частное образовательное учреждение высшего образования
свято-филаретовский православно-христианский институт
Я. Р. Пантуева
РУССКИЙ ЯЗЫК
И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
Москва • 2018
Стр.1
УДК 811.161.1
ББК 81.2Рус-5-923
П 16
Рекомендовано ученым советом СФИ
Рецензенты:
Д. М. Гзгзян, канд. филол. наук, заведующий кафедрой богословских
дисциплин и литургики СФИ
А. М. Копировский, канд. пед. наук, профессор СФИ
Пантуева Яна Руслановна
П 16 Русский язык и культура речи : Учебник для студентов теологического,
религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Свято-Филаретовский
православно-христианский институт, 2018. — 192 с.
ISBN 978-5-89100-193-0
Содержание учебника соответствует программе курса «Русский язык и культура
речи». Учебник содержит теоретические и практические материалы
(задания и упражнения), предназначенные для использования на аудиторных
занятиях, а также для самостоятельной работы студентов.
© Пантуева Я. Р., 2015
© Пантуева Я. Р., 2018, с изменениями
ISBN 978-5-89100-193-0
© Свято-Филаретовский православнохристианский
институт, 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 7
Цели и задачи 7
Задачи курса 7
Методические рекомендации 9
Введение 11
Глава 1 • Основные понятия культуры речи 13
Основные уровни и единицы языка 13
Современный русский литературный язык 15
Языковая норма как центральная категория культуры речи 16
Свойства культурной речи 19
Глава 2 • Язык и стиль 23
Стиль 23
Стилистическая окраска 25
Функциональные стили современного русского
литературного языка 27
Глава 3 • Художественный (литературно-художественный) стиль 34
Лингвистические особенности художественного стиля 34
Поэзия и проза 37
Языковые средства художественной выразительности 39
Виды тропов 40
Стилистический анализ художественного текста 46
Глава 4 • Научный стиль 54
Лингвистические особенности научного стиля 54
Цитирование 57
Виды научных текстов 58
Композиция первичного научного текста 58
План, виды планов 60
Стр.3
4 содержание
Глава 5 • Официально-деловой стиль 62
Лингвистические особенности официально-делового стиля 63
Административно-речевой этикет 70
Типичные ошибки в деловых бумагах 71
Глава 6 • Публицистический стиль 76
Лингвистические особенности публицистического стиля 77
Церковно-проповеднический подстиль 81
Глава 7 • Разговорный стиль 85
Лингвистические особенности разговорного стиля 85
Совершенствование разговорной речи 87
Глава 8 • Нелитературные разновидности русского языка 91
Просторечие 91
Социолект 94
Диалект 97
Глава 9 • Лексика современного русского литературного языка 101
Типы лексических значений слов в русском языке 102
Полисемия 105
Омонимия. Синонимия. Антонимия 108
Паронимия 109
Происхождение лексики современного русского языка 111
Старославянизмы 112
Понятие об активном и пассивном словарном запасе 114
Глава 10 • Актуальные проблемы языковой культуры общества 124
Современное состояние русского литературного языка
и основные тенденции его развития 124
Язык и речь в духовной жизни человека и в жизни церкви 128
Заключение 131
Рекомендуемая литература 132
Приложение 1 136
Вопросы для самопроверки 136
Вопросы к зачету 137
Стр.4
содержание
5
Итоговый тест по курсу «Русский язык и культура речи» 139
Ответы 141
Приложение 2 • Тексты для самостоятельной работы 142
Тема 1 142
В. П. Катаев. Два гусара 142
Тема 3 145
Тема 5 147
К. Чуковский. Живой как жизнь 147
Тема 8 183
Б. В. Шергин. Пинежский Пушкин 183
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебник по курсу «Русский язык и культура речи» предназначен для
студентов гуманитарных специальностей и направлений высших учебных
заведений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» призвано помочь
студентам повысить уровень практического владения современным русским
литературным языком в различных ситуациях общения. Курс способствует
лучшему пониманию структуры русского языка и его основных
особенностей, позволяет получить общее представление об истории русского
литературного языка, расширить научный и культурный кругозор.
ЗАДАЧИ КУРСА
сформировать у студентов соответствующие знания,
умения и навыки. в частности:
• способность выстраивать и реализовывать перспективные линии
интеллектуального, культурного и профессионального саморазвития
и самосовершенствования;
• базовые знания в области социально-гуманитарных наук;
• готовность к письменной и устной коммуникации на русском
языке;
• умение оформлять и вводить в научный оборот результаты теологических
исследований;
• умение использовать специализированные знания фундаментальных
разделов филологии для освоения профильных теологических
дисциплин.
Стр.7
8 предисловие
в результате изучения дисциплины студент должен
иметь представление:
• о русском языке как о системе;
• об основных понятиях культуры речи;
• о стилистической системе современного русского литературного
языка.
