УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»;
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль : РИО ЯГПУ,
2020. – № 5 (116). – 259 c. – ISSN 1813-145Х. – DOI 10.20323/1813-145X-2020-5-116
2020, № 5 (116). 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный
редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики профессионального
образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора, ответственный редактор);
Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой педагогических технологий
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения,
Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского
(зам. главного редактора); В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Ярославского
государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома,
США; В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области;
Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной
педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка,
Университет г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского
медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой культурологии
и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского
государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург;
А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль; Е. И. Казакова, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного
университета; В. К. Кантор, доктор философских наук, профессор, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского
интеллектуального диалога Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; А. В. Карпов, доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой психологии труда
и организационной психологии, декан факультета психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; И. В. Кондаков, доктор
философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя
Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк,
Польша; А. Ло, доктор исторических наук, професссор Института истории и культуры Центрально-Китайского педагогического университета, г. Ухань, КНР;
Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; С. Г. Макеева, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор
философских наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор
культурологии, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лаверова РАН,
г. Архангельск; Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского
государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой
специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор
педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических
наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой философии и культурологии
Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; И. В. Упениеце, доктор педагогических наук, профессор Рижского
университета им. П. Страдиньша; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного
университета им. П. Г. Демидова; А. М. Ходырев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, проректор по
научной работе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор,
главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Ц. Чжан, доктор исторических наук,
профессор Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу, КНР; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра
новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического университета, г. Пекин, КНР; В. Д. Шадриков, доктор психологических наук,
профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель департамента психологии НИУ Высшая школа экономики; В. Т. Юнгблюд,
доктор исторических наук, профессор, президент Вятского государственного университета; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН; В. А. Янчук, доктор психологических наук, профессор, декан факультета
психологии Академии постдипломного образования, г. Минск, Беларусь.
диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика,
история педагогики и образования (педагогические науки), 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические
науки), 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки), 19.00.03 – Психология труда,
инженерная психология, эргономика (психологические науки), 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки),
24.00.01 – Теория и история культуры (культурология)
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные результаты
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии и независимыми экспертами.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72-64-05, 32-98-69 (издательство)
Адреса в Интернете: http://yspu.org/ : http://vestnik.yspu.org/
Регистрационный номер средства массовой информации: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
ПИ № ФС 77-75600 от 19.04.2019
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http://vestnik.yspu.org /?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского», 2020
© Авторы статей, 2020
Стр.2
Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky;
Department of education of the Yaroslavl region
FOUNDING PARTIES:
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific journal. Yaroslavl : RIO YSPU, 2020. –
№ 5 (116). – 259 p. – ISSN 1813-145X. – DOI 10.20323/1813-145X-2020-5-116
2020, № 5 (116). 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Gruzdev, doctor of pedagogical sciences, associate professor, rector of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky (editor-in-chief); M. V. Novikov,
doctor of historical sciences, professor, Honoured scientist of the Russian Federation, head of the theory and methods of professional education department of Yaroslavl state
pedagogical university named after K. D. Ushinsky (deputy chief editor, editor-in-chief); L. V. Baiborodova, doctor of pedagogical sciences, professor, Honoured worker of
higher school of Russian Federation, head of the pedagogical technologies department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky (deputy chief editor);
T. S. Zlotnikova, doctor of arts, professor of the culturology department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Honoured scientist of the Russian
Federation (deputy chief editor); V. A. Mazilov, doctor of psychological sciences, professor, head of the general and social psychology department of Yaroslavl state pedagogical
university named after K. D. Ushinsky (deputy chief editor); Ch. Abramson, professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; V. V. Afanasiev, doctor of pedagogical
