Регулированием рек в целях улучшения лесосплава в дореволюционный период занимались три [государственных .учреждения: Министерство Путей Сообщения, Отдел Земельных Улучшений М.З. и Лесной Департамент М. <...> Первая часть сего труда: „К расчету сплавонропускной способности водных систем- была впервые издана в 1922 г. Управлением Водного Хозяйства и Мелиораций Наркомзема. <...> Основные положения второй части ,0 порядке изысканий на лесосплавных путях- мною взяты преимущественно из ,Инструкции для изысканий по улучшению лесосплавных путей*, изданной в 1922 г. Управлением по устройству топливных путей В . <...> Вопрос о стоке воды при урегулировании водного хозяйства является одной из оспяных задач Упрамелиозема НКЗ. <...> Наибольший интерес сосредоточивается па верховьях рек, в состав которых входят и сплавные пути. <...> Мелиорация сплавных путей важна как с точки зрения усиления и улучшения лесосплава, так и осушения заоолоченных пространств. <...> В виду этого в работах по урегулированию сплавных путей заинтересован и Народный Комиссариат Земледелия в лице Упрамелиозема. <...> Последним заключено с Государственным Трестом но постройке и экеплоатации подрядных путей (оыв. <...> Стройтоп) соглашение о совместной работе на ряде рек но улучшению лесосплава и осушению земель на средства, ассигнуемые Упрамелиоземом и Трестом, Доклад инженера-агронома II. <...> -К расчету еплавопропусвной способности водных систем-, заслушанный в заседания Мелиоративной Секции Плановой Комиссии НКЗ (Технический Комитет У прамелиозема) 18 июля 1922 г., рассматривает вопросы расчета сплавоспосооности сплавных путей. <...> Но обсуждению этого доклада Плановая Комиссия вынесла следующие постановления: 1) углубление вопроса о разработке точных технических данных для раоот на сплавных реках; -) просить Управление внести в смету 1922—1923 г. г. кредш на изу чение ооеледования и опытной работы на лесосплавных путях; 3) в виду чрезвычайной важности распространения предлагаемою <...>
О_расчетах_и_изысканиях_лесосплавных_путей.pdf
От а в т о р а .
Регулированием рек в целях улучшения лесосплава в дореволюционный
период занимались три [государственных .учреждения:
Министерство Путей Сообщения, Отдел Земельных Улучшений М.З.
и Лесной Департамент М. 3., а также частные лесопромышленники
для своих целей.
В революционные годы регулирование» сплавных рек ведали:
ВСНХ — по Стройтоп‘у и Отделу Сплава ГЛ.К,, Иаркомпуть—
по Правлению Подъездных путей и, частично, Отдел Мелиораций
Н. К.З., но в общем размере потребных мелиорации произведенные
работы являются лишь очень небольшим процентом.
Состояние сплавных систем и рек в данное время требует
к ним особенного внимания, так как они засорены топляками,
карчами, свалившимися деревьями, с разрушенными или требующими
капитального ремонта гидротехническими сооружениями и т.д.
и фактически, за последние годы, никакого технического надзора
и ремонта на них, за небольшими исключениями, не производилось,
да и государство почти никаких средств не отпускает, как на
изыскана, так и на строительные работы.
В то же время состояние лесного хозяйства остро диктует необходимость
введения в хозяйственный баланс страны новых,
до сих пор еще неэксплоатированных лесных массивов, но это
введение почти везде исключительно связано с улучшением сплавных
рек и сплавных систем. В самые последние годы во многих
губерниях эти мелиорации производятся за местные средства.
В текущий год к этим мелиорациям приступает Управление лесами
н.к.з.
При производстве изыскательных и проектных работ по мелиорации
сплавных систем приходится сталкиваться с определенным
явлением — почти полным отсутствием печатных пособий для этой
цели. Настоящим трудом автор хочет частично восполнить этот
пробел и тем помочь лицам работающим в отещ отрасли.
