Публицистика Федор Степун Немецкий романтизм и философия истории славянофилов Понятие славянофильства можно толковать весьма различно; и очень широко и очень узко; и то и другое вполне оправдано. <...> Моей темой является отношение христианской историософии славянофилов: князя Одоевского, братьев Киреевских, Хомякова и К. Аксакова <...> Прежде чем перейти к анализу этих отношений, мне хотелось бы, во избежание возможных недоразумений, указать ни то, что, утверждая зависимость славянофильской философии от романтических концепций, я отнюдь не отрицаю их подлинной русскости. <...> Лишь в свете этой почвенности славянофилов и их духовной самостоятельности, звучащей, между прочим, в том тоне превосходства, каким юноша Киреевский повествует о своих европейских впечатлениях и знакомстве с Шеллингом и Гегелем, приобретает проблема внутренней связи между немецким романтизмом и славянофильством свое большое, не только литерагтурно плеторическое, но и историософское знамение. <...> В продолжение целого года (1822-23) он жил в Рос НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ СЛАВЯНОФИЛОВ 177 оии, пытаясь подвинуть ее на выполнение своей христианской задачи перед Европой, что ему, однако, не удалось. <...> При изучении вопроса о влиянии романтизма на славянофилов сразу же бросается в глаза, что они были захвачены не столько отдельными учениями романтиков, сколько всем стилем и духом романтического философствования. <...> Ради преодоления его романтики ожидают и требуют «любовного воссоединения всех противоречий», «синтетического воскресения всех разъединенных областей науки» и обретения того святого средоточия души, без которого невозможно никакое шдлинное творчество. <...> 178 ФЕДОР СТЕПУН Идея «.святого средоточия» — любимое детище романтического философствования и как таковое имеет много имен. <...> И романтики не устают провозглашать религию ее «центром», ее «первым и высшим принципом», ее «изначальною» сущностью. <...> Эта «ярость синтеза», в соединении <...>