Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе: Монография. <...> В последние десятилетия фольклор буквально ворвался в практику литературного чтения в начальной школе, активно используется в системе внеклассной работы. <...> Монография адресована специалистам по начальному образованию, изучающим вопросы теории и технологии преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе, студентам бакалавриата, магистратуры и аспирантам педагогических факультетов по целому ряду изучаемых дисциплин, а также широкому кругу читателей, занимающихся вопросами традиционного устно-поэтического творчества и постфольклора, проблемами детского чтения, историей российского образования. <...> Устное народное творчество в контексте российской культуры и образования XVIII – первой трети XIX века. <...> Произведения устного народного творчества как учебный материал для начального и среднего образования в 60– 80 годов XIX века. <...> Устное народное творчество в начальной школе советского периода. <...> Устное народное творчество в учебниках и программах советской начальной школы 30–60 годы XX века. <...> На протяжении многих лет произведения устно-поэтического творчества применяются в практике обучения чтению и, как показывают школьные учебники, диссертационные исследования и многочисленные статьи по методике последних лет, не потеряли своей актуальности для современного начального образования. <...> В таких условиях очень важно обратиться к истории методики, всесторонне обосновать современные тенденции с точки зрения накопленного опыта. <...> Следовательно, история методики фольклора должна рассматриваться с учетом специфики развития фольклористики. <...> К началу XXI в. фольклористика накопила богатейший материал, который, безусловно, может быть полезен современному учителю начальных классов. <...> Тем не менее наши исследования показали, что студенты педагогических факультетов, обучающиеся по профилю подготовки <...>
Вопросы_истории_методики_преподавания_фольклора_в_российской_начальной_школе._Монография.pdf
УДК 378
ББК 74.268.3р30
Н626
Печатается по постановлению Редакционно-издательского
совета Московского педагогического государственного университета
Рецензенты:
О.
В. Сосновская, д-р пед. наук, профессор МПГУ
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, профессор ПСТГУ
Н626 Никитченков А. Ю. Вопросы истории методики
преподавания фольклора в российской начальной школе:
Монография. – М.: Прометей, 2012. – 228 с.
уке проблеме. В последние десятилетия фольклор буквально ворвался
в практику литературного чтения в начальной школе, активно
используется в системе внеклассной работы. Все это, несомненно,
вызывает оживленные дискуссии среди педагогов, методистов,
авторов учебников, учителей. В таком контексте особенно значимыми
становятся следующие задачи: с новых позиций рассмотреть
пройденный методикой путь, критически осмыслить накопленный
российской начальной школой опыт преподавания устного народного
творчества за все время ее существования, соотнести этот опыт
с явлениями, происходящими в современной педагогической науке
и практике. Не претендуя на исключительную полноту раскрытия
всех аспектов обозначенной проблемы, автор рассматривает наиболее
актуальные исторические вопросы, в рамках которых учет
прошлого педагогического опыта оказывается очень значимым для
современного образовательного процесса.
Монография адресована специалистам по начальному образованию,
изучающим вопросы теории и технологии преподавания
русского языка и литературного чтения в начальной школе, студентам
бакалавриата, магистратуры и аспирантам педагогических
факультетов по целому ряду изучаемых дисциплин, а также широкому
кругу читателей, занимающихся вопросами традиционного
устно-поэтического творчества и постфольклора, проблемами детского
чтения, историей российского образования.
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики его
преподавания в начальной школе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический
государственный университет».
ISBN 978-5-7042-2353-5
© А. Ю. Никитченков, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Монография посвящена малоисследованной в методической на
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ...............................................................4
ГЛАВА 1. Фольклор в системе народной педагогики и детской
субкультуры........................................................................10
ГЛАВА 2. Устное народное творчество в контексте российской
культуры и образования XVIII – первой трети XIX века...........52
ГЛАВА 3. Фольклор в культурном и образовательном пространстве
России середины XIX – начала XX века...................64
3.1. Народное устно-поэтическое творчество в свете российской
науки и образования 40–50-х годов XIX века..............64
3.2. Произведения устного народного творчества как учебный
материал для начального и среднего образования в 60–
80 годов XIX века.........................................................................71
3.3. Использование устного народного творчества в системе
начального образования 90-х годов XIX – начала XX веков. (до
1917 г.).......................................................................................90
ГЛАВА 4. Устное народное творчество в начальной школе
советского периода.............................................................114
4.1. Фольклор как учебный материал по чтению в советской
начальной школе 20-х годов XX века.................................114
4.2. Устное народное творчество в учебниках и программах советской
начальной школы 30–60 годы XX века......................127
4.3. Тенденции в развитии методики чтения устного народного
творчества в отечественной начальной школе 70–80-х годов
XX века................................................................................142
ГЛАВА 5. Фольклор в постсоветском образовательном пространстве
российской начальной школы конца XX – начала
XXI века....................................................................................157
УРОКИ ИСТОРИИ. Вместо заключения....................216
ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................223
3
Стр.3