sciences, professor, head of the geometry and algebra department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, doctor of political sciences,
professor, human-rights ombudsman in the Yaroslavl region; T. Beyer, professor of the russian language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, doctor of pedagogical
sciences, professor, head of the preschool pedagogics and psychology department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of
the russian language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, doctor of philosophical sciences, professor, head of the philosophy and culturology department of Samara
medical university; N. I. Voronina, doctor of philosophical sciences, professor, Honoured scientist of the Russian Federation, head of the culturology and ethnoculture department
of Mordovian state university named after N. P. Ogariov; T. I. Erokhina, doctor of culturology, professor, vice rector of Yaroslalv state theatrical institute; L. A. Zaks, doctor
of philosophical sciences, professor, rector of the Humanitarian university, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, doctor of pedagogical sciences, professor, rector of the Institute of
education development, Yaroslavl; E. I. Kazakova, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the continuous philological education and educational management department
of Saint-Petersburg state university; V. K. Kantor, doctor of philosophical scences, professor, head of the international laboratory for researches of the russian-european
intellectual dialogue of Higher school of economics, Moscow; A. V. Karpov, doctor of psychological sciences, professor, corresponding member of Russian academy of education,
Honoured scientist of the Russian Federation, Honoured worker of higher school of Russian Federation, head of the labour psychology and organizational psychology
department, dean of the faculty of psychology of Yaroslavl state university named after P. G. Demidov; I. V. Kondakov, doctor of philosophical sciences, professor of the history
and theory of culture department of Russian state humanitarian university, vice-chairman of the scientific council «History of world culture»; Z. Krushevsky, doctor of pedagogical
sciences, professor of P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; A. Lo, doctor of historical sciences, professor of the institute of history and culture of the Central Chinese
pedagogical university, Wuhan, China; Kh. Lyuk, doctor of psychological sciences, professor of Hagen University, director of the Institute of Kurt Lewin psychology, Germany;
S. G. Makeeva, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the theory and ways of training philological disciplines department of Yaroslavl state pedagogical university
named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, professor of history, Bielefeld University, Germany; S. А. Nikolsky, doctor of philosophical sciences, a leading researcher, head of the
sector of culture philosophy of the Institute of philosophy of the Russian academy of sciences; A. B. Permilovskaya, doctor of culturology, chief researcher of the federal research
center of complex study of the Arctic region named after academician of RAS N. P. Laverov, Arkhangelsk; Ju. P. Povarionkov, doctor of psychological sciences, professor of the
general and social psychology department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; K. E. Razlogov, doctor of arts, professor of the All-Russian state
university of cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured worker of art of the Russian Federation; A. E. Simanovsky, doctor of pedagogical sciences, associate
professor, head of the special (correctional) pedagogics department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, doctor of pedagogical
sciences, professor, head of the mathematical analysis, theory and ways of training mathematics department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky;
R. Smith, professor of Lancaster University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, doctor of pedagogical sciences, professor of the medecine, biology, theory and ways of training
biology department of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the
institute of pedagogics and psychology of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky; A. Yu. Tikhonova, doctor of culturology, associate professor, head
of the philosophy and culturology department of Ulyanovsk state pedagogical university named after I. N. Uliyanov; I. V. Upenietse, doctor of pedagogical sciences, professor of
Riga University named after P. Stradinsh; V. P. Fedyuk, doctor of historical sciences, professor, dean of the faculty of history of Yaroslavl state university named after
P. G. Demidov; A. M. Khodyrev, candidate of pedagogical sciences, head of the theory and history of pedagogics department, vice-rector for research of Yaroslavl state pedagogical
university named after K. D. Ushinsky; N. A. Khrenov, doctor of philosophical sciences, professor; leading research worker of the State institute of arts, Moscow;
A. P. Chernyavskaya, doctor of pedagogical sciences, professor of the pedagogical technologies department of Yaroslavl state pedagogical university named after
K. D. Ushinsky; Z. Zhang, doctor of historical sciences, professor of the humanitarian institute of the University of science and technology in Suzhou, Suzhou, China; Z. Zhang,
doctor of historical sciences, professor, director of the new world history centre of the institute of history of Beijing normal university, Beijing, China; V. D. Shadrikov, doctor of
psychological sciences, professor, academician of Russian academy of education, Honoured scientist of the Russian Federation, research supervisor of the department of psychology
of Higher school of economics, Moscow; V. T. Yungblyud, doctor of historical sciences, professor, president of Vyatka state university; A. V. Jurevich, doctor of psychological
sciences, professor, deputy director of the institute of psychology of the Russian academy of sciences, corresponding member of the Russian academy of sciences;
V. A. Yanchuk, doctor of psychological sciences, professor, dean of the faculty of psychology of Academy of post-degree education, Minsk, Belarus.
