Эли Исаев
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Т.В. Абанкина – канд. экон.
наук, директор Института
развития образования
Государственного
университета – Высшей
школы экономики
А.С. Бараховский –
генеральный директор
Центра исследования
бюджетных отношений,
г. Москва
И.Н. Колчина – начальник
отдела методологии
финансового обеспечения
и оказания государственных
услуг Департамента бюджетной
методологии Минфина
России
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учета
и отчетности Федерального
казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учета и отчетности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова –
заместитель директора
Департамента бюджетной
политики в отраслях
социальной сферы и науки
Минфина России
С.В. Романов – директор
Департамента бюджетной
методологии Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента экономики
и финансов Правительства
Российской Федерации
заместитель руководителя
Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора
Эксперт номера
Как Росфиннадзор
проконтролирует
эффективность
расходов
В целях раскрытия информации о полноте и своевременности
выполнения плана контрольных мероприятий
за отчетный календарный год, обеспечения эффективной
контрольной деятельности, а также анализа информации
о результатах проведения контрольных мероприятий Росфиннадзор
ежегодно составляет и представляет отчет, в котором
отражаются все данные о деятельности службы: объем
проверенных средств федерального бюджета, начисленные
штрафы, количество материалов, направляемых в правоохранительные
органы и суммы предполагаемого ущерба по
видам нарушений, количество представлений и предписаний
и их исполнение в количественном и (или) денежном
выражении. В том числе объем восстановленных (возмещенных)
средств по ним, сведения о затратах на проведение
контрольных мероприятий и т. д.
Результаты контрольных мероприятий размещаются на
официальных сайтах Росфиннадзора и его территориальных
органов в сети Интернет, а также в единой информационной
системе в сфере закупок.
Читайте
продолжение
на с. 6
Стр.3
Учредитель
и издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Валентин Гирихиди
Главный редактор
Екатерина Богданова
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Объединенная редакция
Руководитель
Алексей Смирнов
Заместитель руководителя
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Верстка
Галина Радимова
Группа маркетинга
Руководитель
Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер
Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Синицина Наталья
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
nsinitsina@mcfr.ru
Менеджер
Ростова Надежда
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 23-12
nrostova@mcfr.ru
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17.
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем:
129164, г. Москва, а / я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90–82, 8 (495) 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62;
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать»:
83545 (полугодовой), 83550 (годовой)
«Почта России»:
99077 (полугодовой), 99083 (годовой)
«Пресса России»:
44836 (полугодовой), 44838 (годовой)
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением
авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных
в журнале «Госуслуги: планирование, учет, налоги»,
допускается только с письменного согласия
редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-45688 от 07.07.2011.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 01.07.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 7,0. Тираж 7100 экз.
Изд. № 6297. Зак. № К-1129.
Дата выхода в свет 18.07.2014
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ГУП Чувашской Республики
«ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
ISSN 2226-1788
08
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Мария Кириллова
Результаты задания войдут
в отчетность
Практика заполнения отчетных форм
в соответствии с поправками Инструкции № 33н
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Елена Кириченко
Уточнены правила продажи и списания
активов
В Налоговый кодекс внесены
существенные изменения
2
9 772226 178146
№ 8 август 2014
23
20
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Эли Исаев, Росфиннадзор
Как Росфиннадзор проконтролирует
эффективность расходов
Порядок проведения проверок (ревизий)
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ
Маргарита Смирнова
Студенческая практика:
как и с кем заключить договор
Спорные нормы Закона № 44-ФЗ
11
6
СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Изменения законодательства, вступившие
в силу, и актуальные комментарии к ним
4
Стр.4
КАДРЫ И ОПЛАТА ТРУДА
Елена Абидуева
Приживется ли аутсорсинг
в госучреждениях
Требования Правительства РФ
и несовершенство законодательства
КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Юлия Пилюгина
В списке нарушений бензин
на первом месте
Практические рекомендации по контролю
расхода ГСМ
ДОКУМЕНТООБОРОТ
Юлия Юрьева
Покупка валюты:
семь раз отмерь…
Какие документы необходимо
предъявить банку
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Инна Колчина
Всеобщая электронизация
Обязательные для ведения порталы,
реестры и справочники
ГОСЗАКУПКИ
Сергей Кичанов
Закон № 44-ФЗ
подкорректировали
Что учесть при закупке
у единственного поставщика
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
50
45
41
35
28
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Кирилл Чагин
В сфере соцобслуживания
созрели перемены
Новое понятие социальной услуги
ОШИБЛИСЬ – ПОМОЖЕМ
ИСПРАВИТЬ
Татьяна Бахтина
Поспорим о командировочных
компенсациях
Разбор нарушений Трудового кодекса
ДАЙДЖЕСТ-NEWS
Это интересно
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010
№ 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского
учета для органов государственной власти (государственных
органов), органов местного самоуправления, органов
управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных)
учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 174н – приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
Инструкция № 183н – приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и Инструкции по его применению»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013
№ 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации»
62
56
64
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Господдержка театрам: механизм и
объемы
Новые системы оплаты труда: что
изменилось
Оценка эффективности расходования
бюджетных средств
3
Стр.5
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ОСВОБОЖДЕНЫ ОТ НДС УСЛУГИ ПО ПРИСМОТРУ И УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ
Документ
Федеральный закон от 04.06.2014 № 153-ФЗ «О внесении
изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации»
Применяемая ранее терминология «услуги по содержанию детей
в образовательных организациях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования»
приведена в соответствие с терминологией, установленной
ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации». Теперь в числе операций,
не подлежащих обложению НДС, предусматриваются услуги
по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по реализации образовательных
программ дошкольного образования. Данная поправка
вступила в силу с 1 июля 2014 г.