в результате изучения дисциплины студент
должен знать:
• принципы применения расширенного круга языковых средств.
в результате изучения дисциплины студент
должен уметь:
• создавать высказывания в устной и письменной форме, выбирая
жанр, стиль и языковые средства в зависимости от ситуации и целей
общения;
• применять знания по истории и теории русского языка для решения
профессиональных задач.
в результате изучения дисциплины студент
должен владеть:
• нормой русского литературного языка;
• практическими навыками коммуникации в различных речевых
ситуациях;
• навыком создания связных, правильно построенных монологических
текстов в соответствии с коммуникативными намерениями
говорящего и ситуацией общения;
• навыком общения в диалогических и полилогических ситуациях.
Таким образом, цель настоящего курса — способствовать формированию
и воспитанию современной личности, владеющей системой
норм современного русского литературного языка. Курс направлен на
повышение уровня коммуникативной компетенции студентов, совершенствование
их языковых способностей, позволяющих использовать
все богатство русских языковых средств в различных ситуациях
общения.
Стр.8
предисловие
9
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебник содержит теоретический материал по 10 темам. Из них первые
две — «Основные уровни и единицы языка. Современный русский
литературный язык. Языковая норма как центральная категория
культуры речи» и «Основные понятия стилистики. Функциональные
стили современного русского литературного языка» — посвящены таким
основным понятиям культуры речи, как «языковая норма», «литературный
язык» и «стиль». Затем изучается система функциональных
стилей русского литературного языка: главы 3–7 посвящены литературно-художественному,
научному, официально-деловому, публицистическому
и разговорному стилям. Основное внимание уделяется
научному и художественному стилям.
В главе 8 рассматриваются нелитературные разновидности русского
языка (диалект, жаргон, просторечие); знакомство с ними призвано
научить студентов оценивать с научной точки зрения и осознанно
использовать или отвергать языковые явления. Глава 9 направлена на
рассмотрение лексической подсистемы русского литературного языка
в ее историческом развитии.
Последняя глава учебника — «Актуальные проблемы языковой культуры
общества. Современное состояние русского литературного языка
и основные тенденции его развития. Язык и речь в духовной жизни человека
и в жизни церкви» — посвящена проблемам языковой культуры.
Помимо теоретического материала, в учебнике содержатся практические
задания и упражнения. Особое внимание уделяется практической
стилистике, филологическому анализу текста и созданию
оригинальных текстов в различных жанрах и стилях. Последнее позволяет
заниматься как совершенствованием навыков грамотного
письма, так и развитием творческих способностей, «оживлением» отношений
человека со словом.
Учебник предназначен для использования как на аудиторных занятиях,
так и для самостоятельной работы. В него включены «вопросы
для размышления», придающие учебнику интерактивный характер.
Студентам рекомендуется следующий порядок работы:
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, сделайте необходимые
выписки; обратите внимание на основные понятия; ответьте на
вопросы для самопроверки (см. Приложение 1).
Стр.9
10 предисловие
2. Ответьте на вопросы для размышления, при необходимости используя
справочную литературу.
3. Очная форма обучения — устно выполните задания и упражнения;
очно-заочная и заочная форма обучения — рекомендуется письменно
выполнять задания и упражнения.
4. Особое внимание обратите на выполнение творческих заданий.
Напишите и отредактируйте свой текст, обращаясь при необходимости
к словарю.
Предполагается активное использование научной и справочной
литературы, а также электронных ресурсов из списка, приведенного
в разделе «Рекомендуемая литература».
Стр.10
ВВЕДЕНИЕ
термин «культура речи» имеет несколько значений
1. Отчасти «культура речи» совпадает с такими понятиями, как
«следование норме», «правильность», «грамотность». Это знание
норм литературного языка в его устной и письменной форме и следование
им, а также степень владения этими нормами (например, речь
человека может быть культурной в большей или меньшей степени).
При этом культура речи не сводится к отсутствию ошибок.
Нормативность речи включает в себя также такие качества, как
точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — её соответствие
мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых
средств для адекватного выражения содержания высказывания.
Критерий ясности речи — её доходчивость и доступность для
тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — исключение
нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики,
проф. жаргонизмов), уместность использования в ней определенных
средств в конкретной ситуации речевого общения и т. д.
Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием
грамматических конструкций, художественной выразительностью,
логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе
обучения языку. Эти качества речи предполагают достаточно
высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру
мышления, сознательную любовь к языку. Показателем речевой
культуры выступает владение литературным языком, в котором закрепляются
и накапливаются культурные традиции народа.
Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Под ред. В. Г. Панова. Т. 1.
М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 487
2. Культура речи — это владение всем многообразием языковых
средств, умение осуществлять их отбор в зависимости от ситуации
общения. Этот аспект речевой культуры связан с освоением
практической стилистики литературного языка, а также умением
Стр.11
12 введение
ориентироваться в нелитературных разновидностях языка (диалект,
жаргон, просторечие).
