Синтез классики и рока в современной музыкальной культуре В социокультурном пространстве сегодняшнего дня рок-музыка, утратившая внутреннюю целостность и оппозиционную роль, превратилась в плацдарм для разнообразных экспериментов как коммерческого, так и художественного порядка. <...> Всего лишь пятнадцать лет назад словосочетание «симфонический рок» большинством меломанов воспринималось как оксюморон. <...> Однако мы знаем, что термин «симфонический» имеет два основных значения: первое относится к составу инструментов (симфонический оркестр, симфоническая партитура), второе имеет отношение непосредственно к структуре произведения (симфонические принципы развития), подразумевая, что музыкальные образы видоизменяются, не остаются статичными. <...> Следовательно, выражение «симфонический рок» не содержит в себе ничего крамольного, нелепого или бессмысленного. <...> Первым свой вклад в дело объединения рока и классики внёс арт-рок (англ. аrt rock) — направление рок-музыки, которое характеризуется мелодическими, гармоническими и ритмическими экспериментами, большим количеством художественных образов в текстах песен. <...> Эстафету подхватил прогрессивный рок (англ. progressive rock), возникший в конце 1960-х, достигший пика популярности в начале 1970-х годов и с тех пор продолжающий своё существование с переменным успехом, — эклектичный, амбициозный и величественный стиль. <...> Он берёт многое из классической музыки и джаз-фьюжна, уже появились поджанры прогрессивного рока (симфо-рок и прогрессив-метал). <...> Хотя группы Emerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull, King Crimson, Pink Floyd, Gentle Giant, Van der Graaf Generator, Camel, Caravan, Supertramp и Yes звучали несхоже, многие, включая и членов этих коллективов, считают, что все они играли прог-рок. <...> Иногда классика в новой интерпретации значительно изменяется; например, в июле 1969 года группа Jethro Tull записала баховское «Бурре», превратив его в «тонкую джазовую песню для ночного клуба» (по словам Иана Андерсона), и с тех пор «рок-музыканты <...>
Синтез_классики_и_рока_в_современной_музыкальной_культуре.pdf
Тарасенко Е.Н.,
Акиншина К.А.
Синтез классики и рока в современной музыкальной культуре
В социокультурном пространстве сегодняшнего дня рок-музыка, утратившая
внутреннюю целостность и оппозиционную роль, превратилась в
плацдарм для разнообразных экспериментов как коммерческого, так и художественного
порядка. Исчезла антитеза «рок — поп-музыка», на протяжении
полувека функционировавшая в качестве почти что заповеди: больше не существует
яркого противостояния бунтарского, мятежного, бескорыстного рока
и того, что именуется «попсой», поскольку оба направления прочно вросли
в шоу-бизнес. Снята с повестки дня и антитеза «рок — классика», взаимное
отталкивание сменилось притяжением, благодаря чему рок начинает
производить более респектабельное впечатление, а классика, впуская бывшего
недруга в свою сокровищницу, популяризирует академическое наследие в
кругах, далёких от академизма.
Всего лишь пятнадцать лет назад словосочетание «симфонический
рок» большинством меломанов воспринималось как оксюморон. Однако мы
знаем, что термин «симфонический» имеет два основных значения: первое
относится к составу инструментов (симфонический оркестр, симфоническая
партитура), второе имеет отношение непосредственно к структуре произведения
(симфонические принципы развития), подразумевая, что музыкальные
образы видоизменяются, не остаются статичными. Такой тип построения материала
свойствен не только собственно симфонической музыке, но и рокмузыке,
бытуя в ней наравне со статичной куплетно-припевной формой.
Следовательно, выражение «симфонический рок» не содержит в себе ничего
крамольного, нелепого или бессмысленного.
Давнее противопоставление музыки классической и любой другой как
серьёзной и несерьёзной, высокой и низкой сегодня выглядит прямолинейно
и неисторично: сам по себе выбор музыкального языка не гарантирует полноты
и содержательности художественного высказывания, симфония может
Стр.1