Министерство культуры
Российской Федерации
Российский гуманитарный
научный фонд
Нижегородская государственная
консерватория имени М. И. Глинки
МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ
КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
К 70-ЛЕТИЮ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. М. И. ГЛИНКИ
Сборник статей по материалам
Международной научной
конференции 14–18 ноября 2016 г.
ТОМ I
Нижний Новгород 2016
Издательство Нижегородской
консерватории
Стр.1
УДК 78
ББК 85.2
М89
Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ
Соглашение № 16-04-14050/16
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
им. М. И. Глинки
Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-леМ89
тию
Нижегородской государственной консерватории
им. М. И. Глинки : сборник статей по материалам Международной
научной конференции 14–18 ноября 2016 г. / отв.
ред. Т. Б. Сиднева, ред. кол. : О. М. Зароднюк, А. А. Амрахова,
Ю. С. Векслер, Т. Б. Суханова ; Нижегород. гос. консерватория
им. М. И. Глинки. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской
консерватории, 2016. — Т. 1. — 444 с.
ISBN 978-5-9908465-5-5
В сборнике представлены материалы Международной научной конференции
«Музыка в диалоге культур и цивилизаций. К 70-летию Нижегородской
государственной консерватории им. М. И. Глинки», проведенной
при поддержке Российского гуманитарного научного фонда с 14 по 18 ноября
2016 года. В двух томах издания отражен широкий спектр изучения
музыки в культурном контексте, представленный в докладах и сообщениях
российских и зарубежных ученых. Сборник адресован специалистам,
изучающим проблемы диалога цивилизационных процессов и культурных
традиций в музыке, студентам-гуманитариям, а также всем, кто интересуется
данной темой.
УДК 78
ББК 85.2
ISBN 978-5-9908465-5-5
© Сиднева Т. Б., вступительная
статья, 2016
© Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки, 2016
16+
Стр.2
От редактора
Т. Б. Сиднева
Нижегородская музыковедческая
школа и ее роль в отечественой
науке о музыке
За семь десятилетий существования Нижегородской консерваторией
накоплен плодотворный опыт по организации дискуссий о
процессах развития музыки в контексте диалога эпох и поколений,
традиций и ментальностей, о ее взаимодействии музыки с другими
видами искусства, внехудожественных параллелях. В свой юбилей
ННГК стала площадкой для дискуссий отечественных и зарубежных
ученых по актуальным проблемам музыкальной науки. Для
обсуждения фундаментальной темы «Музыка в диалоге культур и
цивилизаций» были приглашены ведущие ученые России, Украины,
Беларуси, Азербайджана, Китая, Германии, Сербии.
Возможность организации дискуссии на столь масштабную
тему обоснована всей историей консерватории — историей,
вехи которой отражают становление прочных интеллектуальных
традиций, их развитие и обновление.
Как известно, все сколь-нибудь значительное не создается из
одного источника, оно прорастает из взаимодействия разнообразных
тенденций, питается множеством истоков и начинаний.
Так и утверждению нижегородской школы музыковедения предшествовали
важные события, происходившие задолго до создания
музыкального вуза в нашем городе.
Реальная история музыкальной науки в Нижнем Новгороде насчитывает
около двух столетий и восходит к именам А. Д. Улыбышева,
осуществившего грандиозный замысел написания «Новой
биографии Моцарта» (1843); В. Ю. Виллуана, в 1873 году возглавившего
Нижегородское отделение РМО (будучи по основной профессии
скрипачом, он одновременно был известен и как автор «Практического
руководства» по элементарной теории музыки). Следует
упомянуть и Е. О. Гунста, автора книги «Скрябин и его творчество»
(созданной на основе «драгоценных указаний композитора» и изданной
в 1915 году), в 1918–1919 годы возглавлявшего народную
3
Стр.3
Музыка в диалоге культур и цивилизаций
консерваторию в Нижнем Новгороде. Для истории музыкальной
науки несомненную значимость имеет также теоретическая деятельность
педагога музыкального техникума (а позднее — открывшейся
Горьковской консерватории) Н. Н. Полуэктовой.
Эти и еще многие музыканты-исследователи создали необходимую
почву, на которой сформировалась нижегородская музыковедческая
школа с ее особым тематическим пространством,
методологическими предпочтениями, «пристрастиями» к определенному
кругу проблем.
