Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 ББК 74.58 К-43 Киров, В. <...> К-43 Активные и интерактивные технологии обучения в учебном процессе агроинженерного вуза : методические рекомендации / В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов. <...> В связи с вышесказанным и был обусловлен интерес авторов к проблематике применения технологий и методов интерактивного обучения в агроинженерном вузе и методическим особенностям их реализации в образовательном процессе. <...> Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой». <...> «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся». <...> Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. <...> Интерактивные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые. <...> Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг. <...> Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения. <...> Этот формат лекции имеет смысл использовать в тех случаях, когда носителем уникальной информации являетесь Вы (или другой предметный эксперт) и когда ресурс времени и других информационных источников ограничен (проблемная лекция, лекция-консультация, лекция-прессконференция, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-провокация, лекция-исследование, лекция-визуализация <...>
Активные_и_интерактивные_технологии_обучения_в_учебном_процессе_агроинженерного_вуза.pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов
Активные и интерактивные технологии
обучения в учебном процессе
агроинженерного вуза
Методические рекомендации
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
1
Стр.1
ББК 74.58
К-43
Киров, В. А.
К-43 Активные и интерактивные технологии обучения в учебном
процессе агроинженерного вуза : методические рекомендации
/ В. А. Киров, Ю. З. Кирова, Д. В. Романов. – Кинель :
РИЦ СГСХА, 2014. – 59 с.
На основе детального анализа научной литературы и практики профессионально-педагогической
деятельности, исследования специфики
работы в учреждениях высшего профессионального образования и требований
рынка труда авторами осуществлено выявление комплекса современных
активных и интерактивных образовательных технологий. Методические
рекомендации позволяют преподавателям агроинженерного
вуза увеличить продуктивность обучения студентов и повысить качество
учебного процесса. Учебное издание предназначено для преподавателей
вузов, исследователей в сфере современных образовательных технологий,
аспирантов, а также широкого круга лиц, проявляющих интерес
к актуальным проблемам вузовской жизни.
©Киров В. А., Кирова Ю. З., Романов Д. В., 2014
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
2
Стр.2
Введение
Институциональные преобразования в системе высшего профессионального
образования обуславливаются движением в сторону
инновационной личностно-развивающей парадигмы образования,
требованиями использования интеллектуально-творческого
потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах
жизни.
Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы
высшего профессионального образования является переход на
двухуровневую систему обучения с обязательной реализацией
компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Анализ
Федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовых
документов показывает, что подобный переход
системы образования влечет за собой и трансформации в требованиях
к образовательному процессу. Одним из таких изменений
следует считать требование к применению в процессе подготовки
студентов активных и интерактивных технологий и методов обучения.
Внедрение
интерактивных технологий и методов обучения –
одно из актуальнейших направлений совершенствования подготовки
студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной
реализации компетентностного подхода. Формирование
сформулированных в ФГОС компетенций предполагает применение
новых технологий и форм реализации учебной работы.
В первую очередь – это необходимость перехода от репродуктивных
форм, технологий и методов обучения к активным; переориентация
от знаниевого к активно-деятельностному подходу, поиск
возможностей соединения теоретических знаний студентов с их
будущими профессионально-ориентированными потребностями.
Выбор современных образовательных технологий, активных и интерактивных
методов обучения должен непременно коррелировать
с формируемыми компетенциями. Удельный вес занятий, проводимых
в интерактивных формах, определяется целями и задачами
основной образовательной программы (ООП), особенностью контингента,
содержанием конкретной дисциплины и в целом в учебном
процессе должен составлять не менее определенного процента
(бакалавриат – 10-30, магистратура – 30-50, специалитет – 30%)
3
Стр.3
от объема аудиторных занятий в соответствии с ФГОС ВПО по
направлению подготовки.
В связи с вышесказанным и был обусловлен интерес авторов
к проблематике применения технологий и методов интерактивного
обучения в агроинженерном вузе и методическим особенностям их
реализации в образовательном процессе.
4
Стр.4
1. ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
И МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ
Понятие «интеракция» (от англ. Interaction – взаимодействие)
возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для
теории символического интеракционизма (основоположник – американский
философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития
и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я»
в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. В психологии
интеракция – это процесс взаимодействия, диалога с чемлибо
(например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Понятие «интерактивный» происходит от английского
«interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Следовательно,
«интерактивные методы» можно перевести как «методы,
позволяющие студентам взаимодействовать между собой».
«Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания,
осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся».
Это и есть сущность интерактивных методов, которая
состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех
студентов и преподавателя (рис. 1).
Студент
Преподаватель
Студент
Студент
Рис. 1. Интерактивное взаимодействие в процессе обучения
Такое построение обучающей процедуры в корне отличается
от традиционной массовой (репродуктивной) технологии, предусматривающей
активную и направляющую роль, прежде всего,
преподавателя (рис. 2). В такой процедуре кроются как некоторые
достоинства, так и большое количество недостатков, которые
очевидны даже при сравнительном анализе первого и второго
5
Стр.5
рисунков. Комплекс недостатков традиционной технологии обучения
всегда вызывал справедливые нарекания научнопедагогического
сообщества. Поиск разрешения данной проблемы
привел теоретиков и практиков обучения к осознанию необходимости
внедрения в учебный процесс интерактивных технологий
и методов.
Студент
Преподаватель
Студент
Студент
Рис. 2. Традиционное репродуктивное взаимодействие
в процессе обучения
По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы
на более широкое взаимодействие студентов не только
с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности
студентов в процессе обучения.
Активность преподавателя уступает место активности студентов,
а задачей преподавателя становится создание условий для их
инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается
его общей организацией, определяя общее направление
(готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы
или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок
выполнения намеченного плана работы, давая консультации,
разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.
К
активным и интерактивным методам относят, таким образом,
лишь те, которые строятся на психологических механизмах
усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником
опыта взаимодействия и взаимообучения. Такие методы являются
инновационными образовательными технологиями.
6
Стр.6