«Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. <...> Под неклассической теорией спорта, в том числе детскоюношеского, понимается теория, предметом которой являются закономерности воздействия спорта на личность, пути, средства и методы, обеспечивающие оптимальный позитивный эффект такого воздействия. <...> Разработка неклассической модели детско-юношеского спорта — необычайно сложная задача. <...> Этот вариант будет сопоставлен с другими известными нам вариантами и намечены пути дальнейшего развития неклассической теории детско-юношеского спорта. <...> Неклассическая теория детско-юношеского спорта Прежде всего попытаемся обосновать необходимость разработки новой, неклассической теории детско-юношеского спорта. <...> К числу таких «человечных качеств человека», которые представляют наибольшую ценность для гуманизма, относятся свобода, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности 2 и т.д. <...> В настоящее время детально разработана и эффективно применяется на практике определенная теория детско-юношеского спорта, которую мы называем «классической (традиционной)» теорией. <...> Культурное предназначение «спортивной" модели соревнования как раз и заключается в том, чтобы: а) поставить его участников в равные условия, создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей людей и б) по возможности обезопасить их от негативных последствий. <...> Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например, в беге, плавании и т.п.) или нескольких ее видах, но требующих проявления «односторонних» (например, физических — в легкоатлетическом десятиборье, или интеллектуальных — в шахматах) способностей. <...> Эта модель изолирует , следовательно, спортивное соревнование от художественных <...>
«Неклассическая»_(гуманистическая)_теория,_программа_и_модель_детско-юношеского_спорта__Статья.pdf
Столяров В.И. «Неклассическая» (гуманистическая) теория, программа и
модель детско-юношеского спорта // Спорт, духовные ценности, культура. Вып.
седьмой. Детский спорт (концепции, программы, технологии): Сб./Сост. и ред.
В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт»
РГАФК, 1998. – С. 17–130.
«Неклассическая» (гуманистическая) теория,
программа и модель детско-юношеского спорта
В.И. Столяров (Россия)
Предисловие
Данная статья посвящена обсуждению широкого круга дискуссионных
проблем, касающихся оценки с позиций гуманизма роли спорта и соревнований
в системе воспитания и организации досуга детей и подростков, а также
путей повышения гуманистической, культурной, духовно-нравственной ценности
детско-юношеского спорта.
В связи с этим обосновывается необходимость разработки и раскрывается
содержание новой теории этого спорта, которую автор статьи называет «неклассической»
(«нетрадиционной», «гуманистической») в отличие от существующей
«классической» («традиционной», «технократической»).
В рамках классической теории речь идет о закономерностях и путях такого
педагогического воздействия на человека, которое обеспечивает его оптимальную
спортивную подготовку, максимально успешное выступление в определенном
виде спорта. Под неклассической теорией спорта, в том числе детскоюношеского,
понимается теория, предметом которой являются закономерности
воздействия спорта на личность, пути, средства и методы, обеспечивающие
оптимальный позитивный эффект такого воздействия. «Стержневым
разделом» данной теории является концепция такой оптимальной модели
спорта (организации спортивных соревнований и подготовки к ним), которая
обеспечивает формирование и развитие активной, творческой, разносторонней
и гармоничной личности, гуманных человеческих отношений, позволяет
эффективно решать разнообразные задачи формирования таких отношений и
личностного развития. Модель такого личностно-ориентированного спорта и
программу его развития мы также называем «неклассической» («нетрадиционной»,
«гуманистической»).
Разработка неклассической модели детско-юношеского спорта — необычайно
сложная задача. Теоретически возможны многочисленные варианты ее
построения. Помимо теоретического обоснования правомерности тех или
иных вариантов требуется их практическая проверка, сравнение, сопоставление,
оценка с целью определения оптимального варианта или оптимальных
вариантов.
Стр.1
В конечном итоге, скорее всего, в качестве оптимального будет признан не
один, а несколько различных вариантов, каждый из которых в наибольшей
степени отвечает задачам личностного развития детей определенного возраста,
физического и психического состояния, а также особым задачам этого развития
(например, разностороннего гармоничного развития, социальной реабилитации
и адаптации и др.). Необходимо учитывать также, что во многих странах в
течение уже многих лет ведутся поиски «мягкой», гуманной, или как мы ее
назвали «неклассической», модели детско-юношеского спорта. Делаются
попытки и практически использовать различные варианты такой модели.
Поэтому на данном этапе разработки неклассической (гуманистической)
теории детско-юношеского спорта особенно важной является задача обобщения
и критического анализа опыта теоретической разработки и практического
применения различных вариантов новой модели детско-юношеского спорта.
В данной работе будет изложен разработанный автором и в течение нескольких
лет апробированный на практике вариант неклассической (гуманистической)
теории детско-юношеского спорта. Этот вариант будет сопоставлен
с другими известными нам вариантами и намечены пути дальнейшего развития
неклассической теории детско-юношеского спорта.
I. Неклассическая теория детско-юношеского спорта
Прежде всего попытаемся обосновать необходимость разработки новой,
неклассической теории детско-юношеского спорта.
I. 1. Необходимость новой теории
В современном обществе происходят глубокие, фундаментальные изменения.
Они связаны со стремлением не только провозгласить, но и реализовать на
практике идеалы и ценности гуманизма. Идея гуманизации, "очеловечивания"
системы общественных отношений, различных сфер деятельности людей лежит
в основе большинства тех социальных программ обновления, которые разрабатываются
и реализуются в настоящее время.
Гуманизм, как известно, представляет собой систему воззрений, которая
наивысшей ценностью считает самого человека. Гуманным признается все то,
что в деятельности общества и личности "работает" на человека — на его
полноценное развитие, на его потребности, на его здоровье. И в то же время
даже самая высокоорганизованная, технически совершенная деятельность,
если она направлена против человека (его существования, его счастья, его
самореализации), рассматривается как антигуманная — в какой бы форме и в
какой бы сфере она ни проявлялась — военной, производственной, досуговой,
спортивной и т.д. [Быховская, 1989, с. 26]. Гуманизм всегда воспринимался и
воспринимается, следовательно, как «культивирование человечности», studium
humanitatis, в самом человеке. Не случайно еще в эпоху римской республики
«человечный человек», homo humanus, противопоставлялся «варварскому
человеку», homo barbarus. К числу таких «человечных качеств человека»,
которые представляют наибольшую ценность для гуманизма, относятся свобода,
достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности
2
Стр.2