Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Популярная философия (550,00 руб.)

0   0
Первый авторГусев Д. А.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц538
ID315877
АннотацияЧто такое философия? Является ли она наукой? Зачем она нужна? Какую роль играет в жизни человека и общества? Можно ли без нее обойтись? Когда и где появилась философия? Какие вопросы являются философскими? Как понимать утверждения о том, что философия помогает человеку быть человеком, быть самим собой, быть счастливым и интереснее жить на свете? Почему царский министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов сказал в XIX в., что «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден»? Обо всем этом, а также – об основных философских понятиях, вопросах, проблемах, идеях и учениях, созданных разными мыслителями в различные эпохи, вы узнаете, прочитав эту книгу. Автор, много лет преподающий философию студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным.
Кому рекомендованоКнига адресована всем изучающим философию в каких-либо учебных заведениях, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом и всем, интересующимся такой древней в то же время всегда молодой областью духовной культуры человечества как философия.
ISBN978-5-9906134-1-6
УДК1
ББК87.3
Гусев, Д.А. Популярная философия : учеб. пособие / Д.А. Гусев .— Москва : Издательство Прометей, 2015 .— 538 с. : ил. — ISBN 978-5-9906134-1-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/315877 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

44 ТЕМА 3 ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. <...> 64 ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. <...> 147 ТЕМА 7 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. <...> Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» ии(Декарт и Лейбниц) . <...> 321 ТЕМА 12 ВТОРАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА (КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ) 1. <...> 451 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ . <...> «Филo-софос» – любитель мудрости – это тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. <...> Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому, а говоря иначе, он не может быть мудрецом, но может быть только любителем мудрости – философом. <...> Поэтому наука всего лишь одно из явлений жизни, а философия, по крупному счету, – это сама жизнь человеческая – сложная, многогранная, вечно непостижимая. <...> 3. «фИЛОСОфИя И фИЛОСОфОВЕДЕНИЕ» После прочтения предыдущего пункта лекции, может возникнуть вполне резонный вопрос: если философия вроде бы не наука, то чем же предстоит заниматься студентам, изучающим философию. <...> К сожалению, термин «философоведение» не существует, и поэтому философия как форма духовной культуры и как наука, её изучающая, обозначается одним и тем же словом – «философия», что и вносит большую путаницу в вопрос о её научном статусе. <...> В случае хронологического подхода в курсе философии (а вернее – философоведения) выделяются следующие основные разделы: 23 Тема 1 1. <...> Обычно в курсе философии два этих подхода совмещаются: сначала материал рассматривается хронологически (история философии), а потом – тематически (общетеоретическая, или систематическая философия); при этом два этих блока во многом дублируют друг друга. <...> Первый называется онтолoгией (от греч. онтос – бытие и логос – наука, учение) и является философским учением о бытии, то есть обо всем том, что есть, что существует, говоря условно – об окружающем мире. <...> Третий – антрополoгия <...>
Популярная_философия.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Популярная_философия.pdf
УДК 159.9.01 ББК 87.3 Г96 Рецензенты: Рыбакова Н. А. доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте Шелковников А. Ю. доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета. Г96 Гусев Д. А. Популярная философия – М.: Прометей, 2015. – 538 c. ISBN 978-5-9906134-1-6 Что такое философия? Является ли она наукой? Зачем она нужна? Какую роль играет в жизни человека и общества? Можно ли без нее обойтись? Когда и где появилась философия? Какие вопросы являются философскими? Как понимать утверждения о том, что философия помогает человеку быть человеком, быть самим собой, быть счастливым и интереснее жить на свете? Почему царский министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов сказал в XIX в., что «Польза от философии сомнительна, а вред очевиден»? Обо всем этом, а также – об основных философских понятиях, вопросах, проблемах, идеях и учениях, созданных разными мыслителями в различные эпохи, вы узнаете, прочитав эту книгу. Автор, много лет преподающий философию студентам и школьникам, постарался сделать предлагаемый вашему вниманию материал простым и ясным, а по возможности – интересным и увлекательным. Книга адресована всем изучающим философию в каких-либо учебных заведениях, преподавателям – в качестве обмена педагогическим опытом и всем, интересующимся такой древней в то же время всегда молодой областью духовной культуры человечества как философия. ISBN 978-5-9906134-1-6 © Д. А. Гусев, 2015 © Издательство «Прометей», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Вступление .................................................................. 7 ТЕМА 1 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА? 1. «Наука обо всем» ....................................................... 9 2. «Я не мудрец, но только философ» ................................ 15 3. Философия и философоведение ................................. 19 4. «Азбука» философии ................................................. 23 5. Что есть истина? ...................................................... 29 ТЕМА 2 ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ? (ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА) 1. Материализм ........................................................... 36 2. Идеализм ................................................................ 40 3. Дуализм .................................................................. 42 4. Философия тождества ............................................... 44 ТЕМА 3 ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Мифология – колыбель философии ............................. 47 2. Умереть насовсем – значит родиться навсегда (индийская jjjjфилософия) ............................................................. 53 3. Преодоление желаний − избавление от зла (Буддизм) ...... 56 4. Хаос или Порядок (Конфуцианство) ............................ 61 5. Философия естественной фатальности (Даосизм) .......... 64 ТЕМА 4 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 1. «Золотой век» человечества ....................................... 70 2. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор) ..................... 73 3
Стр.3
