ББК 74.26
М 54
Методические рекомендации к программе по музыке для общеобразовательных
школ Удмуртской Республики. 1 - 4 классы /
Сост. М.И.Тукмачева. - Глазов: Изд-во Глазов, гос. пед. ин-та
1999.- 38 с.
Составитель: канд. пед. наук, доцент, отличник народного просвещения,
заслуженный работник народного образования Удмуртской
Республики, зав. кафедрой пения и методики
музыкального воспитания ГГПИ им. В.Г.Короленко, учитель
музыки общеобразовательной школы № 2 г.Глазова
М.И.Тукмачева
Отв.за выпуск: канд. пед. наук, доцент, заслуженный учитель школы
Удмуртской Республики Г.А.Поздеев
Рекомендации содержат комментарии к программе по музыке и
предназначены в помощь учителям музыки при организации уроков
и внеклассной деятельности младших школьников.
Они позволят учителю выбрать сочетания тех или иных методов
и приемов, которые он считает наиболее целесообразными и эффективными
с точки зрения регионального подхода в музыкальноэстетическом
воспитании учащихся.
© Глазовский государственный педагогический институт, 1999
© Тукмачева М.И., 1999
Стр.2
"Веселые1 ребята" И.Дунаевского, ст. В.Лсбедева-Кумача; "Тебе.поем" из
"Литургии Иоанна Златоуста" (.’.Рахманинова; "Херувимская песшД№Диз
"Литургий Иоанна Златоуста" Ю.Толкача; "Гурозь но бамын" из хоровой
сюиты "Сельские песйй" Ю.Толкача; "Ой, тЗл, тола" (удмуртская народная
песня вобработке А.Щербакова).
.
В качествё дополнительного музыкального материала к программе рекомендуем
включить следующие удмуртские, народные песни в обработке
А.Щербакопа, предназначенные для слушания: "Ойдолэ мыноме шудыны";
"Ой, машшга;;машина,ТнЗёч лу" - шувд но тон кошкид"; "Укно но щоръё?сад";’
"Сшйовардэ пукты али","а также -произведения следующих композиторов:
М.Хярма "Тульяк", З.'Оя "Песня-ткачей", Я.Эшпай ."Марийский, напев";
М.Кюсс, обработка для хора В.Соколова , "Амурские - волны";
П.Кубашёв, ст. Н.Васипьева "Мальг сычеесь?"; В,Берковский "Под музыку
Вивальди"; О.Козловский "Плачу и рыдаю" ив Духовного концерта № 29.
Вышеназванные произведения прозвучат для детей в исполнении хора телерадиокомпании
"Удмуртия" под руководством А.М.Щербакова.
Педагог на уроках музыки во всех формах приобщения к ней формирует
умение учащихся устанавливать следующие связи: композитор одной
страны пишет музыку, основываясь на музыкальных темах (интонациях) ,,
другого народа; интерес со стороны исполнителей одной страны к музыке
другой страны; понимание музыкального языка слушательской аудиторией
любой страны. Здесь находит свое реальное воплощение сверхзадача
обучения музыке: композитор - исполнитель - слушатель, так как ста триа-,
да объединяет всё народы мира. Это триединство (композитор - исполнитель
- слушатель) важно рассматривать на каждом уроке во взаимосвязи, а
иногда - й в пересечении. 11а последнем, заключительном уроке-концерте
года учитель должен осуществить обобщение по трем этим "постоянным"
виДам деятельности: что узнали о композиторах, и какими композиторами
стали сами; что узналй’об. исполнителях, и как научились исполнять сами;
что узнали о слушателях, и какими слушателями стали сами. * 1 2 3 4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................. ..................... .......................3
Позиция взгляда на музьпсу как самоценность,..............................5
Развитие музьпсальнойкультуры Удмуртии ........... ..................,...............б
. О новом подходе к компонентам содержания музыкального
образования школьников..................................................................................,9
Методы и. приемы музыкального ооразования .................,............. .........12
1 класс......... ..............................................................:........................................ 13
2 класс............... .......................................................................... .......................18
3 класс.................... ..................................................................................,,....,...26
4 класс................ ................................. ...............................................................31
38
Стр.38