Философская мысль: рецепция и интерпретация НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ И ПАРАЦЕЛЬС: О ЧЕЛОВЕКЕ У.С. <...> СТРУГОВЩИКОВА В эпоху Возрождения мы можем проследить реакцию ученыхмыслителей по отношению к схоластике: в какихто областях она была резкой, демонстративно отвергающей старые устои, но гдето носила мирный характер, постепенно порождая новые теории. <...> Так взгляды людей Нового времени относительно теории «человек – микрокосм» мало отличались от идей Средневековья или даже от идей античных предшественников. <...> Даже те мыслители, которые открывали новые пути, приведшие впоследствии к современным идеям, не полностью отвергали старые взгляды, более того, теория «человек – микрокосм» как нельзя лучше раскрывала человеческую природу, значение которой подчеркивали гуманисты. <...> Эти обстоятельства, усиленные любопытством и неустанными поисками новой деятельности и новой линии мышления привели к тому, что некоторые мыслители стали развивать теорию микрокосма. <...> Одним из первых открывает новый взгляд на человека как микрокосм Николай Кузанский. <...> Он развивает эту идею вместе с проблемой мироустройства, прокладывая дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. <...> В рамках данной работы нам интересно посмотреть устроение человека у Кузанского и сравнить его с учением о человеке Парацельса, яркого ученого, оставившего за собой целую плеяду последователей – натуралистов, которые поддерживали, развивали и оспаривали идеи Парацельса вплоть до XVIII в. <...> 1 Два ученых были выбраны к сравнению исходя из нескольких причин: 1) общий географический ареал – Центральная Европа; 2) общая культура: Кузанский – немецкого, а Парацельс швейцарсконемецкого происхождения; 3) одна временная эпоха, хотя они не были современниками. <...> Важно заметить, что прямые ссылки на то, что Парацельс был знаком с трудами Кузанского, нам не встретились, но тот факт, что Парацельс много путешествовал по миру, обучался и преподавал в разных <...>