2
Общая редакция: А.А. Передельский
Авторский коллектив:
А.Н. Блеер – член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор
С.Д. Неверкович - член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор
А.А. Передельский – д.п.н., к.ф.н., доцент
Монографическое исследование написано в содружестве:
С.Л. Коников – преподаватель – 1.1.; 1.2.; 2.7.; 3.6.
И.Б. Кормазёва – преподаватель – 2.8.; 2.9.
Р. А. Султанова – преподаватель – 3.4.; 3.7.
Стр.2
3
Содержание
Предисловие……………………………………………………………. 5
Введение………………………………………………………………… 6
Раздел I Физическая культура и спорт в свете исторической и
философской науки……………………………………………………. 11
1.1. Семантический и исторический анализ понятий и явлений
физической культуры и спорта в Античности……………….. 11
1.2. Точка возврата (невозврата): процесс смешения и подмены
античных традиций физического воспитания и спорта в
последующих исторических эпохах…………………………. 18
1.3. Философия спорта – научная философия……………………. 26
1.4. Социальная философия спорта……………………………….. 47
1.5. Философия спорта и спортивной науки……………………… 56
Раздел II Педагогика и прикладная педагогика физической культуры и
спорта…………………………………………………………………… 66
2.1. К вопросу о концептуальной интерпретации аналитических
обзоров тематики диссертаций в сфере физической
культуры, спорта и туризма………………………………….. 66
2.2. Проблемный научный совет по физической культуре
Российской академии образования: преемственность и
новизна стратегического курса……………………………….. 69
2.3. Проблема обоснования педагогики как особой научной
дисциплины (общая логика исследования)…………………… 73
2.4. Педагогическая технология физического воспитания
(системный подход).
2.5. Социально-педагогическая система единоборств (СПСЕ).
78
80
2.6. Общепедагогическая теория и методология прикладной
единоборческой подготовки. …………………………………. 83
2.7. Общая концепция боевой прикладности единоборств и
основные системообразующие принципы, определяющие
методику и технологию единоборческой подготовки бойцов
спецназа…………………………………………………………. 86
Раздел III Психофизические проблемы физической культуры и спорта
2.8. Гуманизм как философское основание спорта. ……………… 90
2.9 Абстрактный и конкретный гуманизм в методологии и
методике тренировочного и соревновательного процесса…. 115
131
3.1. Психофизические особенности людей в разном возрасте.
Возрастная методика обучения в единоборствах…………… 131
3.2. Психогогика единоборств. …………………………………… 135
3.3. Концепция двигательного действия спортсменовединоборцев:
гносеолого-педагогический анализ…………..
149
3.4. Гендерная проблема женского бокса: последствия
специфики женской психофизиологии или результат
неверной технологии тренировочно-соревновательного
процесcа………………………………………………………… 152
3.5. Сравнительный психолого-мировоззренческий анализ
спортивных и боевых единоборств…………………………… 157
3.6. Психофизические педагогические основы единоборческой
подготовки бойцов и офицеров спецназа…………………….. 161
Стр.3
4
3.7. Экстремально-прикладная сфера единоборческой практики:
психологическая подготовка бойцов спецподразделений….. 171
Раздел IV Социальные и социологические проблемы физической
культуры и спорта…………………………………………………… 174
4.1. Аксиологическая динамика единоборств в России с 80-х
годов до наших дней…………………………………………..
4.2. Единоборства в современном обществе: социологические
аспекты педагогической практики. ………………………….
174
178
4.3. Физическая культура и спорт в муниципальном
образовании…………………………………………………….. 187
Выводы ………………………………………………………………… 197
Заключение. Концепция системы всеобщего и непрерывного
физического воспитания в России: от ретроспективного анализа к
определению общих направлений метанучного исследования…….. 208
Литература……………………………………………………………... 209
Стр.4
5
Предисловие. Пояснения к записке об организации монографического
исследования
«Формирование нравственного и духовного здоровья личности средствами
физической и спортивной культуры» - тема, раскрытие которой требует поэтапного
исследования. Логика предметного рассмотрения данной темы диктует
последовательность нескольких аналитических блоков.
Прежде, чем рассуждать о назначении спорта и физической культуры для
общества и для личности следует иметь совершенно точное представление о том, какова
их сущность, а не только о том, чем они являются на поверхности обыденной практики.
Причем это должно быть не метафизическое, а диалектическое знание, отражающее
физическую и спортивную культуру во всей ее социально-исторической сложности,
противоречивости, процессуальности. Только при соблюдении указанного условия
можно надеяться на выведение достоверной логики эволюции социокультурных
феноменов физического воспитания и спорта, выяснение их подлинной роли в
современных общественных процессах.
Сколько бы мы не рассуждали о толерантности, надклассовости,
внеконфессиональности, глобалистичности физической культуры и спорта, факт их
укорененности в реально существующей общественной системе никто не отменял.
Физическая культура и спорт всегда были и остаются
социально-культурными
институтами, то есть объектами в полной мере подверженными идеологическому
социально-политическому и религиозно-философскому влиянию. Поэтому если
рассматривать физическую культуру и спорт с точки зрения их идеологомировоззренческой
базы, то следует обязательно обратиться к непредвзятому анализу их
философских основ, прежде всего, к гуманизму. Причем анализ гуманизма как
философско-просветительского течения также должен быть сугубо конкретноисторическим,
лишенным привычных идиологем и мифогем.
Как не велико было и остается влияние гуманистической идеологии на физическую
культуру и спорт, в частности, в современных условиях, не представляется возможным
ограничиться анализом только гуманистических оснований. Физическая культура и
спорт как социально-культурные феномены неизбежно выступают системными
порождениями, образованиями совместно культуры и цивилизации. Следовательно,
чтобы понять их реальную конкретно-историческую культурно-цивилизационную
сущность во всей полноте и динамике, требуется гораздо более широкий философский
анализ.
Говоря о воспитательном, формирующем влиянии физической культуры и спорта
на современную молодежь, очевидно, следует рассматривать два аспекта данного
влияния: внешний и внутренний.
В первом случае физическая культура и спорт выступают и оцениваются как некий
внешний, привносимый фактор в уже имеющееся, как представляется многим
современным идеологам, духовно-нравственное ядро. При таком подходе физическая
культура и спорт играют пусть важную, но все же второстепенную роль, производную от
главных факторов производственно-экономического и социально-политического
характера. Здесь физическую культуру и спорт можно рассматривать лишь в качестве
части и средства подкрепления официальной идеологической доктрины, а их духовнонравственное
влияние лишь как декларируемое, но далеко не обязательно реально
существующее в официально ожидаемом варианте.
Во втором случае физическая культура и спорт рассматриваются в качестве
самодовлеющей, относительно автономной сферы человеческой жизнедеятельности и
социальной практики, полностью поглощающей личность, достаточно плотно
Стр.5