Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский педагогический университет
им. Л. Н. Толстого»
С. К. Хаидов
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Учебно-методическое пособие
Тула
Тульский полиграфист
2015
Стр.1
ББК 88.5я73
Х15
Рецензенты:
доктор психологических наук С. В. Пазухина
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого);
кандидат психологических наук М. А. Басин
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
Хаидов, С. К.
Х15
Содержание профессиональной деятельности муниципальных
служащих: Учеб.-метод. пособие / С. К. Хаидов. –
Тула: Тул. полиграфист, 2015. – 34 с.
ISBN 978-5-88422-572-5
Издание посвящено анализу специфики профессиональной деятельности
муниципальных служащих.
Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам,
а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей.
ББК
88.5я73
ISBN 978-5-88422-572-5
© C. К. Хаидов, 2015
2
Стр.2
Психологическое содержание профессиональной
деятельности муниципального служащего хоть и соответствует
психологическому содержанию деятельности
государственного служащего, однако, различие в близости
к социальным слоям населения, не вхождение муниципальной
власти в структуру государственной власти
требует, по мнению исследователя, объединение акмеологических
теорий личностно-профессионального развития
государственных служащих с концепцией личностнопрофессионального
развития муниципальных служащих,
как представителей органов местного самоуправления
для выявления факторов и путей оптимизации развития
их личности и профессионализма в деятельности органов
местного самоуправления.
Любая профессиональная деятельность представляет
собой систему, основой которой являются материальные,
предметно-инструментальные структуры, которые
в ходе исторического развития профессии образуют свое
культурно-идеологическое, духовное отражение в сознании
общества и социально-профессиональной группы.
В результативной основе деятельности соединяются
и технологически организуются ее предмет, продукт
и средства труда. Они отражаются в сознании субъекта
в виде целей, ценностей, идеалов профессии и его методологических
установках. Относительно друг друга материальная
и духовная стороны деятельности находятся
по отношению друг к другу в состоянии двухсторонней
регулятивной связи.
Анализ научной литературы показывает, что профессиональная
деятельность муниципальных служащих
изучена недостаточно.
Эмпирические исследования, проведенные в закрытых
административно-территориальных образованиях
Мурманской области [24], позволили сделать вы3
Стр.3
вод о существовании общности психологических характеристик
в профессиональной деятельности гражданских
государственных служащих и муниципальных
служащих. Общности определяются: профессиональной
деятельностью, осуществляемой на постоянной основе
на должностях гражданской государственной и муниципальной
службы, замещаемых путем заключения трудового
договора; единством основных квалификационных
требований к должностям муниципальной службы
и государственной гражданской службы; единством
требований к подготовке, переподготовке и повышению
квалификации муниципальных служащих и государственных
гражданских служащих; учетом стажа муниципальной
службы при исчислении стажа государственной
гражданской службы и учета стажа государственной
гражданской службы при исчислении стажа муниципальной
службы; соотносительности основных условий
оплаты труда и социальных гарантий муниципальных
и государственных гражданских служащих; соотносительности
основных условий государственного пенсионного
обеспечения граждан, проходивших муниципальную
службу, и граждан, проходивших государственную
гражданскую службу, а так же членов их семей в случае
потери кормильца [27].
Муниципальная служба, как и государственная
гражданская служба, является управленческим трудом
и относится к профессии типа «человек-человек». Предметом
управленческого труда являются «индивидуальное
и общественное сознание других людей, а так же поведение,
деятельность других людей: управленец своими
действиями, своим психологическим «посылом» воздействует
на сознание и поведение своих подчиненных, коллег,
изменяя их представления о сторонах управленческой
ситуации, побуждая их к активным действиям по
4
Стр.4
упрочению и преобразованию управленческой деятельности»
[5, С. 28; 520].
Все вышесказанное позволяет рассматривать основу
профессиональной деятельности муниципальных
служащих через призму профессиональной деятельности
гражданских государственных служащих (далее государственные
служащие).
