Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638366)
Контекстум
Электро-2024

История возрастной психологии (220,00 руб.)

0   0
АвторыЧернокова Татьяна Евгеньевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц140
ID349357
АннотацияВ учебном пособии представлены содержание дисциплины «История возрастной психологии» и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Материал излагается в виде таблиц, отражающих подходы ученых к решению основных проблем психологии, к определению предмета и методов психологических исследований, закономерностей функционирования и развития психики.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, изучающих психологию
ISBN978-5-261-00752-4
История возрастной психологии / Т.Е. Чернокова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 140 с. — ISBN 978-5-261-00752-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/349357 (дата обращения: 10.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Т.Е. Чернокова ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1 УДК 159.9(091) ББК 88.1(0) Ч-49 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктическго) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Т.Н. Сахарова; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета И.Б. Шиян Ч-49 Чернокова, Т.Е. История возрастной психологии: учеб. пособие / Т.Е. Чернокова; Сев. <...> ISBN 975-5-261-00752-4 В учебном пособии представлены содержание дисциплины «История возрастной психологии» и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. <...> Проблемы психического развития в сенсуалистических концепциях Нового времени . <...> Проблемы психического развития в ассоциативной психологии . <...> Развитие психологического знания в рамках педагогики Нового времени . <...> Становление возрастной психологии как самостоятельной науки Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания . <...> Преодоление биогенетического подхода в возрастной психологии . <...> Содержание дисциплины включает сведения об этапах развития возрастной психологии, о специфике теорий психического развития прошлого, их значении для педагогической практики, взаимосвязи психологических концепций с социокультурными особенностями эпохи, в которой они разрабатывались. <...> . В первой главе пособия рассматриваются предмет, задачи, методы истории возрастной психологии, ее связь с другими науками, закономерности и этапы развития. <...> В первой и второй главах материал <...>
История_возрастной_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
История_возрастной_психологии.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Т.Е. Чернокова ИСТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1
Стр.1
УДК 159.9(091) ББК 88.1(0) Ч-49 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктическго) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Т.Н. Сахарова; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета И.Б. Шиян Ч-49 Чернокова, Т.Е. История возрастной психологии: учеб. пособие / Т.Е. Чернокова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 140 с. ISBN 975-5-261-00752-4 В учебном пособии представлены содержание дисциплины «История возрастной психологии» и задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Материал излагается в виде таблиц, отражающих подходы ученых к решению основных проблем психологии, к определению предмета и методов психологических исследований, закономерностей функционирования и развития психики. Для студентов вузов, изучающих психологию. УДК 159.9(091) ББК 88.1(0) ISBN 975-5-261-00752-4 © Чернокова Т.Е., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 2
Стр.2
ОглавлЕНИЕ Предисловие ............................................................................................. глава 1. История возрастной психологии как области научного знания Предмет и методы изучения ..................................................... Связь с другими науками ......................................................... Факторы и этапы развития ........................................................ Задания для самостоятельной работы................................... Список рекомендуемой литературы ........................................ глава 2. Проблемы психического развития в учениях о душе Древнегреческая философия ................................................... Философия Древнего Рима ...................................................... Философия Средних веков ....................................................... Философия Возрождения ......................................................... Задания для самостоятельной работы................................... Список рекомендуемой литературы ........................................ глава 3. Проблемы психического развития в философских учениях о сознании Общая характеристика психологии Нового времени ............. Проблемы психического развития в сенсуалистических концепциях Нового времени ........................................................... Проблемы психического развития в рационалистических концепциях Нового времени ..................................................... Проблемы психического развития в ассоциативной психологии ........................................................................................... Развитие психологического знания в рамках педагогики Нового времени .......................................................................... Задания для самостоятельной работы................................... Список рекомендуемой литературы ........................................ 3 5 8 10 11 14 14 15 20 24 28 31 33 34 37 37 41 44 48 50
Стр.3