Первая часть сего труда: „К расчету сплавонропускной способности
водных систем- была впервые издана в 1922 г. Управлением
Водного Хозяйства и Мелиораций Наркомзема. Эта книга в 1922—24
году вся разошлась. Настоящее издание есть перепечатка с предыдущего,
с небольшими редакционными изменениями.
Основные положения второй части ,0 порядке изысканий на
лесосплавных путях- мною взяты преимущественно из ,Инструкции
для изысканий по улучшению лесосплавных путей*, изданной
в 1922 г. Управлением по устройству топливных путей В .С Л Х
(яОгройтоп“), составленной тогда под моим руководством, кг®
бывшего заведующего гидротехническими работами „СтройгаГа*.
Это издание 1922—23 г. тоже все разошлось.
_________________
Тираде
чай Ленинец*. Москва, В, Вузовский, 1.
Г. Москва.
21 Марта 1926 г.
Стр.2
—
38 —
представляются в масштабе 1 метр в 0,02 метра» детали в более
крупном масштабе.
Ш. Ведомости и таблицы представляются: а) лесистости дач,
лесосек и расположения их вырубки на ближайшие 5—10 дет. Ко*
личеетва древесины сплавляемой, подлежащей сплаву и могущей
быть сплавленной до мелиорации и после ее выполнения, б) характерные
моменты быта реки: наиболее высокая и низкая вода, весенний
и осенний ледостав, в) продолжительность стояния горизонта
воды в пределах высот горизонтов 0,50, 1,00 и 2,00 метра
над наинизшим меженним уровнем по данным отдельных постов,
г) расходы воды, определенные гидрометрическими станциями или
единичными измерениями, д) ведомости работ, а также и другие
(по осушению, гидроэнергии и т. п.).
IV. Сметы составляются на основании Урочного Положения
по местным справочным ценам на рабочие силы и материалы,
полученные от соответствующих учреждений. R конце смет приводится
сводка общей потребности рабочей силы и материалов,
а также единичные цены из опыта однородных работ в данной
местности.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
От а в т о р а .......................................
Предисловие..............................
Введение
Стр.
3
4
Ча с т ь I. К расчету сплавопро пус кно й с п о с о б
н о с т и в о д ных с и с т е м ............................................5
............................................................................................ ,
Глава 1. Элементы лесосплавных систем.................................. . 7
I. Схема лесосплава...............................................
II. Гидрология: 1) Колебание горизонта стояния воды 9
2) Скорости течения....................................
3) Всйрытие и замерзание водных
систем
4) Живые сечения и радиусы кривизны
потока.................................................
Ш. Техника лесосплава:......................................................... „
1) Лесосплав весенний............................ 11
2)
3)
„ меженний............................ „
я попусками............................ „
4) Сравнение различных способов
лесосплава...................................... . . 1 2
5) Типы лесосплава:................................. „
Глава П. Формулы расчета сплавопропускной способности водных
си с т ем ..............................* ........................................... 13
I. Общая формула для определения годичной сплавоспособности..........
........................................................... ,
П. Формула для определения количества древесины
данного типа сплава.................................................
III. Формула расчета количества сплава данного типа
древесины в одни сутки...............................................14
Глава III. Порядок расчета сплавных путей....................................16
I. Магистраль.......................................................................... ,
II. Сплавные пути 1-го и 2-го порядка............................
Глава IV. Мелиорация сплавных путей.............................................. 17
I. Несложные...................................................................... .....
II. Сложные............................................................................... ,
Глава V. Связь между сплавными и лесооеушительными системами
.....................................................................................19
Глава VI. Основные вопросы изучения расчетных элементов
лесосплавных систем........................................................... 20
I. Опытное изучение вопросов лесосплава . . . . „
II. Изучение действия существующих лесосплавных
с и с т ем ...........................................................................21
..............................................10
„
Стр.20