ББК 88.37 (082)
УДК 159.923.2 я43
П 86
Авторский коллектив:
Лукьянова М. В., канд. психол. наук, доцент (введение, 2.2); Волков А. А.,
д-р психол. наук, профессор (2.3); Енин В. В., канд. психол. наук, доцент
(2.1); Козловская Н. В., канд. психол. наук, доцент (1.1); Лукьянов А. С.,
канд. психол. наук, доцент (введение, 3.2); Майборода Т. А., канд. пед.
наук, доцент (1.2); Назаренко Т. И., канд. пед. наук, доцент (3.3);
Офицерова С. В., канд. психол. наук, доцент (1.3); Рогожина О. А., канд.
психол. наук, доцент (4.3); Строй Г. В., канд. психол. наук, доцент (2.2);
Шумская Н. Г., канд. психол. наук, ст. преподаватель (4.2); Чернов А. Б.,
канд. психол. наук, доцент (4.1); Фурсова Д. В., канд. психол. наук, доцент
(3.1); Нестеркова Я. И., магистрант каф. психологии (3.2)
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент Ю. В. Прилепко,
д-р психол. наук, профессор С. Г. Корлякова
(ГБОУ ВО «Ставропольский государственный университет»)
П 86 Психология субъекта образовательной и профессиональной
среды: коллективная монография / под ред.
М. В. Лукьяновой, А. С. Лукьянова. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2018. – 249 с.
ISBN 978-5-9296-0961-9
Коллективная монография посвящена актуальным общепсихологическим
и профессионально-педагогическим проблемам психологии
субъекта учебной и профессиональной деятельности.
Адресуется научным работникам, преподавателям вузов, педагогам-психологам,
практическим психологам, студентам.
ББК 88.37 (082)
УДК 159.923.2 я43
ISBN 978-5-9296-0961-9
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2018
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………..
Глава 1. Общепсихологические и профессиональнопсихологические
аспекты исследования развития субъекта ……..
1.1. Проблема изучения чувства вины и социальной
фрустрированности как универсальных переживаний человека ………
1.2. Развитие креативности личности субъектов инженерной
деятельности …………………………………………………………..
1.3. Факторы развития профессиональных деформаций
в профессиональной деятельности педагогов и психологов ……….
Глава 2. Социально-психологические и психологопедагогические
аспекты исследования развития субъекта ……
2.1. Психологические детерминанты монетарного поведения
в современной России ……………………………………………......
2.2. Влияние семьи и школы на формирование и развитие
успешности младших школьников ………………………………......
2.3. Обыденное правосознание и личностные характеристики
учителей: специфика взаимосвязи ……………………………………
Глава 3. Проблемы личностной и профессиональной
успешности студентов как субъектов образовательной
деятельности …………………………………………………………..
3.1. Психологическая характеристика успешности учебной
деятельности студентов ………………………………………………..
3.2. Индивидуально-психологические детерминанты
конфликтного поведения у студентов вуза …………………………..
3.3. Задачи истории психологии как учебной дисциплины
и её значение в профессиональном становлении будущего
психолога ……………………………………………………………….
3.4. Специфика эмоционального интеллекта у студентовпсихологов
с разной профессиональной направленностью ………..
Глава 4. Практико-ориентированные аспекты исследования
психологии субъекта ……………………………................................
4.1. Содержательные и процессуальные аспекты
психологического консультирования ……………………………......
247
3
7
7
48
64
83
83
98
117
126
126
145
156
174
183
183
Стр.247
4.2. Гештальт-терапия как ресурс психологической
профилактики аутодеструктивного поведения в подростковом
возрасте ………………………………………………………………..
4.3. Специализированная психологическая помощь подросткамсиротам
с признаками конституционально-типологической
органической предиспозиции мозга …………………………………
Сведения об авторах ………………………………………………
205
222
245
248
Стр.248