ЗЕНКИНА УЧЕБНИК В СОСТАВЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ А. А. <...> ЗЕНКИНА ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНИК В СОСТАВЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 3-е издание (электронное) Москва БИНОМ. <...> К89 Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды [Электронный ресурс] : методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. <...> ISBN 978-5-9963-2969-4 Цель данного пособия—предложить авторам учебников и УМК, редакторам и рецензентам, проводящим экспертизу учебной литературы, по-новому посмотреть на перспективы создания современного учебника с точки зрения формирующейся информационно-коммуникационной образовательной среды, ориентированной на достижение современных образовательных результатов. <...> УДК 37.0+004.9 ББК 74.202р Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Учебник в составе новой информационнокоммуникационной образовательной среды : методическое пособие / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина. <...> 4 Сущность и основные составляющие современного понимания образовательных результатов . <...> 12 Типология ЭОРи формирование информационнокоммуникационной образовательной среды (ИКОС) . <...> 15 Деятельностный подход к обучению и его отражение в содержании учебника . <...> 35 Роль учебной книги в ИКОС и проектирование содержания современного учебника . <...> 44 Значение учебных ситуаций в содержании учебника . <...> Переход человечества в новую эпоху повлек за собой изменение самого человека, его потребностей, интересов, ценностных отношений, что невозможно не учитывать при разработке стратегии модернизации отечественного образования. <...> Эти процессы и тенденции для своего полноценного и эффективного развития требуют перехода к инновационной системе образования — системы, ориентированной на новые образовательные результаты. <...> Новых образовательных результатов, адекватных этим запросам, можно достигнуть только при новом подходе <...>
Учебник_в_составе_новой_информационно-коммуникационной_образовательной_среды.pdf
А. А. КУЗНЕЦОВ
С. В. ЗЕНКИНА
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНИК
В СОСТАВЕ НОВОЙ
ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
4-е издание, электронное
Москва
Лаборатория знаний
2020
Стр.2
УДК 37.0+004.9
ББК 74.202р
К89
С е р и я о с н о в а н а в 2005 г.
Кузнецов А. А.
К89
Учебник в составе новой информационно-коммуникационной
образовательной среды : методическое
пособие / А. А. Кузнецов, С. В. Зенкина.—4-е изд.,
электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2020.—66 с.—
(Информатизация образования).—Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10".—Загл. с титул. экрана.—
Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-931-2
Цель данного пособия—предложить авторам учебников
и УМК, редакторам и рецензентам, проводящим экспертизу
учебной литературы, по-новому посмотреть на перспективы
создания современного учебника с точки зрения формирующейся
информационно-коммуникационной образовательной
среды, ориентированной на достижение современных образовательных
результатов.
Пособие предназначено для работников образования, авторов
учебников, рецензентов. Издание может использоваться
для организации спецкурса в системе дополнительного
и профессионального педагогического образования.
УДК 37.0+004.9
ББК 74.202р
Деривативное издание на основе печатного аналога: Учебник
в составе новой информационно-коммуникационной образовательной
среды : методическое пособие / А. А. Кузнецов,
С. В. Зенкина.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.—
63 с. : ил.—(Информатизация образования).
ISBN 978-5-9963-0262-8.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-931-2
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................... 4
Сущность и основные составляющие современного
понимания образовательных результатов ............. 7
Требования к современной образовательной среде........ 12
Типология ЭОРи формирование информационнокоммуникационной
образовательной среды (ИКОС) ..... 15
Деятельностный подход к обучению и его отражение
в содержании учебника ........................ 28
Традиционный и электронный учебники .............. 33
Функция источника учебной информации ........... 33
Функция организации учебной деятельности ......... 34
Развивающая и воспитывающая функции ........... 34
Ориентационная функция ...................... 34
Мотивационная функция....................... 35
Роль учебной книги в ИКОС и проектирование
содержания современного учебника ................ 44
Значение учебных ситуаций в содержании учебника ..... 49
Взаимосвязь учебника с другими средствами
обучения в ИКОС............................. 55
Заключение .................................. 60
Литература .................................. 62
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Главное стратегическое направление модернизации отечественного
образования связано с обновлением его содержания и
достижением нового качества его результатов. Сегодня определяющими
факторами развития образования в нашей стране являются:
ориентация на развитие личности, которая понимается
как смысл и цель современного образования, переход к рыночной
экономике и запросы формирующегося информационного
общества к качеству и направлениям подготовки специалиста.
Раскрывая характер информационного общества, А. И.Ракитов
в книге «Философия компьютерной революции» пишет:
«Информатизация общества, интегрируя, синтезируя и аккумулируя
в себе ряд технических и технологических подпроцессов,
перерастает рамки технологической проблемы. Она выступает
как процесс, реализующий происходящую на наших глазах социально-технологическую
информационную революцию. И сам
этот процесс, и его результат — информационное общество не
только перемещаются в фокус философских исследований, но
постепенно занимают, так сказать, всё поле философского зрения,
ибо, по сути дела, речь идет об изменениях структуры и
сущности человеческого бытия, системы личностных и безличностных
отношений, уровня человеческого самопостижения и
возможности проникновения в таинственные глубины человеческого
размышления, в тайны творчества, тысячелетиями составлявшие
главную загадку всякой серьезной философии» [1].
Переход человечества в новую эпоху повлек за собой изменение
самого человека, его потребностей, интересов, ценностных
отношений, что невозможно не учитывать при разработке стратегии
модернизации отечественного образования.
Цивилизация развивается в процессе познавательной и созидательной
деятельности человека, создания и совершенствования
орудий труда и средств коммуникаций, постоянного
расширения возможностей и сфер проявления потенциальных
способностей человека. При этом по мере развития человечества
изменяются представления о сущности готовности
человека к выполнению профессиональных функций и социальных
ролей. Деятельность человека в настоящее время все
в большей мере приобретает инновационный, творческий характер.
Существенно сокращается удельный вес и сужается
Стр.5