Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024
Грани  / № 139 1986

Россия, Европа и реальный социализм. К столетию кончины Н. Я. Данилевского и выхода в свет книги К. Н. Леонтьева "Восток, Россия и славянство" (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРедлих Роман
Страниц25
ID363406
АннотацияСтатья посвящена философским вопросам разделения общества на славянофилов и западников, а также обзору книги Данилевского Н. Я. "Россия и Европа"- историософски обоснованный "манифест развитого славянофильства", ярчайшее выражение поиска "особенности русской стати".
Редлих, Р. Россия, Европа и реальный социализм. К столетию кончины Н. Я. Данилевского и выхода в свет книги К. Н. Леонтьева "Восток, Россия и славянство" / Р. Редлих // Грани .— 1986 .— № 139 .— С. 265-289 .— URL: https://rucont.ru/efd/363406 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПУБЛИЦИСТИКА Роман РЕДЛИХ Россия, Европа и реальный социализм К столетию кончины книги К. И. Леонтьева И. Я. <...> Выехавший вскоре в Америку и написавший целую книгу о неспособности русских завести у себя демократию Янов писал тогда, имея в виду главным образом отзывы Герцена: «Если мы действительно имеем дело с показаниями беспристрастных свидетелей - и не свидетелей даже, а участников борьбы, врагов славянофилов, - и показания эти расходятся с нашим безоговорочным обличением, т о не становится ли нашей прямой обязанностью - перед собственной добросовестностью, если угодно, одно из двух: либо доказать ошибочность этих показаний, либо признать свою собственную позицию хотя бы. не окончательной? <...> Безусловный западник Катков, издатель «Московских ведомостей» и «Русского вестника» былсначалалибералом.апотом консерватором европейского толка. <...> Убежденный западник Герцен, социалист и революционер, написал немало горьких слов о мещанстве современной ему Европы. <...> А славянофил Киреевский писал между тем: «и что в самом деле за польза нам отвергать или порочить то, что было и есть доброго в жизни Запада? <...> Славянофилы ищут опору в национальном духе и выступают против социальной реформации, рассматривая ее как насилие над духом. <...> Славянофилы обладают тонким и сложным восприятием духовного мира, вниманием к отдельному человеку, стремлением понять его психологию, но как течение оказываются консервативными и даже реакционными, принимая людей такими, какие они есть и отбрасывая возможность их изменения. <...> 268 Книга Данилевского была чрезвычайно популярна среди тогдашних славянофилов. <...> Ему показалось, что Данилевский просто отрицает единство всечеловеческой цивилизации и практически сводит православие к атрибуту славянской культуры. <...> Сейчас, через сто лет после его кончины, мы знаем, что именно в посвященных России страницах Данилевский трагически ошибся. <...> Но именно Данилевский оказался тем, кто, - пусть не везде <...>