Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском движении Учебное пособие для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», обучающихся по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Москва-2015 Рекомендовано к изданию экспертно-методическим советом ИНПО ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол № 10 от 17 июня 2015 г. УДК: 796.034-056.266(07) Р 82 Рубцова Н.О. <...> Технологии спортивной подготовки в Специальном Олимпийском движении: Учебное пособие для студентов ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», обучающихся по направлению подготовки 49.04.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». <...> Рецензент: Жийяр М.В. – д.п.н., доцент Учебное пособие направлено на формирование практических и методических умений и навыков у магистрантов и слушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках профиля «Адаптивный спорт» предусмотренной ФГОС ВПО по направлению подготовки 49.04.02«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». <...> Клинико-педагогические особенности лиц с нарушениями психического развития…………………………………………………. <...> Клинико-педагогические особенности лиц с ранним детским Клинико-педагогические особенности при олигофрении……. <...> Структура и содержание адаптивного физического воспитания лиц, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии……………71 3.1. <...> Структура урока и содержание программного материала по АФВ в специальной (коррекционной) школе 8-го вида………………. <...> Методика контроля физического развития и двигательной подготовленности лиц с нарушениями интеллекта…………………. <...> Методика воспитания физических качеств лиц с нарушениями интеллекта………………………………………………………………. <...> Особенности технической и тактической подготовки в программе «ИНАС»…………… <...>
Технологии_спортивной_подготовки_в_Специальном_Олимпийском_движении.pdf
Рекомендовано к изданию
экспертно-методическим советом
ИНПО ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»
Протокол № 10 от 17 июня 2015 г.
УДК: 796.034-056.266(07)
Р 82
Рубцова Н.О. Технологии спортивной подготовки в Специальном
Олимпийском движении: Учебное пособие для студентов ФГБОУ ВПО
«РГУФКСМиТ», обучающихся по направлению подготовки 49.04.02
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья
(адаптивная физическая культура)». – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015.
– 197 с.
Рецензент:
Жийяр М.В. – д.п.н., доцент
Учебное пособие направлено на формирование практических и
методических умений и навыков у магистрантов и слушателей институтов
повышения квалификации и переподготовки кадров в рамках профиля
«Адаптивный спорт» предусмотренной ФГОС ВПО по направлению
подготовки 49.04.02«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая культура)». В нем раскрывается содержание
профессиональной деятельности специалистов по организационнопедагогическим
аспектам адаптивного физического воспитания и спорта лиц с
нарушениями психического развития, которое формирует целостное
представление о содержании физкультурно-оздоровительных и спортивных
программ и дает конкретные представления о методике адаптивного физического
воспитания и спортивной подготовки лиц с нарушениями психического
развития.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению подготовки 49.03.02 – «Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная
физическая культура), слушателей курсов повышения квалификации
институтов повышения квалификации и переподготовки кадров, а также для
специалистов и работников органов управления специальным образованием,
специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений
системы социальной защиты, общественных объединений и организаций,
занимающихся спортивной подготовкой инвалидов с нарушениями
психического развития.
2
Стр.2
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………6
Глава 1. Особенности классификации нарушений психического
развития…………………………………………………………………….9
1.1. Понятие и патопсихологические факторы психического
дизонтогенеза……………………………………………………….9
1.2. Классификация психического дизонтонегеза…………………...17
Глава 2. Клинико-педагогические особенности лиц с нарушениями
психического развития…………………………………………………...24
2.1.
Клинико-педагогические особенности лиц с задержкой
психического развития (ЗПР)……………………………………………24
2.2.
2.3.
Клинико-педагогические особенности лиц с ранним детским
Клинико-педагогические особенности при олигофрении……..31
Клинико-педагогические особенности лиц с синдромом
Дауна………………………………………………………………………40
2.4.
аутизмом (РДА)…………………………………………………………..43
2.5.
Психомоторные особенности лиц с нарушениями психического
развития…………………………………………………………………...56
2.6.
Педагогические особенности обучения и воспитания лиц с
нарушениями психического развития…………………………………..65
Глава 3. Структура и содержание адаптивного физического воспитания
лиц, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии……………71
3.1.
Понятие и терминология адаптивного физического
воспитания………………………………………………………………..71
3.2.
Цель и задачи АФВ лиц с нарушениями в интеллектуальном
развитии…………………………………………………………………..73
3.3.
Средства и формы организации занятий адаптивным
физическим воспитанием с лицами с нарушениями психического
развития…………………………………………………………………..77
3
Стр.3
3.4.
Структура урока и содержание программного материала по
АФВ в специальной (коррекционной) школе 8-го вида……………….85
3.5.
Методика обучения лиц с умственной отсталостью
двигательным действиям и формирование у них двигательных
навыков……………………………………………………………………97
3.6.
Особенности работы специалиста по АФК с лицами с
нарушениями психического развития…………………………………105
Глава 4. Адаптивный спорт лиц с нарушениями психического
развития………………………………………………………………….109
4.1.
Структура и содержание адаптивного спорта лиц с
нарушениями интеллекта………………………………………………109
4.2.
Методика контроля физического развития и двигательной
подготовленности лиц с нарушениями интеллекта…………………..122
4.3.
Организация Специального Олимпийского движения……..124
4.3.1. Тренировочные занятия и участие в соревнованиях
Специальной Олимпиады………………………………………………126
4.3.2. Организация спортивной работы по программе «Базовый
спорт»……………………………………………………………………129
4.3.3. Программа для лиц с тяжелыми нарушениями «Моторная
активность»……………………………………………………………...137
4.3.4. Особенности организации программы «Объединенный
спорт»……………………………………………………………………142
4.4.
Паралимпийское движение умственно отсталых. Программа
INAS-FID………………………………………………………………...149
4.4.1. Организация тренировочного процесса по программе
«ИНАС»………………………………………………………………….149
4.4.2. Методика воспитания физических качеств лиц с нарушениями
интеллекта……………………………………………………………….150
4
Стр.4
4.4.3. Особенности технической и тактической подготовки в
программе «ИНАС»…………………………………………………….154
4.4.4. Организация тренировочного процесса лиц с нарушениями
интеллекта в циклических, скоростно-силовых, игровых и водных
видах спорта в рамках паралимпийской программы…………………166
4.4.4.1. Специфика подготовки по программе «ИНАС» в циклических
видах спорта……………………………………………………………..166
4.4.4.2. Специфика подготовки по программе «ИНАС» в скоростносиловых
видах спорта…………………………………………………..169
4.4.4.3. Специфика подготовки по программе «ИНАС» в игровых
видах спорта…………………………………………………………….173
4.4.4.4. Специфика подготовки по программе «ИНАС» в водных
видах спорта…………………………………………………………….178
Заключение……………………………………………………………...185
Список литературы……………………………………………………..186
5
Стр.5