The Signifi cance Of Place In Pasternak’s Defi nition Of Poetry . <...> Роман «Доктор Живаго» и волшебная сказка: путь инициации Юрия Живаго . <...> Пермские реалии в произведениях Бориса Пастернака (материалы для комментария). <...> . . .13 Place in the artistic world of Boris Pasternak Е. <...> Italy: real and ideal topos in Boris Pasternak’ Poetics: Some remarks on the novel «The Mark of Apelles» . <...> The peculiarieties of depicting space and spatial laws in Pasternak`s descriptions of Marburg . <...> Mythopoetics of Pasternak`s loci: from where and how one gets into them and where one gets out of them . <...> . . . . .105 Boris Pasternak`s space: metaphysics and poetics Jackline de Pruajar. <...> The way to the East in Pasternak`s «Doctor Zhivago» and V. <...> The description of characters in «Doctor Zhivago» . <...> The novel «Doctor Zhivago» and a fairy-tale: the way of initiation of Yuri Zhivago . <...> Так у Пастернака складывается своя поэтическая география или геопоэтика — поэтика мест, которые становились местами его судьбы, реальной или воображаемой: Марбург, Италия, Москва, Кавказ. <...> На севере Пермской губернии в поселке Всеволодо-Вильва Пастернак провел почти шесть месяцев с января по июнь 1916 года. <...> Поэтому одной из задач конференции было познакомить исследователей творчества Пастернака de vizu с местами, знакомыми большинству только как слова из текста: Кама, Пермь, Усолье, Чусовая, Кизел, Мотовилиха, Ивака. <...> Хронотопы творческой биографии Б. Л. Пастернака 15 Согласно Пастернаку, художник близкого ему типа всегда «у времени в плену». <...> Восприятие города Марбург как несущего след давно в другие эпохи в нем пережитого есть и в том, что Пастернак напишет о нем в автобиографической прозе, и в стихотворении «Марбург» (эта сторона усиливалась при переделках текста: в поздних редакциях появляется Мартин Лютер и братья Гримм; ср. <...> Целиком в духе возврата к ранней истории Венеции <...>
Любовь_пространства…»_Поэтика_места_в_творчестве_Бориса_Пастернака.pdf
Лбв
ава...
Поэтика места
в творчестве
Бориса Пастернака
К пятидесятилетию присуждения
Пастернаку Нобелевской премии
23 октября 1958 года
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОСКВА 2008
Стр.3
83.3(2=)
93
« »
:
. . , , ,
. . , . . ,
93
« …»:
/ . . . . ; . -; -
. . -; . « »
. — .: , 2008. — 424 c., .
( . 240 .)
ISBN 978-5-9551-0276-4
«“ …”:
» (, 2006).
,
(, , , ),
(, , .).
« ».
— « »
— :
, 90- .
.
. . -.
83.3(2=)
.
,
.
ISBN 978-5-9551-0276-4
© , 2008
© , -, 2008
Стр.4
3
СОДЕРЖАНИЕ
От составителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
I
Вяч. Вс. Иванов. Хронотопы творческой биографии Б. Л. Пастернака . . . . . . . . .13
Место в художественном мире Бориса Пастернака
Е. Б. Пастернак. Урал впервые. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
В. В. Абашев. Место и текст. Заметки о стихах,
написанных во Всеволодо-Вильве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Иен Лилли. Пастернаковская Москва, пастернаковская Пермь . . . . . . . . . . . . . . .69
Стефано Гардзонио. Италия: реальный и идеальный топос в поэтике
Бориса Пастернака, несколько замечаний о рассказе «Апеллесова черта» 79
К. М. Поливанов. Особенности изображения пространства и
пространственных законов в пастернаковских описаниях Марбурга.. . . . . . .87
Тимоти Сёргэй. «В стихах рос и творился свой Лондон...»:
Стиховое «диккенсианство» у раннего Пастернака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Ежи Фарыно. Мифопоэтичность пастернаковских локусов:
откуда и как туда попадают и как и куда оттуда выбираются. . . . . . . . . . . . . . . .105
Пространство Бориса Пастернака: метафизика и поэтика
Жаклин де Пруайар. «Привлечь к себе любовь пространства...» . . . . . . . . . . . .111
Мишель Окутюрье. Пространство и звук
(о звуковом восприятии пространства в поэтике Б. Пастернака) . . . . . . . . . .123
Анжела Ливингстон. Значение места в пастернаковской теории
вдохновения (в отношении к его ранней прозе). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
Fiona Bjorling. From Paris To Reitarskaia.
The Signifi cance Of Place In Pasternak’s Defi nition Of Poetry . . . . . . . . . . . . . .139
Нэнси Поллак. Любопытное явление любимой в погоде
«Сестры моей жизни». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Н. А. Фатеева. О том как живет и работает пастернаковская лестница.
К вопросу о феминизации пространства в художественном мире
Бориса Пастернака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Сюзанна Витт. О пространстве леса в поэтике Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . .175
Стр.5
4
Содержание
С. В. Бурдина. Пространство лирики Пастернака
конца 1910-х — начала 1920-х годов: «Даль». «Сад». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Р. С. Спивак. Вертикаль в художественном пространстве сада
Б. Пастернака (1910—1920-е годы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Наталья Анри. Время в структуре автобиографического
повествования Б. Л. Пастернака («Охранная грамота» и «Люди и положения») 211
В пространстве культуры
Е. В. Пастернак. Опыт русского Фауста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .221
Вяч. Вс. Иванов. «Занятье философией» Бориса Пастернака. . . . . . . . . . . . . . . .233
Томас Венцлова. Пространство сна: Лермонтов и Пастернак . . . . . . . . . . . . . . .241
Лора Трубецкая. Волшебство или маскировка?
Понятие мимикрии у Пастернака Набокова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
Е. А. Папкова. Путь на восток в произведениях Б. Пастернака
«Доктор Живаго» и Вc. Иванова «Возвращение Будды». . . . . . . . . . . . . . . . .261
А. В. Вигилянская. От «сложности» к «неслыханной простоте».
Зеркало в творчестве Пастернака и Рильке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Т. Л. Фроловская. Евразийское мировоззрение Пастернака . . . . . . . . . . . . . . . . .283
Пути Живаго
Виллем Вестстейн. Описание персонажей в романе «Доктор Живаго» . . . . . . .295
Л. Л. Горелик. Роман «Доктор Живаго» и волшебная сказка:
путь инициации Юрия Живаго . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
И. П. Смирнов. «Доктор Живаго» в его отношении к киноискусству . . . . . . . . .319
Жорж Нива. «Доктор Живаго» в черно-белой магии Алексеева или
память в плену простора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
Аd marginem
Genius Loci (фрагменты обсуждения за круглым столом) . . . . . . . . . . . . . . . . . .357
Реплики (из дискуссии на конференции) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .365
II
Пермский альбом Бориса Пастернака
В. В. Абашев. Пермские реалии в произведениях
Бориса Пастернака (материалы для комментария). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375
Б. И. Збарский. Из воспоминаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .401
Стр.6