ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ
КРИТИКИ
XVIII – НАЧАЛА XX вв.
Методическое пособие для иностранных студентов
Составитель
В.Н. Гуреев
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
История литературной критики занимает очень важное место в филологической
подготовке студентов. Это итоговая дисциплина в литературоведческом
университетском образовании. Знание данного предмета вне зависимости
от будущего места работы специалиста-филолога поможет ему не только
самому лучше ориентироваться в огромном литературном потоке, но и квалифицированно
направлять читательские интересы других.
Без знакомства с историей литературной критики невозможно создание
целостной картины всего исторического процесса развития и современного
состояния литературы.
Литературная критика как один из видов литературного творчества.
Предмет литературной критики
В число основных разновидностей литературной деятельности входят:
а) художественная литература; б) литературная критика; в) теория литературы;
г) история литературы.
Критические суждения о литературе возникли одновременно с возникновением
литературы. По сути, первый читатель был и первым критиком.
Теория литературы и история литературы в отдельные отрасли знания выделились
уже позднее.
Слово критика, происходящее от греческого κριτικος («судящий»), выступает
в значении «разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка».
Изначально предполагалось высказывание порицательного (осудительного)
мнения. Однако в процессе развития целью литературной критики
стали: а) истолкование (объяснение) произведения; б) его оценка; в) осмысление
явлений жизни, отражённых в произведении.
Литературная критика может влиять на ход развития литературы, на течение
литературного процесса в целом, поддерживая одни и отвергая другие
тенденции.
Литературная критика отличается от художественной литературы как по
цели, так и по форме (крайне редко пользуется метафорами и фактически не
создаёт образной системы).
В отличие от литературоведения, которое даёт окончательную оценку
литературному явлению (опираясь на опыт критики), литературная критика
даёт явлениям литературы лишь самую первую оценку (и потому может ошибаться).
К тому же литературная критика не создаёт собственных научных
терминов, а пользуется понятиями из литературоведения, философии, социологии
и других наук. Всё это говорит о том, что литературная критика не является
обособленной научной дисциплиной, а занимает промежуточное положение
между наукой и искусством. В связи с этим литературный критик
3
Стр.3
ров XVII–XVIII вв. По сути, это была первая попытка создания истории русской
литературы.
Окончательно оформил правила русского классицизма Сумароков, который
был, можно сказать, первым критиком-профессионалом. Он хорошо чувствовал
потребности своего времени и излагал свои мысли в лёгкой, доступной
форме, главной задачей считал приобщение дворян к литературе и потому
всегда выступал за «средний» стиль.
Сумароков начал издавать первый в России частный журнал «Трудолюбивая
пчела», пытаясь соединить критику с журналистикой.
Наиболее значительным научным произведением Сумарокова стал стихотворный
трактат «Две эпистолы», позднее переработанный в «Наставление
хотящим быти писателями» (1774). Работа, написанная в подражание знаменитому
трактату Н. Буало «Поэтическое искусство», излагала систему норм и
правил, следование которым могло бы привести к созданию литературы нового
европейского типа. В отличие от Буало Сумароков не столько подводил
итоги литературного развития (литература русского классицизма в тот период
находилась ещё в стадии становления), сколько подготавливал для него почву.
Заботясь о чистоте родного языка, Сумароков также написал статью
«Об истреблении чужих слов из русского языка», где осуждал (не всегда,
впрочем, справедливо) многие языковые заимствования.
Помимо прочего каждый из трёх авторов обращался к проблеме отдельных
жанров, при этом Ломоносов отдавал предпочтение оде, Тредиаковский
– эпопее, Сумароков – драме.
Сентименталистская критика.
Борьба между классицистами и сентименталистами
Одно из самых ярких явлений в русской литературной критике последней
трети XVIII в. – зарождение и расцвет сентименталистской критики.
Возникновение европейского и русского сентиментализма было связано
с кризисом рационалистического миропонимания и активной переоценкой
этических и эстетических ценностей, сложившихся в условиях абсолютистской
государственности. Сентиментализм расшатывал традиционные представления
о социальном неравенстве между людьми, воспитывал сострадание
и сочувствие к представителям нижних слоёв общества.
В своих произведениях сентименталисты показывали не только внутренний
мир человека, но и окружающую человека природу (при этом нередко
противопоставляя целомудренную природу порочной цивилизации).
Сентименталисты отдали предпочтение прозе, верно почувствовав, что
именно в жанрах романа и путешествия могут максимально проявить возможности
своего метода.
6
Стр.6
Сентиментализм защищал право каждого человека на свободное мнение,
утверждал ценность отдельной человеческой личности. В качестве такой
личности, однако, рассматривался исключительно дворянин, выражающий
идеалы просвещения.
