МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. С. Шеховцова ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ■ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки «Логопедия» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 376.37 (075.8) ББК 74.3 я73 Ш 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент О. П. Демиденко, канд. психол. наук, доцент С. В. Жукова (Ставропольский государственный педагогический институт) Шеховцова Т. С. <...> Основные задачи, стоящие перед студентами при усвоении дисциплины: ■ усвоить знания о видах и содержании различных форм логопедической работы; Учебное пособие ■ 4 Формы логопедической работы ■ уметь выбирать необходимую форму логопедической работы; ■ уметь планировать коррекционный процесс в зависимости от формы оказания логопедической помощи; ■ овладеть навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы. <...> Освоение «Формы логопедической работы» необходимо как предшествующеё для следующих дисциплин: логопедия, логопедическая ритмика, коррекционно-развивающая работа в учреждениях компенсирующего вида, учебная и педагогическая практика. <...> Данное пособие может также оказать методическую помощь будущим и начинающим логопедам для ориентировки в условиях действия новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ и реализации важных условий адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО). <...> Причины этого усматриваются в ухудшении социальных условий, сокращении логопедических групп, ухудшении диагностической и профилактической работы и др. <...> Среди речевых нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте, можно отметить следующие <...>
Формы_логопедической_работы.pdf
УДК 376.37 (075.8)
ББК 74.3 я73
Ш 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент О. П. Демиденко,
канд. психол. наук, доцент С. В. Жукова
(Ставропольский государственный педагогический институт)
Шеховцова Т. С.
Ш 54 Формы логопедической работы: учебное пособие. Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2016. 120 с.
Пособие представляет курс лекций, разработанный в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования, и отражает сущность и
содержание индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы.
Содержание курса направлено на формирование у студентов компетенций
в области организации и проведения логопедической работы в различных
образовательных организациях и организациях здравоохранения.
Предназначен для студентов очного отделения, обучающихся по
направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое)
образование.
УДК 376.37 (075.8)
ББК 74.3 я73
© ФГАО ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
■ Шеховцова Т. С.
Стр.2
3
Предисловие
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей
дошкольного возраста с нарушениями речи, что говорит о необходимости
оказания им логопедической помощи. Следовательно, необходима
подготовка соответствующих кадров, способных оказывать
логопедическую помощь в различных формах.
Дисциплина «Формы логопедической работы» относится к обязательным
дисциплинам вариативной части профессионального цикла,
профилю «Логопедия», рассчитана на изучение в 6 семестре, что определяет
её взаимосвязь с дисциплиной «Логопедия» и зависимость от
изученных нарушений речи.
Целью изучения учебной дисциплины является овладение следующими
профессиональными компетенциями:
■ способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных
программ на основе личностно-ориентированного
и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными
возможностями здоровья (ПК-1);
■ готов к организации коррекционно-развивающей образоватедьной
среды, выбору и использованию методического и технического
обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности
в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
(ПК-2);
■ готовность к планированию образовательно-коррекционной работы
с учётом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных
возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ПК-3);
■ способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс
с учётом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных
образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3).
Основные задачи, стоящие перед студентами при усвоении дисциплины:
■
усвоить знания о видах и содержании различных форм логопедической
работы;
Учебное пособие ■
Стр.3
4 Формы логопедической работы
■ уметь выбирать необходимую форму логопедической работы;
■ уметь планировать коррекционный процесс в зависимости от
формы оказания логопедической помощи;
■ овладеть навыками разработки моделей индивидуальных и фронтальных
форм логопедической работы.
Для изучения данной дисциплины необходимо освоение следующих
дисциплин: педагогика, специальная педагогика, онтогенез речевой
деятельности, общеметодические аспекты обучения в специальных
образовательных учреждениях, логопедия, учебная практика. Освоение
«Формы логопедической работы» необходимо как предшествующеё
для следующих дисциплин: логопедия, логопедическая ритмика,
коррекционно-развивающая работа в учреждениях компенсирующего
вида, учебная и педагогическая практика.
Цель данного пособия – совершенствование подготовки будущих логопедов
к оказанию различных форм логопедической помощи детям с
нарушениями речи. В пособии интегрирован имеющийся в теории и
практике логопедии опыт оказания логопедической помощи в индивидуальной
и фронтальной форме в различных организациях (образовательных
организациях, организациях здравоохранения), а также практический
опыт автора пособия.
Данное пособие может также оказать методическую помощь будущим
и начинающим логопедам для ориентировки в условиях действия
новых образовательных стандартов для детей с ОВЗ и реализации
важных условий адаптированных основных общеобразовательных
программ начального общего образования (АООП НОО). К таким
условиям относятся, прежде всего, учёт особых образовательных потребностей
(общих для всех обучающихся с ОВЗ и специфических для
отдельных групп); обновление содержания АООП НОО, методик и
технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы
образования с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ.
Структура и композиция пособия способствует поэтапному усвоению
студентами учебной программы по курсу «Формы логопедической
работы». Учебное пособие содержит три раздела, состоящих из
нескольких тем. После каждой темы приведены вопросы для самопроверки.
В конце пособия представлен список литературы.
■ Шеховцова Т. С.
Стр.4
119
Содержание
3 Предисловие
5
Раздел 1. Система логопедической помощи
в России на современном этапе
1.1. Система логопедической помощи в России
на современном этапе
14
30
35
44
64
73
89
Раздел 2. Логопедическая работа
в системе образования
2.1. Общие положения организации и содержания работы
логопеда в дошкольной образовательной организации
2.2. Планирование работы логопеда в дошкольной
образовательной организации
2.3. Индивидуальная форма логопедической работы
в дошкольной образовательной организации
2.4. Фронтальные формы логопедической работы
в дошкольной образовательной организации
2.5. Формы работы логопеда с родителями детей,
имеющих нарушения речи
2.6. Общие положения организации и содержания
работы логопеда в школе
2.7. Формы логопедической работы в школе
96
Раздел 3. Логопедическая работа
в системе здравоохранения
3.1. Логопедическая работа в системе здравоохранения
103 Заключение
104 Литература
107 Приложения
Учебное пособие ■
Стр.119