Существуют различные психолого-акмеологические
исследования профессиональной деятельности государственных
служащих, такие как:
анализ профессиональной деятельности государственных
служащих на основе принципа единства личности,
сознания и деятельности [10; 12; 17];
исследование субъекта деятельности в рамках
комплекса наук. Данное направление систематизировано
А. А. Бодалевым, К. А. Абульхановой-Славской;
системы формирования и совершенствования
профессионального мастерства. Данное направление
описано в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Деркача;
положение о функциональных блоках профессиональной
деятельности Н. В. Кузьминой. К ним относятся:
– гностический (познавательный) – анализ ситуации,
формирование задачи, получение новых знаний,
требующихся для решения анализа процесса решения
задачи, результатов решения и сопостановления искомого
результата с реальным;
– проектировочный – предвидение возможных последствий
от решения задач в течение обозримого времени
ведения планирования;
– конструктивный – композиционное построение
предстоящей работы;
– коммуникативный – установление наиболее целесообразных
взаимоотношений с окружающими
людьми в процессе непосредственного взаимодействия
5
Стр.5
с ними в ходе решения задач профессиональной деятельности;
–
организаторский – установление эффективных
взаимодействий;
– рефлексивный – самопознание, самооценка своих
внутренних психических состояний;
– социально-перцептивный – понимание людьми
друг друга;
теоретическая модель личности, позволяющая
быть базой построения анализа профессиональных требований
к субъекту деятельности В. Д. Шадрикова;
работы В. Г. Асеева, А. К. Марковой, С. И. Съедина
о подсистеме целеобразования, информационной основе
деятельности (опыт, знания), профессионально
важных качествах;
психологическое содержание профессиональной
компетентности, рассмотренное в работах А. А. Деркача,
В. Г. Зазыкина, А. К. Марковой и др. Так, согласно мнению
В. Г. Зазыкина, качественными характеристиками
профессиональной деятельности являются: высокая продуктивность
(эффективность); оптимальная интенсивность;
высокая точность и надежность; высокая организованность;
высокая квалификация; низкая зависимость
специалиста от внешних факторов; владение современным
содержанием и средством решения профессиональных
задач; высокая стабильность продуктивности, точности,
надежности и организованности [8; 48];
Я - концепция в структуре профессиональной деятельности,
изучавшаяся В. С. Агаповым, И. Л. Фельдман
и др.
Акмеологический подход к исследованию профессиональной
деятельности разработан и в исследованиях
Э. А. Бурчан, Н. Н. Гришиной, В. М. Дъячкова,
6
Стр.6
А. В. Евсеева, Н. А. Ериной, Н. О. Коломиец, А. Э. Орбан,
В. А. Толочек и др.
Как отмечалось выше рассматривание профессиональной
деятельности муниципальных служащих через
призму профессиональной деятельности государственных
служащих позволяет говорить, что профессиональная
деятельность муниципальных служащих – разновидность
управленческой деятельности, направленная
с одной стороны на управление процессом в той или
иной сфере, а с другой – на руководство людьми, обеспечивающим
функционирование данной сферы.
Муниципальный служащий, как управленец, как
субъект деятельности, не только отвечает за свою собственную
профессиональную деятельность, но и обеспечивает
условия для работы других, используя многообразные
методы стимулирования их активности для
достижения необходимого результата профессиональной
успешности и самореализации личности, что выражается
и в удовлетворении своим трудом, и в стремлении
к личностно-профессиональному развитию.
Однако, не смотря на то, что государственную
и муниципальную службу связывает много сходных
черт, организационные обособленности местного самоуправления
от государственной власти вызывают различия
в содержании этих двух видов деятельности.
Будучи разновидностью управленческой деятельности,
смысл работы государственного служащего составляют
интересы государства и его граждан. Профессионализм
деятельности государственного служащего
в первую очередь определяется способностью и умением
защищать эти интересы в каждой из сфер деятельности
на разных уровнях властной «вертикали», и в зависимости
от занимаемой должности эта задача решается
по-разному [15].
7
Стр.7