабилитационных упражнений
на речевую деятельность постинсультных больных ....................................................305
Фадеева А.А., Казакова Е.В. Теоретические основы изучения эмоционального
здоровья подростков ........................................................................................................311
Холомкина Л.И., Ляпина И.С. Теоретические основы изучения связного
высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ............316
Шолохова Е.Н., Казакова Е.В. Сравнительный анализ психологической
составляющей школьной адаптации первоклассников из общеобразовательной
школы и санаторной школы-интернат ...........................................................................322
6
Стр.6