3. Понятие «культура речи» связано со стремлением к наиболее
эффективному использованию языка и синонимично тому, что называется
«коммуникативное совершенство». Под культурой речи понимается
система коммуникативных свойств и качеств речи, говорящих
о ее наиболее целесообразном использовании.
4. Культура речи понимается как речевое мастерство. Язык и
речь — важнейшие проявления творческого начала. Владение словом
— один из способов проявления человеческой свободы и ответственности.
Можно сказать, что культура речи — это деятельная любовь
к языку.
5. Раздел лингвистики, изучающий речь в ее коммуникативном совершенстве.
«Позитивная программа языковой политики и совершенствования
культуры речи может быть построена только на основании
научного осмысления языка как непрерывно развивающегося феномена»
(Российский Гуманитарный энциклопедический словарь. Т. 2).
Изучение теоретического материала является необходимой и
важной, но не главной задачей курса культуры речи. Основное — научиться
практическому применению знаний о языке, сделать его использование
более свободным и осознанным, будь то чтение, написание
научных работ или частных писем, выступление с докладом
или неформальная беседа. М. Л. Гаспаров в книге «Записи и выписки»
пишет о такой близкой культуре речи дисциплине, как риторика: «Напрасно
думают, что это — умение говорить то, чего на самом деле не
думаешь. Это — умение сказать именно то, что ты думаешь, но так,
чтобы не удивлялись и не возмущались» (Гаспаров М. Л. Записки и
выписки. М. : Новое литературное обозрение, 2001. С. 54). Совершенствование
этого умения особенно важно для студентов, изучающих
гуманитарные дисциплины. В этом случае слово — основной «рабочий
инструмент», который необходимо учиться использовать осознанно
и творчески.
Стр.12
ПРЕДАНИЕ
интернет-магазин
христианской литературы
www.predanie.org
Широкий выбор христианской литературы:
Православие и современность
Миссия и катехизация
Проповедь и свидетельство
Богослужение и таинства
Христианство и искусство
Общинно-братская жизнь
История церкви
Богословие
Наследие новомучеников
и исповедников российских
Среди авторов книг — новомученики и исповедники веры:
свящ. Анатолий Жураковский, прпмц. Мария (Скобцова) и др.,
а также современные христианские богословы и мыслители:
протопр. Виталий Боровой, академик Сергей Аверинцев,
митр. Иоанн (Зизиулас), Христос Яннарас, свящ. Георгий Кочетков,
Н. А. Струве, поэт О. А. Седакова и многие другие.
Произведения философов и богословов русского религиозного
возрождения: протопр. Николая Афанасьева, прот. Сергия Булгакова,
Николая Бердяева и других.
Многие издания являются уникальными:
переводы книг, осуществленные силами преподавателей
Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ)
(sfi.ru);
материалы по новейшей истории церкви в многотомном издании
«Христианский вестник»;
исследования по миссиологии и катехетике, в т. ч. по истории
катехизации;
серия переводов Православного богослужения на русский язык
в 7 томах (переводческая группа под руководством ректора СФИ
проф.-свящ. Георгия Кочеткова);
беседы для тех, кто готовится к вступлению в Церковь.
Православная газета «Кифа» (gazetakifa.ru)
Журнал «Православная община», основные темы:
православие как правая вера и верное прославление Бога, как
напряженный поиск внутренней и внешней правды и истинности
жизни человека и исторической церкви;
община как собирание со Христом и посильно воплощаемое
единство жизни во Христе, как общение с Богом и ближними
во взаимной любви.
Стр.190
www.sfi.ru
На страницах сайта Вы можете узнать
об образовательных, научных,
издательских, просветительских
и других проектах Свято-Филаретовского
института, а также познакомиться
с хорошей богословской, философской
и просветительской литературой
новости из жизни церкви и общества
анонсы и репортажи о научно-богословских
и богословско-практических конференциях
по актуальным темам современной
церковной жизни
Вы найдете на нашем сайте:
книжные новинки
интервью с богословами и общественными
деятелями
материалы по вопросам биоэтики
аудио- и видео материалы
Стр.191
Учебник
Яна Руслановна Пантуева
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Издание 2-е, исправленное и дополненное
Выпускающий редактор Кирилл Мозгов
Редакторы Ирина Кольцова, Олеся Сидорова
Дизайнер Мария Патрушева
Верстальщик Николай Ежихин
Корректор Марина Писаревская
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, Москва, ул. Покровка, д. 29, н. п. 2
+7 (495) 623 03 80
info@sfi.ru
www.sfi.ru
Подписано в печать 07.02.2018
Формат 84×108/32
Печать офсетная. Бумага офсетная
Объем 10 печ. л. Тираж 500 экз.
Отпечатано в типографии «Август Борг»
107497, Москва, ул. Амурская, д. 5, стр. 2
Стр.192