При создании консерватории в послевоенном 1946 году в Горьком
важной установкой стало воспитание грамотных музыкантов:
из тридцати студентов наряду с пианистами, вокалистами,
оркестрантами в вуз были приняты семь музыковедов.
Нет необходимости объяснять, какое трудное это было время:
предоставленное здание находилось в крайне аварийном состоянии
и требовало капитального ремонта, отсутствовали учебники
и ноты, инструментарий был очень скудным, вуз не имел возможности
принимать иногородних студентов и были сложности
в приглашении преподавателей из других городов.
Тем не менее, с первых дней работы консерватории были заданы
высокие критерии музыкального искусства и науки, определенные
мастерством столичных музыкантов. Первыми музыковедами-преподавателями
стали выпускники и педагоги Московской
(И. В. Способин, О. К. Эйгес, М. А. Цветаев, Л. С. Мухаринская,
Н. Р. Котлер, В. Г. Блинова, А. А. Нестеров) и Ленинградской
(А. А. Касьянов, В. Я. Трайнин В. А. Коллар и др.) консерваторий.
Соединение традиций двух столиц было положено в основу деятельности
кафедры теории и истории музыки, руководителем
которой был назначен к тому времени уже известный в стране
музыкант-теоретик И. В. Способин (работавший в Горьковской
консерватории с февраля 1947 по 1954 годы). Он стал безусловным
«центром притяжения» становящегося горьковского музыковедения
и фактически «построил систему музыковедческого образования
в вузе» [7, с. 7].
Выпускник Горьковской консерватории, имевший диплом под
номером 2, В. М. Цендровский так описывает свои впечатления
от занятий И. В. Способина: «…органичный сплав теории и истории
музыки, музыка, расцветающая в соединении с проницательностью
и глубиной суждений, широчайшая эрудиция, великолепные
и тонкие фортепианные иллюстрации на память. И все это
4
Стр.4
От редактора
в артистически непринужденной, часто остроумной форме, без
тяжеловесного наукообразия» [ 7, с. 7].
Работа И. В. Способина в Горьком совпала с периодом расцвета
его научной деятельности, когда им были написаны и изданы
«бригадный» (в соавторстве с И. Дубовским, С. Евсеевым,
В. Соколовым) учебник гармонии, первый в стране современный
учебник «Музыкальная форма», сборники сольфеджио, «Элементарная
теория музыки».
Для горьковских студентов И. В. Способин стал кумиром, в
котором восхищало все: и безупречный академический профессионализм,
и фантастическая эрудиция, и монументальность
фигуры, и величественная размеренная походка, и сочетание
профессиональной строгости и антиакадемизма. Об «антиакадемизме»
пишет О. В. Соколов, имея в виду способность И. В. предохранять,
«подобно невидимой броне» от дурного конформизма,
«ненавязчиво воспитывать независимость вкуса, не подвластного
никаким идеологическим предписаниям» [5, с. 56]. В архиве
Нижегородской консерватории хранится заявление профессора,
заведующего кафедрой теории музыки Московской консерватории
о приеме на работу: «Согласно Вашему приглашению и предварительным
переговорам прошу оформить надлежащим образом
мои отношения с Горьковской консерваторией, в которой
мне предстоит работать с февраля 1947 года. 5.II.1947. И. В. Способин»
[1]. За нестандартно сформулированным заявлением даже в
столь кратком тексте перед нами предстает масштабная личность
и непреклонный характер.
Период работы И. В. Способина в Горьком совпал с огульными
обвинениями в формализме его музыковедческих идей. Горьковская
консерватория находилась под угрозой закрытия как
идеологически неблагонадежная и политически подозрительная,
особенно после публикации Постановления ЦК 10 февраля 1948
года. В этой политически опасной ситуации коллегам и студентам
ученый показал пример принципиальности и даже дерзкой
смелости: он намеренно обострял внимание к форме. По поводу
известного труда Б. Асафьева даже шутил, что название работы
«Музыкальная форма как процесс» «приобретает не музыкально-драматургический,
а судебно-юридический смысл» [7, с. 9].
Смелость, принципиальность и независимость суждений стали
родовой чертой горьковского-нижегородского музыковедения.
Многие годы город был «закрытым» и не раз становился ме5
Стр.5
Содержание
Сиднева Т. Б. Нижегородская музыковедческая школа и ее роль в отечественной
науке о музыке ............................................................................
