Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637162)
Контекстум
Электро-2024

Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКиров Владимир Александрович
АвторыКирова Юлия Зиновьевна, Романов Дмитрий Владимирович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц60
ID327173
АннотацияНа основе детального анализа научной литературы и практики профессионально-педагогической деятельности, исследования специфики работы в учреждениях высшего профессионального образования и требований рынка труда авторами осуществлено выявление комплекса современных активных и интерактивных образовательных технологий. Методические рекомендации позволяют преподавателям агроинженерного вуза увеличить продуктивность обучения студентов и повысить качество учебного процесса.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для преподавателей вузов, исследователей в сфере современных образовательных технологий, аспирантов, а также широкого круга лиц, проявляющих интерес к актуальным проблемам вузовской жизни.
УДК378
ББК74.58
Киров, В.А. Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза : методические рекомендации / Ю.З. Кирова, Д.В. Романов; В.А. Киров .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 60 с. — URL: https://rucont.ru/efd/327173 (дата обращения: 30.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 ББК 74.58 К-43 Киров, В. <...> К-43 Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза : методические рекомендации / В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов. <...> В связи с вышесказанным и был обусловлен интерес авторов к проблематике применения технологий и методов интерактивного обучения в агроинженерном вузе и методическим особенностям их реализации в образовательном процессе. <...> Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой». <...> «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». <...> Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. <...> Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые. <...> Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг. <...> Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения. <...> Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации являетесь Вы (или другой предметный эксперт) и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-прессконференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция-исследование, лекция-визуализация <...>
Активные_и_интерактивные_технологии_обучения_в_учебном_процессе_агроинженерного_вуза.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1
Стр.1
ББК 74.58 К-43 Киров, В. А. К-43 Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза : методические рекомендации / В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 59 с. На основе детального анализа научной литературы и практики профессионально-педагогической деятельности, исследования специфики работы в учреждениях высшего профессионального образования и требований рынка труда авторами осуществлено выявление комплекса современных активных и интерактивных образовательных технологий. Методические рекомендации позволяют преподавателям агроинженерного вуза увеличить продуктивность обучения студентов и повысить качество учебного процесса. Учебное издание предназначено для преподавателей вузов, исследователей в сфере современных образовательных технологий, аспирантов, а также широкого круга лиц, проявляющих интерес к актуальным проблемам вузовской жизни. ©Киров В. А., Кирова Ю. З., Романов Д. В., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2
Стр.2
Введение Институциональные преобразования в системе высшего профессионального образования обуславливаются движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, требованиями использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни. Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего профессионального образования является переход на двухуровневую систему обучения с обязательной реализацией компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых документов показывает, что подобный переход системы образования влечет за собой и трансформации в требованиях к образовательному процессу. Одним из таких изменений следует считать требование к применению в процессе подготовки студентов активных и интерактивных технологий и методов обучения. Внедрение интерактивных технологий и методов обучения – одно из актуальнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Формирование сформулированных в ФГОС компетенций предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь – это необходимость перехода от репродуктивных форм, технологий и методов обучения к активным; переориентация от знаниевого к активно-деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их будущими профессионально-ориентированными потребностями. Выбор современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения должен непременно коррелировать с формируемыми компетенциями. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целями и задачами основной образовательной программы (ООП), особенностью контингента, содержанием конкретной дисциплины и в целом в учебном процессе должен составлять не менее определенного процента (бакалавриат – 10-30, магистратура – 30-50, специалитет – 30%) 3
Стр.3
от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки. В связи с вышесказанным и был обусловлен интерес авторов к проблематике применения технологий и методов интерактивного обучения в агроинженерном вузе и методическим особенностям их реализации в образовательном процессе. 4
Стр.4
1. ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ Понятие «интеракция» (от англ. Interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чемлибо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой». «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя (рис. 1). Студент Преподаватель Студент Студент Рис. 1. Интерактивное взаимодействие в процессе обучения Такое построение обучающей процедуры в корне отличается от традиционной массовой (репродуктивной) технологии, предусматривающей активную и направляющую роль, прежде всего, преподавателя (рис. 2). В такой процедуре кроются как некоторые достоинства, так и большое количество недостатков, которые очевидны даже при сравнительном анализе первого и второго 5
Стр.5
рисунков. Комплекс недостатков традиционной технологии обучения всегда вызывал справедливые нарекания научнопедагогического сообщества. Поиск разрешения данной проблемы привел теоретиков и практиков обучения к осознанию необходимости внедрения в учебный процесс интерактивных технологий и методов. Студент Преподаватель Студент Студент Рис. 2. Традиционное репродуктивное взаимодействие в процессе обучения По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений. К активным и интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения. Такие методы являются инновационными образовательными технологиями. 6
Стр.6