Учебно-практическое пособие по дисциплине «Философия образования» для студентов-бакалавров направления «Философия» САФУ имени М.В.Ломоносова Разработала: к.ф.н., доцент каф.философии ИСГиПН САФУ Огарышева Н.П. <...> Цель курса: сформировать осмысленное представление о философии образования как актуальной области развития современной философии. <...> Задачи курса: - Познакомить с основными идеями, острыми проблемами и концепциями философии образования; - Осознать специфику и механизмы образовательного процесса; - Показать различные исторические модели образования и новые тенденции возникающей современной модели образования; - Познакомить с вариантами идей университета в западноевропейской традиции; - Продемонстрировать связь общественного идеала и философии образования на примере прагматической философии Д. <...> Дьюи; - Ввести и раскрыть понятия инновационного общества, инновационного мышления и их роли в современном понимании образования; - Дать понимание особенностей регионального образования, связанного с международным сотрудничеством и освоением Арктики; - Поделиться опытом преподавания философско-гуманитарных дисциплин и подготовить к педагогической практике преподавания философии. <...> Компетенции, которые должен выработать студент: - Осмыслить образовательный процесс и осуществлять его осознанно и целенаправленно; - Разбираться в методах образования и применять их в своей образовательной деятельности; - Уметь организовать коммуникативно-диалоговые обучающие практики: «круглые столы», пресс-конференции, дискуссии, брать исследовательские интервью; - Научиться разным видам работы с текстами: тезирование, реферирование, комментирование, анализ, подготовка устного доклада, исследование проблемы. <...> - Делать тематические подборки Интернет-ресурсов по заданной теме. <...> - Подготовиться к педагогической практике по преподаванию философии на 4 курсе. <...> В данном курсе необходимо провести 10 лекций <...>
Философия_образования_учебно-практическое_пособие_для_студентов_направленияФилософия.pdf
Учебно-практическое пособие по дисциплине
«Философия образования»
для студентов-бакалавров
направления «Философия» САФУ имени М.В.Ломоносова
Разработала: к.ф.н., доцент каф.философии ИСГиПН САФУ Огарышева Н.П.
Цель курса: сформировать осмысленное представление о философии
образования как актуальной области развития современной философии.
Задачи курса:
- Познакомить с основными идеями, острыми проблемами и концепциями
философии образования;
- Осознать специфику и механизмы образовательного процесса;
- Показать различные исторические модели образования и новые тенденции
возникающей современной модели образования;
- Познакомить с вариантами идей университета в западноевропейской
традиции;
- Продемонстрировать связь общественного идеала и философии
образования на примере прагматической философии Д.Дьюи;
- Ввести и раскрыть понятия инновационного общества, инновационного
мышления и их роли в современном понимании образования;
- Дать понимание особенностей регионального образования, связанного с
международным сотрудничеством и освоением Арктики;
- Поделиться опытом преподавания философско-гуманитарных дисциплин и
подготовить к педагогической практике преподавания философии.
Компетенции, которые должен выработать студент:
- Осмыслить образовательный процесс и осуществлять его осознанно и
целенаправленно;
Стр.1
- Разбираться в методах образования и применять их в своей
образовательной деятельности;
- Уметь организовать коммуникативно-диалоговые обучающие практики:
«круглые столы», пресс-конференции, дискуссии, брать исследовательские
интервью;
- Научиться разным видам работы с текстами: тезирование, реферирование,
комментирование, анализ, подготовка устного доклада, исследование
проблемы.
- Делать тематические подборки Интернет-ресурсов по заданной теме.
- Подготовиться к педагогической практике по преподаванию философии на
4 курсе.
В данном курсе необходимо провести 10 лекций (20 часов), из них 4
лекции будут посвящены проблемам философии образования, 4 лекции –
обзору исторических концепций, 2 лекции – специфическим проблемам
образования: 1- региональной специфике образования, 1 – специфике
преподавания философии.
12 семинарских занятий (24 часа), из них:
1 занятие – организация студентами «круглого стола» по одной из проблем
философии образования;
1 занятие – организация студентами пресс-конференции с представителем
сферы образования: подготовка вопросов по различным проблемам
образования;
1 занятие – просмотр и обсуждение фильма по образовательной тематике;
1 занятие – устное выступление на тему «Моя концепция образования»;
1 занятие – представление исследовательских интервью по теме: «Какой
должен быть идеальный вуз в современной России?»;
5 занятий – задания, связанные с работой над текстами.
Стр.2
1 занятие – представление Интернет-ресурсов по специфике регионального
образования;
1 занятие – организация дискуссии на тему: «Каким должно быть
современное преподавание философии?»
Лекционный курс.
1. Проблемный модуль.
Знакомство с проблемами философии образования. Выработка
собственной оценки в понимании этих проблем. Обсуждение
актуальных проблем на практических занятиях. Осмысление целей,
ценностей и перспектив развития образования.
Лекция №1. Введение в философию образования. Проблема
предметности.
- Варианты понимания философии образования.
- Соотношение понятий: «образование», «обучение», «воспитание».
- Возможные цели образования. Разные образовательные модели.
- Субъективные и объективные ценности образования.
Лекция №2. Основные проблемы образования.
- Разрыв между теоретическим знанием и практикой.
- Соотношение социального принуждения и свободы в образовании.
- Образование – это формирование запланированного или развитие
индивидуального?
- Разнообразие и плюрализм или единомыслие и стандарт?
- Религиозное или светское образование? – должна ли быть
возможность выбора?
Стр.3