The journal is included into the list of the leading peer-reviewed journals and editions where the main scientific results of theses
are published for proceeding to the degree of doctor and candidate of sciences on the following scientific specialities:
00.01 – General pedagogics, history of pedagogics and education (pedagogical sciences), 13.00.08 – Theory and methods of vocational education
(pedagogical sciences), 19.00.01 – General psychology, personality psychology, psychology history (psychological sciences), 19.00.03 – Labour
psychology, engineering psychology, ergonomics (psychological sciences), 19.00.07 – Pedagogical psychology (psychological sciences), 24.00.01 –
Theory and history of culture (culturology)
The materials published in the journal are reviewed by members of the editorial board and independent experts.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya street, 108/1
Ph.: (4852) 72-64-05, 32-98-69 (publishing house)
The internet address: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Mass media registration: The federal service for supervision of communications, information technology, and mass media
ПИ № ФС 77-75600 dated from 19.04.2019
Conditions for the publishing article in the scientific journal «Yaroslavl pedagogical bulletin»: http://vestnik.yspu.org/?page = athors_format
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
© Yaroslavl state pedagogical university named after
K. D. Ushinsky, 2020
© Authors of articles, 2020
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5 (116)–2020
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Гущина Т. Н. Социально-педагогическое сопровождение формирования
социальной компетентности обучающегося: технологический аспект _______________________ 8
Золотарева А. В. Региональная концепция поддержки школ с низкими результатами обучения
и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях ______________________ 17
Макеева С. Г., Мартынова Е. Н. Теоретические основы формирования смыслового чтения
как универсального учебного действия ________________________________________________ 30
Бодоньи М. А. Типология обратной связи для целей формирующего оценивания ________________ 39
Несына С. В. Динамика экзистенциальной сферы индивидуальности студентов
в процессе профессионального педагогического образования _____________________________ 46
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тарханова И. Ю., Зайцева М. А., Пятунина В. М. Дистанционное обучение в вузе:
новые дидактические решения _______________________________________________________ 53
Болдырева Е. М. Методы и приемы обучения китайских студентов русской разговорной речи ____ 61
Гребнева Д. М., Васева Е. С., Бужинская Н. В. Формирование компетенции самоорганизации
в процессе подготовки будущего специалиста ИТ-сферы _________________________________ 75
Шакирова Н. Ю., Касаткина Н. Н., Личак Н. А., Данданова С. В. Геймификация как средство
эффективного изучения новой иностранной лексики ____________________________________ 82
Воронцова А. В., Воронцов Д. Б., Самохвалова А. Г., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н. Анализ
методической готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению _________________ 88
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Мединцев В. А. Проблема метода в контексте интеграции психологического знания ____________ 100
Харламенкова Н. Е., Никитина Д. А. Психологические последствия влияния
стрессоров высокой интенсивности разного типа ______________________________________ 110
Харитонова Е. В. Трансляция менталитета в условиях транзитивного общества _______________ 121
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА
Малышев К. Б., Малышева О. А. Профессиональные типы и ценностные ориентации личности __ 129
Дьяков Д. Г. Переживание затруднительных ситуаций как условие функциональной
самоидентификации в период ранней взрослости ______________________________________ 140
Тарасова Е. М. Карьерное самоопределение студентов бакалавриата _________________________ 148
4
Стр.4
Григорьева Д. Д., Михеев М. И., Потамская В. П., Башилов Р. Н., Башилова С. М. Виртуальная
реальность как дискурс формирования профессионального этоса студентов-медиков ________ 155
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ильясов И. И., Асланова М. С., Андержанова В. С. Сравнительный анализ развития
учебных умений студентов инженерно-технической и гуманитарной направленности ________ 162
Юферова М. А. Школьная медиация как ресурс развития
коммуникативных способностей подростка ___________________________________________ 170
Бугайчук Т. В., Полякова П. А. Психологические аспекты применения технологии Big Data
в условиях дистанционного обучения ________________________________________________ 177
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Аристова Е. П. «Помыслить советское бытие»: советские, российские и зарубежные исследования
второй половины XX– начала XXI в. _________________________________________________ 184
Злотникова Т. С., Ерохина Т. И., Еремин А. В. Советское бытие как интегративный феномен:
истоки, трансформация, художественные практики _____________________________________ 193
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Никольский С. А. Крестьянин на войне и в советском концлагере
(в размышлениях В. Быкова, А. Солженицына, В. Шаламова) ____________________________ 202
Кознова И. Е. «Сражающаяся Мнемозина»: тема памяти в военной прозе А. Платонова _________ 208
Воронина О. А. Женщины и художественное творчество: гендерный анализ __________________ 217
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Добрецова С. А., Куимова В. М., Тирахова В. А. Исследовательская парадигма советского бытия:
социокультурные и философские аспекты ____________________________________________ 225
Шапинская Е. Н. Музыкальный когнитивизм в новом ключе: поворот к субъективности
(книги Й. Бостриджа и Дж. Э. Гардинера) _____________________________________________ 234
Александрова М. В. Предыстория советского типа жилища: проекты и эксперименты __________ 243
РЕЦЕНЗИИ И ОТЗЫВЫ
Красильников Р. Л. Рецензия на монографию Л. А. Якушевой ______________________________ 250
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ___________________________________________________________ 254
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific journal
Published since 1994
№ 5 (116)–2020
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Gushchina T. N. Socio-pedagogical support for the formation of the student’s social competence:
a technological aspect _________________________________________________________________ 8
Zolotariova A. V. Regional concept of support for schools with low learning outcomes
and schools operating in unfavorable social conditions ______________________________________ 17
Makeeva S. G., Martynova E. N. Theoretical bases for formation of notional reading
as universal educational action _________________________________________________________ 30
Bodonii M. A. Feedback typology for formative assessment purposes _____________________________ 39
Nesyna S. V. Dynamics of existential sphere of students' individuality
in the process of professional pedagogical education _______________________________________ 46
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
Tarkhanova I. Yu., Zaitseva M. A., Pyatunina V. M. Distance learning in university:
new didactic solutions _______________________________________________________________ 53
Boldyreva E. M. Receptions and methods in teaching chinese students of russian spoken speech ________ 61
Grebneva D. M., Vaseva E. S., Buzhinskaya N. V. Formation of the competence of self-organization
in the process of training the future IT specialist ___________________________________________ 75
Shakirova N. Yu., Kasatkina N. N., Lichak N. A., Dandalova S. V. Gamification as a way to improve
the effectiveness of learning new vocabulary _____________________________________________ 82
Vorontsova A. V., Vorontsov D. B., Samokhvalova A. G., Tikhomirova E. V., Vishnevskaya O. N.
Analysis of a university teacher’s methodological readiness for distance learning _________________ 88
GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY,
PSYCHOLOGY HISTORY
Medintsev V. A. The method problem in the context of psychological knowledge integration __________ 100
Kharlamenkova N. E., Nikitina D. A. Psychological consequences
of the influence of high-intensity stressors of different types ________________________________ 100
Kharitonova E. V. Translation of the mentality in a transitive society ____________________________ 121
LABOUR PSYCHOLOGY, ENGENEERING PSYCHOLOGY, ERGONOMICS
Malyshev K. B., Malysheva O. A. Professional types and value orientations of the individual _________ 129
Diyakov D. G. Overcoming of difficult situations as the condition
of funcional selfidentification during early adulthood ______________________________________ 140
Tarasova E. M. Career self-determination of undergraduate students_____________________________ 148
Grigoreva D. D., Mikheev M. I., Potamskaya V. P., Bashilov R. N., Bashilova S. M. Virtual reality
as a discursive environment that affects the formation of a professional ethos of medical students ___ 155
6
Стр.6
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Ilyasov I. I., Aslanova M. S., Anderzhanova V. S. Comparative analysis
of the development of engineering and humanitarian students’ learning skills ___________________ 162
Yuferova M. A. School mediation as a resource for developing a teenager's communication skills ______ 170
Bugaichuk T. V., Polyakova P. A. Psychological aspects of using Big Data technology
in the context of distance learning _____________________________________________________ 177
THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES
Aristova E. P. To define soviet existence: soviet, russian and world researches
of the second half of the XX century and the beginning of the XXI century _____________________ 184
Zlotnikova T. S., Erokhina T. I., Eriomin A. V. Soviet existence as an integrative phenomenon:
origins, transformation, artistic practices ________________________________________________ 193
HISTORICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CULTURAL PROCESSES
Nickolsky S. A. A peasant at war and in a soviet concentration camp
(in Vasil Bykov, Alexander Solzhenitsyn and Varlam Shalamov's reminiscences) _______________ 202
Koznova I. E. «The сombating Mnemosyne»: the theme of memory
in Andrey Platonov’s military prose ___________________________________________________ 208
Voronina O. A. Women and fine arts: a gender analysis _______________________________________ 217
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Dobretsova S. A., Kuimova V. M., Tirakhova V. A. Research paradigm of soviet existence:
social-cultural and philosophical aspects ________________________________________________ 225
Shapinskaya E. N. Musical cognitivism in a new aspect: turning to subjectivity
(books by I. Bostridge and J. E. Gardiner) _______________________________________________ 234
Aleksandrova M. V. Background of the soviet type housing: projects and experiments _______________ 243
REVIEWS AND REFEREE REPORTS
Krasilnikov R. L. Review of the monograph by L. A. Yakusheva _______________________________ 250
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS _______________________________________________ 257
7
Стр.7