Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г. Учредители журнала: Министерство образования PФ, Российская академия образования, Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование» Редакционная коллегия: Алексей Кушир, главный редактор журнала «Народное образование», кандидат психологических наук Игорь Бестужев-Лаа, академик РАО, председатель общественной организации «Педагогическое общество России» Светлаа Вишикиа, выпускающий редактор журнала «Народное образование», кандидат философских наук Алексар Новиков, академик РАО Алексар Кузецов, министр образования и науки Челябинской области Алексар Литвиов, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска Сергей Морозов, член Cоюза писателей РФ Валерия Мухиа, академик РАО Марк Поташик, академик РАО Ниа Целищева, выпускающий редактор журнала «Народное образование» Редакция: Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор), Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант), Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор), Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска), Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий редактор), Ирина Горская (перевод) Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн), Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор) Адрес редакции: 109341, Москва, ул. <...> Т.В. Абанкина Жизненные планы сельских школьников России, Китая и Казахстана В.Г. Боровик Образовательные комплексы— новый импульс развития М.М. Поташник «Белая ворона» на расстрельной должности Е.Л. Болотова Педагогическая деятельность в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» Е.Г. Артамонова Груз избранности или дар во благо? <...> Целищева Диалог с Антоном Макаренко — «через годы, через расстояния» Непреходящая <...>
Народное_образование_№6_2013.pdf
00_Soderzhanie_6.qxd 22.07.2013 17:05 Page 1
ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1429)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия:
Алексей Êóøèð, главный редактор журнала «Народное образование»,
кандидат психологических наук
Игорь Áåñòóæåâ-Ëàà, академик РАО, председатель общественной организации
«Педагогическое общество России»
Ñâåòëàà Âèøèêèà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»,
кандидат философских наук
Àëåêñàð Íîâèêîâ, академик РАО
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ, директор СШ № 10 г. Лабинска
Сергей Ìîðîçîâ, член Cоюза писателей РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Íèà Öåëèùåâà, выпускающий редактор журнала «Народное образование»
Редакция:
Светлана Лячина (ответственный секретарь), Татьяна Абрамова (редактор),
Светлана Вишникина (выпускающий редактор), Дмитрий Григорьев (консультант),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Ольга Подколзина (старший редактор), Евгений Руднев (редактор выпуска),
Нина Целищева (выпускающий редактор), Елена Шишмакова (выпускающий
редактор), Ирина Горская (перевод)
Производство: Любовь Кучмиёва (зав. производством), Анна Ладанюк (дизайн),
Ольга Денисова (художник), Максим Буланов (вёрстка),
Артём Цыганков (технолог), Татьяна Денисьева (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00 E-mail: narob@yandex.ru;
narodnoe@narodnoe.org
»Нароое образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹6’2013
Стр.1
00_Soderzhanie_6.qxd 22.07.2013 17:05 Page 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
А.Б. Вифлеемский
Куда вед¸т «дорожная карта»?
М.М. Поташник
Честь имею!
Т.В. Абанкина
Жизненные планы
сельских школьников
России, Китая и Казахстана
В.Г. Боровик
Образовательные комплексы—
новый импульс развития
М.М. Поташник
«Белая ворона»
на расстрельной должности
Е.Л. Болотова
Педагогическая деятельность
в новом Законе «Об образовании
в Российской Федерации»
Е.Г. Артамонова
Груз избранности
или дар во благо?
9
Анализ государственной политики в сфере образования. Перспективы
и ожидания. Возможные последствия вновь заявляемых приоритетов на
государственном уровне.
20
Аттестация педагогов. Прецедент учителя, восставшего против чиновничьей
бюрократии. Оценка профессионального уровня учителя — формализм
снова побеждает?!..
24
Видение будущего выпускниками сельской школы — результаты
исследования. Почему сельские школьники выбирают город?
31
Специфика, причины, формы создания. Риск подмены цели повышения
качества образования другими причинами объединения учреждений.
35
Авторитетный учёный приводит неизвестные факты о министре
и анализирует ошибки Министерства науки и образования РФ.
44
Сфера образования — особый общественный институт. Правовое
положение педагога и учащегося согласно новому Закону
«Об образовании».
53
Потребность общества в высокоодарённых людях. Трудности
в становлении собственного «Я», самореализации и социализации
одарённого ребёнка. Формирование ценности здоровья в структуре
ценностных ориентаций одарённой личности.
2
Народное образование 6’2013
Стр.2
00_Soderzhanie_6.qxd 22.07.2013 17:05 Page 3
СОДЕРЖАНИЕ
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Н.И. Целищева
Диалог с Антоном Макаренко —
«через годы, через расстояния»
Непреходящая ценность идей
великого социального реформатора
З.Н. Божедонова
Агрошкола на полюсе холода
57
У каждого Международного конкурса им. А.С. Макаренко есть
сущностная составляющая — эмоциональная наполненность, душевная
атмосфера.
62
Работа по экспериментальной программе «Школа жизненного успеха
и качества жизни выпускника арктического села». Переход от традиционного
образования к природосообразной и деятельностной технологиям
(на примере Борулахской средней школы Республики Саха (Якутия).
Н.И. Целищева
Триумфаторы из деревни
Головково
А.Н. Константинова,
В.Д. Антонова
В сельской
агропрофилированной школе:
опыт, полезный школе массовой
Е.И. Комбаров
Все наши дела
по-своему важны
С.М. Гимранов
Территория успеха—
предпринимательство
и взросление в деле
А.А. Фролов,
С.И. Аксёнов
Джон Дьюи и Антон Макаренко:
две вершины социальной
педагогики ХХ века
Т.Ф. Кораблёва
Экспертиза времени:
гуманистический этос воспитания
и этико-педагогические позиции
А.С. Макаренко
3
67
Школьный бизнес-инкубатор. Воспитательный эффект школыпроизводства
(на примере лицея им. В. Волошиной Московской
области). Социальная поддержка людям, нуждающимся в помощи.
71
Организация труда детей и подростков в сельском производстве.
Агрошкола как центр образования и воспитания (на примере
Рассолодинской средней школы Мегино-Кангарасского улуса
Республики Саха (Якутия).
78
Программа «Молодые хозяева земли» в Амурской области. Консолидация
усилий учреждения, муниципальных органов управления образованием,
вузов на обеспечение высокого качества образовательного процесса.
84
Эффективные модели социализации в общеобразовательной школе
(на примере лицея № 2 г. Мамадыш Республики Татарстан).
89
Сходства и различия позиций выдающихся педагогов. Приоритет опыта
перед знанием. Преемственность и новаторство.
98
Наследие А.С.Макаренко и его оценка на современном этапе развития
образования.
Народное образование 6’2013
Стр.3