глава 4. Становление возрастной психологии как самостоятельной науки Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания .......................................................... Общая характеристика развития возрастной психологии в конце ХIХ – начале ХХ веков ................................................... Биогенетические теории психического развития ребенка .... Преодоление биогенетического подхода в возрастной психологии ........................................................................................... Задания для самостоятельной работы .................................. Список рекомендуемой литературы ....................................... глава 5. Проблемы развития в основных психологических направлениях Общая характеристика развития зарубежной возрастной психологии ХХ века .................................................................. Бихевиоризм .............................................................................. Французская социологическая школа ..................................... Гештальтпсихология ................................................................. Психоаналитические концепции развития личности ............ Гуманистическая психология ................................................... Генетическая психология ......................................................... Задания для самостоятельной работы .................................. Список рекомендуемой литературы ....................................... глава 6. Развитие возрастной психологии в России Развитие психологии в России ХIХ – начала ХХ веков ........ Становление советской возрастной психологии .................... Развитие возрастной психологии в России во второй половине ХХ века.............................................................................. Задания для самостоятельной работы .................................. Список рекомендуемой литературы ....................................... глоссарий…………………………………………….….. ....................... 69 71 76 79 83 92 96 102 104 105 111 124 135 137 138 51 54 57 62 66 68 4
Стр.4
ПрЕдИСлОвИЕ Предметом изучения дисциплины «История возрастной психологии» является динамика и логика развития возрастной психологии как науки. Содержание дисциплины включает сведения об этапах развития возрастной психологии, о специфике теорий психического развития прошлого, их значении для педагогической практики, взаимосвязи психологических концепций с социокультурными особенностями эпохи, в которой они разрабатывались. В настоящее время наиболее популярными пособиями для изучения истории возрастной психологии являются пособия Т.Д. Марцинковской (М., 2004) и Н.Е. Вераксы (М., 2008). В названных пособиях представлено достаточно подробное описание динамики взглядов ученых на проблемы психического развития ребенка. В связи с этим полагаем, что нет необходимости в разработке специальных учебных пособий традиционного изложения, расширяющих объем содержания. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие отличается спецификой структурирования содержания. Здесь содержание материала излагается в виде таблиц, отражающих подходы ученых к решению основных проблем возрастной психологии. Как показывает практика, такое изложение материала способствует более успешному освоению студентами дисциплины. В отличие от других учебников в данном пособии содержание психологических концепций представлено в виде тезисов. Не воспроизводятся, однако, биографии ученых, не рассматривается динамика их взглядов, не представлена критика. Это обусловливает необходимость использования других источников при изучении дисциплины. Для более успешного усвоения материала студентами в пособии предлагаются задания для самостоятельной работы, показавшие свою эффективность на практике. Эти задания представлены тремя блоками: первый блок – задания, направленные на воспроизведение материала (выписать основные понятия по теме, ответить на 5
Стр.5
вопросы репродуктивного характера); второй блок – задания на понимание материала (провести сравнительный анализ психологических теорий, прокомментировать высказывания философов); третий блок – задания на применение материала (представить критику психологических теорий с точки зрения оппонентов-современников и психологии XXΙ в.). В первой главе пособия рассматриваются предмет, задачи, методы истории возрастной психологии, ее связь с другими науками, закономерности и этапы развития. Во второй главе дана характеристика развития знаний о психологии развития ребенка в философских учениях о душе Античности и Средневековья. Третья глава посвящена проблемам развития психологии в Новое время. В первой и второй главах материал излагается в виде таблиц, отражающих подходы ученых к решению основных проблем психологии: проблеме природы и функций души, проблеме познания, свободы воли человека и регуляции им собственного поведения, особое внимание уделяется проблеме психического развития. Четвертая глава посвящена развитию возрастной психологии в конце XIX – начале XX веков: выделению в самостоятельную науку и первым собственно психологическим теориям развития ребенка. В это время были поставлены основные проблемы возрастной психологии. Структура таблиц отражает подходы к решению этих проблем. Пятая глава пособия раскрывает анализ подходов к проблеме психического развития в зарубежных психологических школах XX века. Структура таблиц в этой главе меняется: поскольку в XX веке не разрабатывались концепции, охватывающие все проблемы психологии человека, в предлагаемых таблицах излагаются основные положения анализируемых теорий: методологические основы, предмет и методы психологических исследований, закономерности функционирования и развития психики (условия, движущие силы, этапы). В шестой главе пособия рассматриваются особенности развития отечественной возрастной психологии. С целью выявления специфических позиций отечественных ученых относительно проблем возрастной психологии структура изложения в этой части такая же, как и в пятой главе пособия. Для установления межпредметных связей структура каждого раздела включает краткую характеристику социокультурной ситуации на данном этапе развития общества, наиболее распространенные философские идеи, определявшие представления ученых о психике и, соответственно, о ее развитии, а также педагогические 6
Стр.6
концепции, построенные на основе излагаемых психологических теорий. Автор выражает благодарность А.Н. Ждан, Л.Ф. Обуховой, Т.Д. Марцинковской. Публикации этих ученых и их лекции, прослушанные автором в разные годы, способствовали разрешению некоторых спорных вопросов и построению новой формы представления материала. Приносим извинения за возможно чрезмерно свободные авторские интерпретации психологических учений. Пожелания и отзывы просьба направлять по адресу: tattyana-chernokova@yandex.ru. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст