Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы (на материале курсов иностранного языка)

0   0
АвторыШибаева Людмила Васильевна, Мануйлова Елена Ивановна
ИздательствоГОУ ВПО "ОГУ"
Страниц181
ID336190
АннотацияВ монографии представлено исследование психологических условий формирования конструктивно-проектировочной деятельности педагогов, ориентированных на инновационную образовательную деятельность. В основе процесса формирования лежит переориентация педагогов на новые проектные единицы: целостные учебно-воспитательные ситуации, позволяющие перейти от узкой предметоцентристской позиции на позицию культурных кураторов постановки и решения учениками творческих задач иноязычной межкультурной коммуникации.
ISBN978-5-9929-0119-1
Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы (на материале курсов иностранного языка) / Л. В. Шибаева, Е. И. Мануйлова .— Орёл : ГОУ ВПО "ОГУ", 2011 .— 181 с. — ISBN 978-5-9929-0119-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/336190 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978–5–9929–0119–1 В монографии Е.И. Мануйловой, Л.В. Шибаевой представлено исследование психологических условий формирования конструктивнопроектировочной деятельности педагогов, ориентированных на инновационную образовательную деятельность. <...> «Проблема исследования психологических основ и условий развития конструктивно – проектировочной деятельности педагогов – создателей инновационной стратегии», заключение – Шибаева Л.В. <...> «Характеристика стихийно складывающихся особенностей конструктивно-проектировочной деятельности студентов педвузов и педагогов», глава 4. <...> Исследование становления педагогов как субъектов инновационной деятельности в русле концепции совместной продуктивной деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом (модели СПД) ГЛАВА I I. <...> Инновационная стратегия и становление культуры понимания и создания оригинальных иноязычных текстов ГЛАВА I I I. <...> Характеристика преобладающих типов учебных заданий в стихийно формирующейся конструктивно-проектировочной деятельности педагогов 3. <...> Экспериментальное выделение уровней конструктивнопроектировочной деятельности педагогов иностранного языка 3. <...> Сопоставительный анализ полученных данных первой серии основного обучающего эксперимента 5. <...> Цели и задачи второй серии обучающего эксперимента 5.1 Структура второй серии основного обучающего эксперимента 6. <...> Сравнительная оценка результатов второй серии обучающего эксперимента 6.1. <...> Условия становления конструктивнопроектировочной деятельности педагогов Заключение Литература Приложения Приложение №1. <...> Примеры заданий, предложенных учителями иностранного языка для анкеты «Учебные задания» в пилотажном исследовании Приложение № 2. <...> Примеры заданий студентов, доработанные педагогами экспериментальной и контрольной групп после проведения первой серии обучающего эксперимента Приложение № 5. <...> Примеры заданий, предложенных ученикам педагогами экспериментальной и контрольной <...>
Формирование_конструктивно-проектировочной_деятельности_педагогов_инновационной_школы_(на_материале_курсов_иностранного_языка).pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Мануйлова Е. И., Шибаева Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО – ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ (на материале курсов иностранного языка) Орел - 2011
Стр.1
УДК 378. 013. 77 Печатается по решению редакционно ББК Ч 480. 229. 3 – издательского совета ГОУ ВПО «ОГУ» М 24 Протокол № 3 от 02.12.2010 г. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Уман А.И. ; доктор филологических наук, профессор Литвин Ф.А. М Мануйлова Е.И. , Шибаева Л.В. Формирование конструктивно – проектировочной деятельности педагогов инновационной школы (на материале курсов иностранного языка) Монография / Мануйлова Е.И. , Шибаева Л.В. - Орел. : ГОУ ВПО «ОГУ». – 2011. - 135 с. ISBN 978–5–9929–0119–1 В монографии Е.И. Мануйловой, Л.В. Шибаевой представлено исследование психологических условий формирования конструктивнопроектировочной деятельности педагогов, ориентированных на инновационную образовательную деятельность. В основе процесса формирования лежит переориентация педагогов на новые проектные единицы: целостные учебно-воспитательные ситуации, позволяющие перейти от узкой предметоцентристской позиции на позицию культурных кураторов постановки и решения учениками творческих задач иноязычной межкультурной коммуникации. Представленные в тексте продукты деятельности педагогов и студентов могут служить основой для организации аналогичных обучающих курсов иностранного языка для учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. Принципы создания таких курсов могут быть использованы преподавателями педвузов и лекторами курсов повышения квалификации учителей по различным учебным дисциплинам. Предисловие, глава 1. «Проблема исследования психологических основ и условий развития конструктивно – проектировочной деятельности педагогов – создателей инновационной стратегии», заключение – Шибаева Л.В. Глава 2. «Речевая деятельность как средство формирования личности», глава 3. «Характеристика стихийно складывающихся особенностей конструктивно-проектировочной деятельности студентов педвузов и педагогов», глава 4. «Условия становления конструктивно-проектировочной деятельности педагогов в специально организованном образовательном курсе» – Мануйлова Е.И. © Мануйлова Е.И. , Шибаева Л.В.
Стр.2
Содержание Предисловие ГЛАВА I. Проблема исследования психологических основ и условий развития конструктивно – проектировочной деятельности педагогов – создателей инновационной стратегии 1.Характеристика подходов к исследованию проблемы развития профессионализма педагога 2.Проблема подготовки педагогов к гуманитарному подходу в образовании 3.Исследование становления педагогов как субъектов инновационной деятельности в русле концепции совместной продуктивной деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом (модели СПД) ГЛАВА I I. Речевая деятельность как средство формирования личности 1.Развивающие функции речевой деятельности 2.Проблема выделения критериев глубины понимания текста 3. Инновационная стратегия и становление культуры понимания и создания оригинальных иноязычных текстов ГЛАВА I I I. Характеристика стихийно складывающихся особенностей конструктивно-проектировочной деятельности студентов педвузов и педагогов 1. Задачи и методы констатирующей серии исследования 2. Характеристика преобладающих типов учебных заданий в стихийно формирующейся конструктивно-проектировочной деятельности педагогов 3.Психологические принципы проектирования Инновационного образовательного курса и организация его освоения 4.Анализ результатов предварительного обучающего Эксперимента в группе студентов ГЛАВА IV. Условия становления конструктивно-проектировочной деятельности педагогов в специально организованном образовательном курсе 1.Цели и задачи первой серии основного обучающего эксперимента 7-10 11-39 11-20 20-30 31-39 40-59 40-44 44-52 52-59 60-89 60-61 62-66 66-69 69-89 90-146 2.Экспериментальное выделение уровней конструктивнопроектировочной деятельности педагогов иностранного языка 3.Процедура проведения и описание результатов диагностирую- 96-99 90-91 91-95
Стр.3
щего эксперимента 4.Сопоставительный анализ полученных данных первой серии основного обучающего эксперимента 5.Цели и задачи второй серии обучающего эксперимента 5.1 Структура второй серии основного обучающего эксперимента 6. Сравнительная оценка результатов второй серии обучающего эксперимента 6.1. Изменение представлений обучаемых об уровнях владения иноязычной речевой деятельностью 6.2.Динамика форм взаимодействия обучаемых с педагогом в процессе выполнения продуктивных и творческих заданий 6.3 Анализ и обсуждение полученных результатов о становлении профессиональной компетенции обучаемых 7.Выводы. Условия становления конструктивнопроектировочной деятельности педагогов Заключение Литература Приложения Приложение №1. Примеры заданий, предложенных учителями иностранного языка для анкеты «Учебные задания» в пилотажном исследовании Приложение № 2. Программа спецкурса «Психологические основы активных методов обучения» Приложение № 3. Примеры заданий, предложенных студентами экспериментальной и контрольной групп на педагогической практике после предварительного обучающего эксперимента Приложение № 4. Примеры заданий студентов, доработанные педагогами экспериментальной и контрольной групп после проведения первой серии обучающего эксперимента Приложение № 5. Примеры заданий, предложенных ученикам педагогами экспериментальной и контрольной групп на занятиях после проведения первой серии обучающего эксперимента Приложение № 6. Примеры переводов, выполненных студентами экспериментальной и контрольной групп после проведения второй серии обучающего эксперимента Приложение № 7.Примеры рецензий на переводы, выполненные в экспериментальной и контрольной группах до и после второй серии обучающего эксперимента 99-109 109-112 112-118 118-144 118-123 123-135 135-144 144-146 152-161 162-178 162-178 162 163-168 169 170 171-173 174-176 177-178
Стр.4
Предисловие Исследование того, как развивается творческая позиция педагогов, способных воплощать в практику образования высокие идеалы инновационных подходов к образованию, остается одной из востребованных и актуальных психологических тем. В современной социально-экономической и социокультурной ситуации актуальными являются исследования, способствующие становлению готовности педагогов к такой позиции, раскрывающие психологические механизмы ее развития и оптимального сопровождения в процессе профессиональной подготовки. Исследование, представленное в монографии Л.В. Шибаевой, Е.И.Мануйловой, направлено на изучение психологических условий профессионального развития педагогов в процессе их целенаправленной подготовки к проектированию и осуществлению инновационной стратегии. Психологические условия раскрываются и конкретизируются при организации процесса подготовки преподавателей иностранного языка. Исследование нацелено на создание таких образовательных ситуаций, в которых происходит кардинальная перестройка смыслов и ценностей профессиональной деятельности, овладение преподавателями новыми подходами к проектированию и конструированию образовательного процесса с высоким развивающим потенциалом для учащихся при овладении ими иноязычной речью. Общие принципы организации подготовки педагогов к инновационной деятельности могут быть широко перенесены в практику подготовки педагогов иного профильного обучения. Научная новизна подхода авторов определяется выделением конструктивно-проектировочной деятельности педагогов как особого изучения и предмета их подготовки к решению инновационных образовательных задач на основе высокой психологической культуры. Выявлены и теоретически обоснованы уровни освоения конструктивнопроектировочной деятельности преподавателями иностранного языка. Раскрыта взаимосвязь между становлением высоких уровней конструктивно-проектировочной деятельности и переориентацией профессиональных смыслов и ценностей преподавателей. Выделены особенности процесса переориентации педагогов с таких единиц организации обучения как предметные задачи на такие единицы как целостные учебно-воспитательной ситуации в полноте их психологических составляющих.
Стр.5
Опираясь на трактовку учебно-воспитательных ситуаций, соответствующую концепции совместной продуктивной деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом, разрабатываемую В.Я. Ляудис, авторы раскрывает взаимосвязь достижений педагогами творческих уровней конструктивнопроектировочной деятельности педагогов с их ориентацией на творчество школьников при овладении ими иноязычной речью. В теоретическом анализе авторы выделяют два направления к изучению педагогической деятельности на высших уровнях готовности педагогов к профессиональному мастерству: эмпирико-описательный и проектный подходы. Последний авторы связывают с особым типом исследования динамики профессионального развития педагогов в условиях специально организованного образовательного эксперимента. Следует подчеркнуть, что именно такой подход реализуется в исследовании, основным методом которого является проектирование системы образовательных ситуаций, способствующих становлению у педагогов намеченных новообразований Концептуальным основанием для проектирования является модель целостной учебно-воспитательной ситуации, отвечающая принципам совместной продуктивной деятельности учителя с учениками и учеников друг с другом. Данная модель находит свое обоснование при сопоставлении с иными вариантами проектного подхода, разрабатываемыми для системы образования взрослых Интересной и новой представляется содержание второй главы, где авторы рассматривают проблему готовности педагогов к проектированию и реализации инновационной образовательной стратегии в контексте идеи взаимообусловленности речевого и личностного развития учеников в процессе овладения ими иноязычной речью. Необычный ракурс интерпретации процесса овладения иностранным языком как приобщения к возможностям участия педагогов и учеников к «глобальному» поликультурному диалогу, открывает весьма интересные ракурсы ценностно-смысловой интерпретации обыденных уроков изучения иностранного языка как ситуаций постановки и решения творческих задач межкультурной коммуникации. В экспериментальной части исследования авторы ориентированы на поиск и проверку психологических условий формирования конструктивнопроектировочной деятельности преподавателей, единицей которой выступает целостная учебно-воспитательная ситуация, включающая системную организацию всех параметров учебно-воспитательного процесса.
Стр.6
Следует отметить удачно выбранную учебную дисциплину - иностранный язык - для иллюстрации процесса формирования конструктивнопроектировочной деятельности преподавателей. Язык, являясь средством общения, открывает неограниченные возможности организации взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой. В процессе психологически обоснованного обучения иностранному языку развиваются лингвистическое мышление, долговременная и оперативная память, происходит становление общекультурных способностей личности, прежде всего, коммуникативных. На этом учебном предмете легче организовать и проследить, какие изменения происходят в ценностях, смыслах и мотивационной сфере учащихся. Выдвинутые в исследовании гипотезы, проверялись авторами в серии экспериментов. Важным представляется то, что изложены и поисковые предварительные серии эксперимента, наряду с основными. Прозрачным является направление поиска авторов, яснее выступает необходимость и обоснованность психологических условий, создаваемых в основном эксперименте, раскрывается содержание центральной категории «целостная учебно-воспитательная ситуация», которой оперируют авторы Обеспечение целостности учебно-воспитательной ситуации в полноте ее психологических параметров предопределяет устремленность экспериментальных поисков авторов в основном эксперименте, в русле которого обеспечивается ориентации студентов (будущих учителей) на обучение учащихся языку как средству межкультурного общения. В тексте монографии развернуто описание того, как используется материал для переводов: рассказы О.Генри, отрывки из романа Дж.Д.Сэлинджера, А.А.Милна, а также девятой главы сказки Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес». Подобранный текстовой материал выступает как «мощный фактор развития коммуникативной культуры человека». Если текст является художественным произведением, то через него читатель, а в нашем случае, учащийся приобщается к смыслам и ценностям автора, может проникнуть в чужую культуру и менталитет другой национальности. В исследовании богато проиллюстрированы продуктивные и творческие задания: подбор и перевод текстов студентами, будущими педагогами, для хрестоматии, разработка критериев оценки авторской позиции в тексте; моделирование на занятиях деятельности редколлегии и многие другие.
Стр.7
В исследовании дается характеристика средств и способов осуществления пре- и пост-тестовой диагностики, свидетельствующей об определенном уровне овладения учениками иноязычной речью в контексте инновационного подхода к их обучению. Практическая ценность результатов исследования определяется тем, что представленные в нем принципы и методы организации инновационного курса подготовки педагогов, которая направлена на системную организацию параметров целостной учебно-воспитательной ситуации и содействует формированию нового уровня конструктивно-проектировочной деятельности педагогов, их личностной переориентации в отношении смыслов и ценностей преподавания своего предмета, можгут быть широко использованы и при подготовке педагогов иных профилей.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