МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. П. ЛУКЬЯНЕНКО КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2015 УДК 373.1:796.01.011.2 ББК 74.26:75.1 Л 84 Лукьяненко В. П. <...> ISBN 978-5-9296-0711-0 В монографии представлено развернутое изложение всесторонне обоснованной, прогностически нацеленной концепции реформирования системы учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе. <...> Реформирование учебной работы предлагается осуществить на основе идеи подлинной реализации учения П. Ф. Лесгафта о «физическом образовании». <...> Предлагаемая концепция представляет собой один из практических прикладных результатов теоретической деятельности, направленной на реанемирование и дальнейшее развитие этого учения, осуществляемые с учетом современных жизненных реалий и новейших достижений теории физической культуры, педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания, раскрытия и эффективного использования уникального по своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. <...> УДК 373.1:796.01.011.2 ББК 74.26:75.1 @ Лукьяненко В. П., 2015 ISBN 978-5-9296-0711-0 @ ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе ВВЕДЕНИЕ Каждая эпоха рождает свой тип отношения к окружающей действительности, предполагающий особенный тип мышления, базирующийся на интеграции знаний, накопленных человечеством в процессе своего развития, с реалиями сегодняшнего дня, где сфера физической культуры не является исключением. <...> В настоящее время наиболее важным 3 Лукьяненко В. П. является формирование методологических основ этого образования, более широкое и глубокое философское, культурологическое <...>
Концепция_реформирования_учебной_работы_по_физической_культуре_в_школе.pdf
УДК 373.1:796.01.011.2
ББК 74.26:75.1
Л 84
Лукьяненко В. П.
Л 84 Концепция реформирования учебной работы по физической
культуре в школе. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. –
128 с.
ISBN 978-5-9296-0711-0
В монографии представлено развернутое изложение всесторонне
обоснованной, прогностически нацеленной концепции реформирования
системы учебной работы по физической культуре
в общеобразовательной школе.
Реформирование учебной работы предлагается осуществить
на основе идеи подлинной реализации учения П. Ф. Лесгафта о «физическом
образовании». Предлагаемая концепция представляет собой
один из практических прикладных результатов теоретической
деятельности, направленной на реанемирование и дальнейшее развитие
этого учения, осуществляемые с учетом современных жизненных
реалий и новейших достижений теории физической культуры,
педагогики и науки в целом, на основе фундаментализации содержания,
раскрытия и эффективного использования уникального по
своей природе общеобразовательного потенциала учебного предмета
«Физическая культура» в общеобразовательной школе.
Адресована студентам физкультурных вузов, учителям физической
культуры, директорам школ, руководителям органов образования,
научным работникам.
УДК 373.1:796.01.011.2
ББК 74.26:75.1
@ Лукьяненко В. П., 2015
ISBN 978-5-9296-0711-0
@ ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Состояние проблемы концептуального
обеспечения процесса реформирования системы учебной
работы по физической культуре в общеобразовательных
учреждениях России..................................................................... 5
ГЛАВА 2. Основные положения концепции реформирования
учебной работы по физической культуре в школе................ 19
2.1. Вводные положения...............................................................
2.2. Характеристика современного состояния системы
общего образования по физической культуре.......................
2.3. Цель и задачи системы общего среднего образования
по физической культуре...............................................................
2.4. Функции общего среднего образования по физической
культуре............................................................................................
2.5. Урок физической культуры – основная форма
физического воспитания школьников......................................
2.6. Принципы построения, функционирования
и реформирования системы общего образования в области
физической культуры....................................................................
2.7. Содержание общего среднего образования в области
физической культуры...................................................................
2.7.1. Структура содержания.......................................................
2.7.2. Дифференцирование содержания по видам учебных
занятий.............................................................................................
2.7.3. Дифференцирование содержания в соответствии
с организационной структурой общеобразовательной
школы................................................................................................
2.7.4. Средства реализации содержания...................................
2.8. Самообразование....................................................................
2.9. Современный учитель физической культуры и его
роль в реализации концепции....................................................
2.10. Научное и учебно-методическое обеспечение..............
2.11. Условия и пути реализации концепции..........................
2.12. Заключительные положения..............................................
19
24
28
34
37
42
50
56
60
65
71
73
77
79
82
84
Стр.126
ГЛАВА 3. Принципиальные отличия предлагаемого
концептуального подхода и их краткое обоснование........... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................... 107
ЛИТЕРАТУРА.................................................................................. 117
Стр.127