Арктическая философия рассматривается как составляющая философии Севера - направления мировой философии, дополнительного по отношению к восточной и западной философии. <...> В рамках данного направления Север предстает не только одним из многих предметов философствования, но и макросубъектом мировой философии, подобно философии Запада и Востока. <...> В статье обобщены и систематизированы идеи первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева об арктической философии на примере народа саха. <...> В его многочисленных трудах обсуждаются животрепещущие проблемы Арктики, исторический опыт народа саха и его перспективы в условиях глобальных вызовов. <...> Показано, что характер и содержание арктической философии М.Е. Николаев рассматривает в обусловленности особенностями циркумполярной культуры и арктической цивилизации. <...> В экстремальных условиях Арктики формировалось умение избегать крайностей, вырабатывался навык принятия осторожных и взвешенных решений. <...> На этом основании М.Е. Николаев предлагает рассматривать циркумполярную цивилизацию как цивилизацию разума. <...> Характеризуя философскую мысль народа саха, Николаев прежде всего обращает внимание на то, что одной из духовных основ циркумполярной цивилизации является народная мудрость. <...> Указывая на ее практическую ценность для повседневной жизни, он подчеркивает, что для выживания на Севере особенно необходимы сдержанность и умеренность, чувство меры. <...> В конечном итоге арктическая философия идентифицируется как северный вариант философии жизни с определяющими ценностями меры и национального прагматизма, будущего, разума и коллективной воли к жизни, оптимизма и гуманизма. <...> Большое значение имеет положение М.Е. Николаева о нравственности как основе циркумполярной культуры. <...> Это положение позволяет выдвинуть социально-философский принцип нравственного детерминизма, т. е. ведущей и определяющей роли нравственных отношений в обеспечении жизнеспособности <...>