Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024
Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе №4 2014 (150,00 руб.)

0   0
Страниц144
ID247290
АннотацияСпециализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательную — миссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания.
Воспитательная работа в школе .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2014 .— №4 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/247290 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Воспитание на уроках истории и социально-политических дисциплин . <...> Внутрифирменное повышение квалификации педагогов в рамках педагогических советов . <...> Начинающий педагог и проблемы вхождения в профессию . <...> Технологии обеспечения равноправных отношений между сверстниками с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающимися детьми . <...> Судьбоносная «Встреча взрослого с реб¸нком», или Как тренировать совесть . <...> Общность педагогов и детей в современной школе . <...> Кропан¸ва Воспитание на уроках истории и социально-политических дисциплин 18 – 23 Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности Н. Щуркова <...> Людям (не дикарям, не каннибалам, не туземцам, не варварам) не приходило в голову отменять, изгонять МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ воспитание из социальной структуры жизни. <...> А этот феномен вводит реб¸нка в культуру человеческой жизни на современном высоком уровне е¸ развития. <...> Щуркова Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности Иллюзия — нечто кажущееся, призрачное, обманчивое, порожд¸нное необоснованными надеждами на ожидаемый результат. <...> Занятия проводит учитель, который слово «речь» пишет без мягкого знака и не всегда умеет различить именительный и винительный падежи… <...> «Коррумпированные люди остроумны и злоречивы, они знают, что есть ещ¸ другие способы убийства, чем кинжал и нападение, они знают также, что во вс¸ хорошо сказанное верят…» <...> Предлагаем понять из образовательного документа, называемого Стандартами, крохотный фрагмент и оценить его утонч¸нное искусство кодирования пустопорожности: «Необходимым Условием качественной реализации Программы является непрерывное сопровождение педагогическими и учебновспомогательными работниками в течение всего времени е¸ реализации в Организации или в Группе». <...> 1 7 Концепции и системы [ 25 – 33 ] МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ «ссыпать золото в протянутую ладонь» предающих. <...> Иллюзорность воспитанности школьников — производное иллюзии воспитания <...>
Воспитательная_работа_в_школе_№4_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.143
Стр.144
Воспитательная_работа_в_школе_№4_2014.pdf
№ 4 2014 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Р Е Д А К Ц И Я : Владимир Караковский, главный редактор Елена Шишмакова, зам. главного редактора Светлана Лячина, ответственный секретарь Анна Ладанюк, дизайнер Ольга Денисова, Алексей Ермилов, художники Татьяна Денисьева, корректор Сергей Бурукин, в¸рстка А д р е с : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Т е л е ф о н ы : (495) 345-52-00 У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü: Издательский дом «Народное образование» ©Народное образование, 2014 ........................................................... Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого Умственное воспитание по И. Я. Лернеру 4 апреля — день рождения Исаака Яковлевича Лернера. Будучи профессиональным историком-медиевистом, учеником Евгения Алексеевича Косминского и автором классического исследования о Марсилии Падуанском, академик РАО Исаак Яковлевич Лернер с конца 50-х годов прошлого века и до самой смерти (1996) работал над проблемами как исторического образования, так и дидактики гуманитарного школьного цикла в целом. Развитие мышления — это не просто формирование оперативной системы умственной деятельности человека. Мышление формируется и реализуется на определённом содержании. Учителя и методисты должны уделять самое пристальное внимание содержанию, с помощью которого развивается мышление учеников. Оно состоит не только из информации о событиях, их связях и закономерностях, но и из методов анализа и исследования, социальных явлений, их всестороннего осмысления, способов применения знаний и идей для оценки действий в той или иной конкретной социальной ситуации. Знания неоднородны по своему характеру, и взаимосвязь различных видов знаний и уровней их усвоения приводит к разным показателям качеств знаний — глубины, оперативности, гибкости, осознанности и др. Эти свойства формируются постепенно, в ходе вариативного применения знаний, требующего активного мышления во всех его проявлениях. Сформированность указанной совокупности показателей качеств знаний, включая их системность, свёрнутость (способность выразить мысль компактно), развёрнутость (способность компактную мысль развернуть в соответствии с её составом), обобщённость, конкретность и т. д., вбирает в себя всё необходимое для проявления творческого мышления. Ряд названных качеств знаний, будучи сформированным, служит показателем развития мышления. Развитое мышление обнаруживается в систематичности, гибкости, свёрнутости и осознанности знаний. Систематичность предполагает способность осознать состав некоторой совокупности знаний, их взаимозависимость в определённой последовательности и логике, в их иерархированных связях. Гибкость проявляется в готовности ученика к самостоятельному нахождению способа применения усвоенных знаний при изменении ситуации или к применению различных способов решения в одной и той же ситуации. Чем легче ученик находит способ решения проблемы, чем больше вариантов решения он может найти, чем более глубокие связи обнаруживаются в ходе решения, тем больше гибкость применения знаний. Осознанность знаний выражается в понимании связей знаний между собой, путей получения их, в умении ученика доказывать понимание принципа действия связей и механизма их установления. Хотя все перечисленные качества в той или иной мере связаны между собой, но они не подменяют друг друга. Знания могут быть систематизированными, но недостаточно гибкими, то есть ученик не умеет их применять в должной мере в новой ситуации. Он понимает сущность процесса, но не осознаёт принципа действия связей между его элементами. В этом случае осознанность явления учеником ограничена. Благодаря тому, что эти качества знаний не взаимозаменяются, то есть одни могут себя проявить при отсутствии в достаточной мере других, их можно и часто целесообразно формировать порознь. Каждое качество проявляет разные свойства мышления. Это позволяет конструировать задания на формирование и диагностику каждого отдельного качества и тем самым развивать мышление, проявляющееся при выполнении каждого задания. Мыслительная деятельность при обучении призвана опираться на формируемые потребности ученика в истинном познании явлений, в инструментах правильного решения важных для него проблем. Эмоциональные реакции индивида всегда зависят от его потребностей, их остроты и степени их удовлетворения. Поэтому важно, чтобы познавательная деятельность и связанное с ней мышление постепенно стали устойчивой потребностью обучаемого. Совершенно очевидно, что развитие мышления каждого учащегося является предпосылкой формирования интеллектуального потенциала всего нашего общества. В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 04 / 14
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Щуркова Н. Иллюзия воспитания и иллюзорность воспитанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Москаленко М., Кропан¸ва Е. Воспитание на уроках истории и социально-политических дисциплин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ Леонтович А. Дополнительное образование в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Гафнер В. Воспитание культуры безопасного образа жизни . . . . .35 Кавалерчик Т. Внутрифирменное повышение квалификации педагогов в рамках педагогических советов . . . . . . . . . . . . . . . . .42 Федоренко Е., Матушкина В. Начинающий педагог и проблемы вхождения в профессию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 Соложнин А. Права и обязанности участников образовательного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Шевел¸ва Д. Технологии обеспечения равноправных отношений между сверстниками с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающимися детьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65 Фоминова А. Формирование жизнеспособности детей и школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74 Хуторской А. Технология выращивания ценностей и целей . . . . .82 Кривцова С. Судьбоносная «Встреча взрослого с ðåá¸íêîì», или Как тренировать совесть . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89 Петренко Е. Общность педагогов и детей в современной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99 3
Стр.3
С О Д Е Р Ж А Н И Е ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Авраамова Е., Логинов Д. Исследования первых результатов процесса реструктуризации школ: позитивные и негативные стороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 Емельянова М. Отношение детей и родителей к школе: факторы формирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Емельянова Л., Семиздралова О. Пути обеспечения индивидуального подхода в условиях школы . . . . . . . . . . . . . . . 123 Семенака Ñ. Что делает школьную среду безопасной . . . . . . . . 131 СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ Ласуков Î. Школьные театры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 4 Подписано в печать 20.04.2014. Формат 70 х 100/16. Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 9,0. Óñë. ïå÷. ë. 11,67. Тираж 2300 ýêç. Заказ ¹ 4428 Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62 © Издательский дом «Народное образование» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 04 / 14
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Авраамова Елена Михайловна, заведующая отделом Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы, профессор, доктор экономических наук. Гафнер Василий Викторович, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук. Емельянова Марина Николаевна, доцент Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук. Емельянова Лилия Алексеевна, директор МБОУ НОШ ¹ 95 ã. Челябинска. Кавалерчик Татьяна Леонидовна, преподаватель кафедры управления и экономики образования СанктПетербургской академии постдипломного педагогического образования. Кропанева Елена Михайловна, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета, учитель средней школы ¹93 г. Екатеринбурга, кандидат философских наук. Кривцова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, психотерапевт, тренер, доцент кафедры психологии личности МГУ, г. Москва. Ласуков Олег Анатольевич, художественный руководитель управления воспитательной работы Воронежского педагогического университета, режисс¸р школьного и студенческого театров.
Стр.143
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Леонтович Александр Владимирович, заместитель директора Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, кандидат психологических наук. Логинов Дмитрий Иванович, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, кандидат экономических наук. Москаленко Максим Русланович, доцент Уральского федерального университета, кандидат исторических наук. Матушкина Валерия Вячеславовна, ассистент кафедры психологии развития и консультирования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета, магистр психологии. Петренко Елена Леонтьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры воспитательных проблем образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, г. Ульяновск. Семиздралова Ольга Анатольевна, руководитель службы психологопедагогического и социального сопровождения образовательного процесса МБОУ НОШ ¹ 95 ã. Челябинска. Семенака Светлана Ивановна, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук. Соложнин Анатолий Валентинович, директор ООО «Образование и консалдиг», кандидат педагогических наук, г. Нижний Тагил. Федоренко Елена Юрьевна, заведующая кафедрой психологии развития и консультирования Института педагогики, психологии и социологии Сибирского Федерального Университета, доцент, кандидат психологических наук. [ 99 – 142 ] Сценарии и алгоритмы Фоминова Алла Николаевна, профессор кафедры психологии образования МПГУ, кандидат психологических наук. 144 Хуторской Андрей Викторович, директор Московского Института образования человека, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук. Шевел¸ва Дария Евгеньевна, соискатель Института теории и истории педагогики РАО (Москва). В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 04/ 14
Стр.144