3. Спор о природе Бытия (элеаты и Гераклит) ................... 76 4. «Только атомы и пустота...» (Демокрит) .......................... 81 5. Сколько существует истин? (софисты и Сократ) .............. 84 6. Вещество без Идеи – ничто (Платон и Аристотель) ......... 90 7. Как быть счастливым? (эпикурейцы, стоики, скептики, тьткиники) .................................................................. 98 ТЕМА 5 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Восход теизма (патристика) ..................................... 108 2. Можно ли осмыслить догматы вероучения? (схоластика рри мистика) ............................................................. 116 3. Доказательства существования Бога .......................... 121 4. Спор об универсалиях ............................................ 126 5. Ангельский доктор (Фома Аквинский) ...................... 129 ТЕМА 6 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Сумерки средневековья ............................................ 137 2. Совпадение противоположностей лл(Николай Кузанский). ................................................140 3. Прорыв в современность (Джордано Бруно) ............... 143 4. Город всеобщего счастья (Томазо Кампанелла) .......... 147 ТЕМА 7 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. «Чистая доска» или опыт превыше всего (Бэкон, Гоббс, ииЛокк) ................................................................... 151 2. Врожденные идеи или «значенья духа опыт не покроет» ии(Декарт и Лейбниц) ................................................. 158 3. Действительность – поток ощущений (Беркли и Юм) .... 162 4. Век просвещения .................................................... 167 5. Выяснить возможности разума (Кант) ........................ 175 6. Мироздание − застывшая мысль (Гегель) .................... 182 4
Стр.4
7. «Нам здешний мир так много говорит» (Фейербах) ......... 189 8. Не объяснять мир, а изменять его (Маркс и Энгельс) ...... 195 ТЕМА 8 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Нужна ли философия? (позитивизм) .......................... 207 2. Где польза, там и истина (прагматизм) ...................... 213 3. Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни) ... 216 4. Не разум, а воля (Шопенгауэр и Ницше) ....................... 221 2. Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд) ........................................ 225 3. Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки тт(экзистенциализм) .................................................. 229 ТЕМА 9 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 1. Философ в России – не только философ (особенности русской ттфилософии) ........................................................... 235 2. Россия – это Запад или Восток? (П. Я. Чаадаев, славянофилы и ттзападники) .............................................................. 238 3. «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» тт(А. И. Герцен) ........................................................ 246 4. Возможно ли счастье без свободы? (Ф. М. Достоевский) ... 251 5. Может ли «Добро» быть с «кулаками»? (Л. Н. Толстой) .... 257 6. Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н. Ф. Федоров, ттК. Э. Циолковский, В. И. Вернадский) ......................... 263 7. Всеединство и Богочеловечество (В. С. Соловьев) ........ 269 ТЕМА 10 НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА 1. Когда и где появилась наука .................................... 275 2. Особенности и критерии науки ................................ 281 3. Структура научного познания ................................. 288 4. Границы науки ....................................................... 294 5. Общие модели развития науки .................................. 301 6. Научные революции ................................................ 307 5
Стр.5
ТЕМА 11 ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 1. Геоцентризм .......................................................... 311 2. Натурфилософия ................................................... 314 3. Пантеизм .............................................................. 317 4. Циклизм ................................................................ 319 5. Рождение логики ..................................................... 321 ТЕМА 12 ВТОРАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА (КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ) 1. Гелиоцентризм ....................................................... 325 2. Упадок натурфилософии ......................................... 328 3. Механицизм .......................................................... 332 4. Деизм ................................................................... 337 5. Стационарность мира ............................................. 339 ТЕМА 13 ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА 1. Основные черты современного естествознания ......... 341 2. Вещество и поле .................................................... 350 3. Первые модели атома ............................................. 354 4. Элементарные частицы .......................................... 360 5. Новый взгляд на пространство и время ................... 365 6. Природа всемирного тяготения ............................... 369 7. Планеты, звезды, галактики .................................... 375 8. Гипотеза Большого взрыва ...................................... 380 9. Этапы космической эволюции .................................. 384 10. Живая и неживая природа ..................................... 389 11. Теория биологической эволюциия ........................... 394 12. Гипотезы происхождения жизни ............................. 398 ТЕМА 14 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА 1. Обратная сторона прогресса ..................................... 407 2. Истощение земных ресурсов .................................... 416 3. Загрязнение окружающей среды ............................... 419 6
Стр.6
4. Рост радиационной опасности .................................. 421 5. Увеличение численности населения ........................... 424 6. Пути выхода из кризиса .......................................... 425 СЛОВАРЬ ПО ТЕМАМ 1-9 ......................................... 429 ИСТОЧНИКИ ПО ТЕМАМ 1-9 .................................. 436 ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ 1-9 ................................. 437 СЛОВАРЬ ПО ТЕМАМ 10-14 .................................. 438 ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ 10-14 ............................... 451 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ВСЕМУ КУРСУ ФИЛОСОФИИ ........................................................ 453 ПЕРСОНАЛИИ ФИЛОСОФОВ ................................... 496 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................... 536
Стр.7