Подробный комментарий к одним из последних существенных
изменений в Налоговом кодексе РФ читайте на с. 23.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ПРИЗНАЛИ ПРОФИЦИТНЫМ
Документ
Федеральный закон от 28.06.2014 № 201-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов”»
Поправки к федеральному бюджету обусловлены уточнением
ожидаемой оценки социально-экономического развития страны
и хода исполнения бюджета в 2014 г. Общий объем доходов
увеличен на 668,2 млрд руб. за счет роста нефтегазовых
поступлений. Общий объем расходов сохранился на запланированном
уровне. В итоге предусмотрен профицит федерального
бюджета в 2014 г. в сумме 278,6 млрд руб. Бюджетные ассигнования
перераспределены в связи с необходимостью их
направления на финансирование первоочередных мероприятий.
В частности, почти 22 млрд руб. направляется на социально-экономическое
развитие Крыма и Севастополя. Предусмотрено
уменьшение верхнего предела госдолга (как внешнего,
так и внутреннего). В связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ
уточнены нормы о финансировании деятельности судов.
Поправками увеличены ассигнования региональным бюджетам
на 25 млрд руб.
4
№ 8 август 2014
Стр.6
Региональные
нормативные документы
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
УТОЧНЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ
Документ
Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам обязательного социального
страхования»
Страховыми взносами не облагаются все виды компенсаций, связанных
с увольнением работников, кроме компенсации за неиспользованный
отпуск. Новым законом расширен перечень исключений.
В него включены суммы выходного пособия и среднего месячного
заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю,
его замам и главному бухгалтеру (в определенной части). Сумма
страховых взносов определяется в рублях и копейках. Ранее – в полных
рублях. С 50 до 25 человек снижено минимальное количество
работников, при котором плательщики взносов обязаны представлять
отчетность в фонды в электронной форме. Органы контроля
наделены полномочиями по утверждению формы расчетов по начисленным
и уплаченным страховым взносам, а также документов,
которые используются ими при реализации своих полномочий. Закреплены
общие условия и порядок получения отсрочки (рассрочки)
по уплате взносов, пеней и штрафов, а также обстоятельства, исключающие
ее предоставление. Прописаны дополнительные нормы
о выездной проверке в целях контроля за уплатой взносов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.
ФСС РФ ОБЯЗАЛИ ОКАЗЫВАТЬ БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Документ
Федеральный закон от 28.06.2014 № 192-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 4.2 и 4.3 Федерального закона “Об
обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством”»
В отдельных ситуациях пособия в рамках обязательного соцстрахования
на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством назначаются и выплачиваются застрахованному
лицу территориальными органами ФСС РФ. Правило действует,
если на день обращения за пособием страхователь прекратил
свою деятельность, у него недостаточно средств на счетах, либо
если невозможно установить местонахождение страхователя
и его имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Данные обстоятельства устанавливаются судом. ФСС РФ обязали
оказывать бесплатную помощь для получения пособий.
Фонд должен составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие
документы правового характера, а также представлять интересы
застрахованного лица в судах.
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
5
Стр.7
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Эли Исаев,
заместитель руководителя
Федеральной службы
финансово-бюджетного
надзора
Как Росфиннадзор
проконтролирует
эффективность
расходов
В связи с принятием Постановления № 10921,
удалось решить старую проблему неопределенности
полномочий Росфиннадзора по контролю
в финансово-бюджетной сфере. Теперь содержание
деятельности службы четко прописано. В чем оно состоит,
рассказывает наш эксперт.