В социальном смысле сентиментализм был внутридворянским течением.
Он не стремился разрушить социальный строй, а ставил задачу только усовершенствовать
и облагородить его.
Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма
был основатель этого литературного направления в России Н.М. Карамзин
(1766–1826) – писатель, историк, критик, публицист, журналист. Карамзин
издавал ежемесячный журнал «Вестник Европы», в котором впервые появился
специальный раздел критики и библиографии. Карамзин сам не раз выступал
в журнале с литературно-критическими материалами. Причём отличительной
особенностью критики Карамзина был спокойный, доброжелательный
тон.
Карамзин не ограничивался только субъективной и эмоциональной оценкой
произведений. Он выдвинул русской критике требование оценивать произведение
с точки зрения эстетики и науки. Нарушая сложившиеся в критике
традиции, Карамзин заговорил не о нравственной пользе произведений, а,
прежде всего, об их художественной стороне.
Обращаясь к вопросам стиля и языка, Карамзин отбросил ломоносовскую
теорию «трёх штилей» и стремился создать некий единый светский
язык, пригодный для употребления в культурной дворянской среде.
Несколько работ Карамзин посвятил творчеству западноевропейских писателей
нового времени (Мильтона, Ричардсона, Стерна), большое внимание
уделял популяризации в России произведений Шекспира.
В своей критической статье «Пантеон российских авторов» (1802) Карамзин
сделал попытку периодизации предшествующих этапов русской литературы
(позднее этой периодизацией частично воспользовался Белинский).
Наиболее близким единомышленником Карамзина был его земляк и
близкий родственник И.И. Дмитриев. Автор многочисленных басен и сатир,
он иногда выступал и как литературный критик. В наиболее значительной из
его статей – «О русских комедиях» (1802) – Дмитриев даёт сентименталистское
истолкование комедии и осуждает тех авторов, в комедиях которых используется
грубая брань и показаны такие же нравы.
В «Письме к издателю журнала «Московский зритель» Дмитриев говорит
об активном воздействии критики на литературу. Критика должна не
только ругать или хвалить писателей, но и учить их писать. Сентименталисты,
подчёркивает Дмитриев, против старых эстетических норм, но не против
норм вообще. И эти нормы должна пропагандировать разумная критика.
7
Стр.7
В последние два десятилетия XVIII в. во многом благодаря Карамзину и
его единомышленникам происходит осознание критики как особой, самостоятельной
разновидности литературной деятельности.
Развиваясь в ситуации взаимного противоборства, и классицизм, и сентиментализм
со временем полностью исчерпали себя. А между тем именно на
самом последнем этапе их развития, уже в самом начале XIX в., интересным
явлением литературной жизни стала борьба между «карамзинистами» (сторонниками
сентиментализма) и «шишковистами» (сторонниками классицизма).
Непосредственно борьба происходила между двумя литературными организациями
– «Беседой любителей русского слова» (которое возглавлял бывший
адмирал А.С. Шишков) и литературным обществом «Арзамас» (в которое
входили поэты В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский,
А.С. Пушкин, В.Л. Пушкин и др.).
А.С. Шишков резко выступал против жеманства (манерности), неестественности
и излишней усложнённости сентименталистской прозы. В то же
время сам он ориентировал литературу на старославянский язык, в его произведениях
было много архаизмов и славянизмов.
Члены общества «Арзамас» в комической и пародийной форме высмеивали
взгляды представителей «Беседы любителей русского слова».
Литературно-критические позиции представителей романтизма
В первые два десятилетия XIX в. общественная и литературная жизнь
России заметно активизировалась в связи с подготовкой либеральных реформ
Александра I и ростом национального самосознания, вызванного победой в
Отечественной войне 1812 г. В стране выходят новые журналы, в литературе
возникают общества, оживляется полемика, начинается формирование новых
направлений.
Из всех течений начала века наиболее продуктивным оказался романтизм,
который в тот момент больше всего отражал дух времени и встал в оппозицию
к существующей действительности.
Ранний (иногда его называют «индивидуалистический») романтизм выражал
историческую потребность утверждения духовной свободы личности.
Самой яркой фигурой в раннем романтизме был В.А. Жуковский. Его
творчество как романтика началось с того времени, когда он опубликовал
свою первую романтическую поэму «Людмила», а затем возглавил бывший
журнал Карамзина «Вестник Европы» и литературное общество «Арзамас».
Новые литературные принципы Жуковский отстаивал как собственно
критическими, так и поэтическими материалами (многие его стихи являются
прежде всего поэтическими манифестами).
8
Стр.8