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ В МУЗЫКОЗНАНИИ:
PRO ET CONTRA
Науменко Т. И. Современное отечественное музыковедение в мировом
научном контексте: к постановке проблемы ............................... 12
Сусидко И. П. Музыкальная культура XVIII века: новые оценки vs
привычные представления .................................................................. 21
Сыров В. Н. Лейтмотив Шемаханской царицы как интонационный
архетип .................................................................................................. 25
Валькова В. Б. Лондонский дебют С. В. Рахманинова: материалы к
биографическому сюжету ..................................................................... 33
Кривицкая Е. Д. «Соната, чего ты хочешь от меня?» Диалог эпох в
позднем творчестве Дебюсси ............................................................... 43
Зенкин К. В. К вопросу о понятии «национальная школа» ................. 53
Екименко Т. С. Преломление национального начала в музыке композиторов
Карелии ............................................................................... 66
Гуревич В. А. Встречи с А. А. Касьяновым: из воспоминаний двух
поколений одной семьи........................................................................ 73
Крылова А. В. Экология культуры в проблемном поле музыкознания
......................................................................................................... 78
Цареградская Т. В. Музыкальный жест как феномен .......................... 84
Барсова И. А. Эдисон Денисов слушает Моцарта ................................ 98
Векслер Ю. С. Запад и Восток в музыке и философии Йозефа Маттиаса
Хауэра .............................................................................................. 112
Кром А. Е. Русские рецепции в творчестве С. Барбера ....................... 121
Саввина Л. В. Музыкальное мышление XX века: можно ли его назвать
«казусным»? ................................................................................. 129
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Праздников Г. А. Современная художественная культура: экзистенциально-нравственные
константы в условиях тектонического
взрыва .................................................................................................... 135
Птушко Л. А. Музыкальная журналистика в диалоге культур и цивилизаций
............................................................................................. 144
3
Стр.440
Зусман В. Г., Зусман Н. Д. Шекспир и музыка ...................................... 152
Белоногова В. Ю. Пушкин и Улыбышев: два эпизода из жизни современников
......................................................................................... 159
Долгова Н. Б. Русская философия о роли культуры в жизни общества
........................................................................................................ 167
Булычева Е. И. Образы музыки в творчестве прерафаэлитов ............. 176
Ступина Е. С. Использование амфитезы для создания образа гармоничной
личности в романе И. А. Гончарова «Обрыв» ........................ 182
Шумакова О. Н. Сохранение и развитие культуры народов, населяющих
Нижегородскую область, как основа гармонизации межэтнических
отношений ................................................................................ 186
Марик В. Б. Проблемное поле исследований одесских музыковедов
на современном этапе .......................................................................... 189
Шор Ю. М. Музыка и музыкальность в пространстве гуманитарного
знания .................................................................................................... 196
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК МЕСТО ВСТРЕЧИ
КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Москвина О. А. «И: празднество в разгаре» С. Губайдулиной: от
Страстей к Апокалипсису ..................................................................... 202
Молодова Н. А. Оркестровые поэмы С. Стразова: диалог с романтической
традицией ................................................................................. 212
Зароднюк О. М. Вокальная лирика Татьяны Сергеевой в диалоге
культур ................................................................................................... 218
Яшенков И. А. Dramma per musica С. Слонимского «Король Лир» в
жанровом диалоге с К. Монтеверди .................................................... 222
Шикина Г. А. Ефим Голышев — дадаист: парадокс исчезнувшей музыки
....................................................................................................... 228
Горюнова В. К. Англия Александра Кнайфеля: «Кентервильское привидение»
................................................................................................ 231
Кощеева М. В. Австро-немецкое кабаре как художественно-артистический
феномен .................................................................................... 239
Гаркуша М. М. Музыка Астора Пьяццоллы в контексте диалога эпох 244
Присяжнюк Д. О. Музыкальный риторизм как искусство диалога:
из «вчера» в «завтра» ............................................................................. 251
Суворкина Е. А. К проблеме авторского жанра в современной музыке .. 260
Петров В. О. Акционизм в искусстве как явление эпатажа ............... 265
Стр.441
КЛАССИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
В ДИАЛОГЕ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ
Ульянова Р. А. Антон Августович Герке в контексте отечественной
музыкальной культуры XIX века .......................................................... 270
Бочкова Т. Р. Романтическая органная соната в диалоге с барокко: к
постановке проблемы ........................................................................... 278
Буслаева Н. В. «Братья по разуму и духу» (реформы Ф. Листа,
Ф. Бузони и Г. Гульда в искусстве интерпретации) ............................ 282
Разгуляев Р. А. «Грозовая» соната Н. Метнера и Appassionata Л. ван
Бетховена: опыт сравнительного анализа .......................................... 285
Леопа И. П. «После мрака надеюсь на свет» (песни Густава Малера
1901–1902 годов) .................................................................................... 292
Галкин А. А. Природа в жизни и творчестве Густава Малера ............. 299
Корнишина И. С. «Параллельные миры» Мередит Монк: средневековье
и современность (на примере фильма «Book of Days») ........... 305
Васенина С. А. К проблеме диалога исполнителя и звукорежиссера
(на примере аудиозаписей В. Горовица) ............................................. 309
Воробьева О. А. Диалог композитора и исполнителя в трех фортепианных
циклах Родиона Щедрина ..................................................... 313
Лежнева И. В. Влияние И. Стерна, И. Менухина и Г. Шеринга
на взгляды представителей отечественной скрипичной школы
40–60-х годов ХХ века ........................................................................... 321
Суханова Т. Б. К вопросу об истоках скрипичных классов Нижегородской
консерватории ........................................................................ 330
Ануфриева Д. Н. Жизнь и творчество В. В. Шауба ............................... 337
Ена С. А. Нижегородская композиторская школа: диалог поколений .. 343
ВОСТОК – ЗАПАД, ИЛИ СЕВЕР – ЮГ?
НОВЫЕ «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АНТИТЕЗЫ» В ПОЛИЛОГЕ КУЛЬТУР
Евдокимова А. А. Сербский Осмогласник: диалог сквозь века ........... 351
Рашкович А. Д. Русские стихирари Дьячье око XVI–XVII веков как
источники изучения гимнографии в честь сербских святых ............. 358
Стразова Н. С. Сербская фортепианная миниатюра как синтез общеевропейских
и национальных традиций ............................................. 363
Фиденко Ю. Л. Диалогичность современного культового репертуара
Католической церкви: российско-польские музыкальные встречи .... 368
Магон С. А. Булериас и коррида: одно зеркало на двоих .................... 373
Стр.442
Платонова О. А. Музыкальная структура сальсы сквозь призму родственных
жанров Латинской Америки ................................................ 378
Пэн Чэн. Западные музыкальные инструменты в творчестве китайских
композиторов ............................................................................... 385
У Цзин Юй. «Турандот» Пуччини в интерпретациях китайских режиссеров
................................................................................................ 395
Медведева Ю. П. Опера с «китайским акцентом»: о жанровой специфике
сицюй ....................................................................................... 401
Чжэн Цзин. Роль эрху в оркестре китайского традиционного театра
.......................................................................................................... 409
Му Цюаньчжи. Влияние международных контактов на становление
скрипичной культуры в Китае.............................................................. 413
Харлов А. В. Эволюция технических средств записи традиционного
фольклора (из опыта работы нижегородских фольклористов) ......... 419
Петри Э. К. «За морем синичка…» (народная песня в пространстве
культуры) ............................................................................................... 423
Сведения об авторах ................................................................................... 435
Стр.443
Научное издание
МУЗЫКА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ
К 70-ЛЕТИЮ Нижегородской государственной
консерватории им. М. И. Глинки
Сборник статей по материалам
Международной научной конференции 14–18 ноября 2016 г.
Том 1
Ответственный редактор:
Сиднева Татьяна Борисовна
Редакционная коллегия:
Зароднюк Оксана Михайловна
Амрахова Анна Амраховна
Векслер Юлия Сергеевна
Суханова Татьяна Борисовна
Компьютерная верстка А. С. Платонова
Дизайн обложки В. А. Музыченко
Корректор Л. А. Зелексон
Подписано в печать 20.12.2016. Формат 60*90/16.
Усл. печ. л. 27,75. Тираж 200 экз. Заказ № К-7556.
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки»
603950, Нижний Новгород, ГСП-30, ул. Пискунова, д. 40.
www.nnovcons.ru
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов в АО «ИПК "Чувашия"»,
428019, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13.
Стр.444