– Чем продиктована необходиО
практике
контроля за
расходованием
материальных
запасов
читайте
на с. 35
мость создания правил финансовобюджетного
надзора?
– Разработка и принятие Постановления
№ 1092 обусловлены изменениями
федерального законодательства,
связанными с совершенствованием
системы государственного финансового
контроля. И, как следствие, наделением
Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора новыми
полномочиями, в т. ч. по контролю
в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения федеральных нужд.
Безусловно, определенный порядок
деятельности Росфиннадзора существовал
и до введения указанного
постановления, однако ни один из
действовавших ранее нормативных
документов2 не давал ответа на вопрос:
что составляет содержание полномочий
нашей службы по контролю
в финансово-бюджетной сфере. В новых
Правилах данный момент отражен
четко. К таковым относятся:
полномочия по внутреннему госфинконтролю
в сфере бюджетных
правоотношений;
внутренний госфинконтроль в отношении
закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения федеральных
нужд.
– Какие именно изменения законодательства
стали основанием
для внедрения Правил?
1 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного
надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере». Данное постановление утвердило
Правила осуществления указанных полномочий (далее по тексту – Правила).
2 Имеются в виду: Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства
РФ от 15.06.2004 № 278); Административный регламент исполнения Федеральной службой финансовобюджетного
надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства
Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных
внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (утв. приказом
Минфина России от 04.09.2007 № 75н).
6
№ 8 август 2014
Стр.8
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
– В 2013 г. вступил в силу Закон
№ 252-ФЗ1, положениями которого
определены бюджетные полномочия,
виды, объекты, методы, представления
и предписания органов государственного
(муниципального) финансового
контроля, а также применение
бюджетных мер принуждения за совершение
бюджетных нарушений.
Закон № 252-ФЗ уточняет понятие
госфинконтроля и устанавливает его
виды: внешний и внутренний, предварительный
(осуществляемый в целях
предупреждения и пресечения бюджетных
нарушений) и последующий
(проводимый по результатам исполнения
бюджетов бюджетной системы
РФ в целях установления законности
их исполнения, достоверности учета
и отчетности), а также четко определяет
объекты контроля.
Поправки в Бюджетный кодекс РФ,
внесенные Законом № 252-ФЗ, нацелены
на то, чтобы бюджетные средства
использовались в соответствии
с принципом эффективности, под которым
подразумеваются экономность
и результативность расходов. В то же
время большое значение в процессе
контрольно-ревизионной деятельности
придается соблюдению бюджетного
законодательства РФ и иных
нормативных правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения,
участниками бюджетного процесса,
а также юридическими лицами, созданными
на базе государственного
(муниципального) имущества (автономные
и бюджетные учреждения).
Все это обусловило необходимость
разграничения полномочий в контрольно-ревизионной
сфере. Согласно
ст. 265 Бюджетного кодекса внешний
госфинконтроль осуществляет
Счетная палата РФ, контрольно-счетные
органы субъектов РФ и муниципальных
образований (органы внешнего
контроля), а внутренний – наша
служба, органы
(муниципального) финансового контроля,
являющиеся
государственного
соответственно
органами (должностными лицами) исполнительной
власти субъектов РФ,
местных администраций (органы внутреннего
контроля) и Федеральное казначейство
(финансовые органы субъектов
РФ или муниципалитетов).
Росфиннадзор будет контролировать
соблюдение бюджетного законодательства
РФ и иных нормативных
правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения, полноту
и достоверность отчетности о реализации
государственных (муниципальных)
программ и исполнении государственных
(муниципальных) заданий.
Также с 1 января 2014 г. вступил
в силу Закон № 44-ФЗ2 , который пришел
на смену Закону № 94-ФЗ3. Новый
документ кардинально изменил подход
к процессам размещения и исполнения
госзаказа и контроль за ними.
Законом № 44-ФЗ установлено требование
о планировании закупок,
введены четкие и прозрачные методы
расчета начальной (максимальной)
цены контракта, оценка эффективности
закупки, призванная определить
степень достижения поставленных
целей, социально-экономического эффекта.
Заказчик теперь обязан обосновывать
предмет закупки.
1 Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд».
3 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд».
ГОСУСЛУГИ: планирование учет налоги
7
Об изменениях
в
Законе
№ 44-ФЗ
читайте
на с. 50
Стр.9