Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637474)
Контекстум
Электро-2024
Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе №3 2014 (150,00 руб.)

0   0
Страниц144
ID247289
АннотацияСпециализированный научно-практический журнал, призванный восполнить сложившийся в школе дефицит технологического инструментария собственно воспитания. Последние десятилетия отчётливо выявили главную — воспитательную — миссию школы, которую, казалось бы, никто и не отрицал, но никто и не отстаивал. Всё наше педагогическое сообщество пришло к этому пониманию ценой мучительных поисков и, к сожалению, ценой масштабных ошибок. Оказалось, что нравственная проповедь не может заменить практику нравственных поступков, что «воспитывающий потенциал урока» не создаёт «привычку к труду благородную», что знания и интеллект не гарантируют становления в человеке доброты и порядочности. «Воспитательная работа в школе» — это новый и хорошо забытый нами взгляд на практику воспитания.
Воспитательная работа в школе .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2014 .— №3 .— 144 с. — URL: https://rucont.ru/efd/247289 (дата обращения: 04.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогическая проза: возможна ли деятельность А.С. Макаренко в современной России? <...> Репутационный менеджмент в развитии современной школы . <...> От развития индивидуальности педагога — к личностным достижениям ученика . <...> Кушнир Педагогическая проза: возможна ли деятельность А.С. Макаренко в современной России? <...> Кушнир «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко — основополагающая работа для педагогов, занимающихся производственным воспитанием школьников. <...> Попытаемся сравнить организационноэкономические и правовые условия, в которых работал А.С. Макаренко, с положением современных макаренковских школ-хозяйств. <...> Новая терминология, суть старая Колонии малолетних преступников сейчас называются иначе: учреждения для детей с девиантным поведением — так сейчас называют детей и подростков, которых во время А.С. Ма МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ каренко именовали «морально дефективными»1 . <...> В ту же ночь и на следующий день большинство беглецов были найдены, затем милиция разыскала ещ¸ шестерых подростков, которые считаются основными зачинщиками беспорядков2 . <...> В то же время и тогда, и сейчас находились чиновники, в том числе высокого ранга, помогавшие развитию производственного труда в образовательных учреждениях, прич¸м, если находится толковый чиновник, ему всегда приходилось несладко, ведь инициатива наказуема. <...> А.С. Макаренко и руководители современных макаренковских школ-хозяйств имеют различные экономические, но весьма похожие организационные условия. <...> Во времена А.С. Макаренко требовали «солидную плату за прокат лошадей». <...> Кушнир Педагогическая проза: возможна ли деятельность А.С. Макаренко в современной России? внушительно»4 . <...> И тогда, и сейчас школам-хозяйствам нечего надеяться, что дадут — самим следует добиваться. <...> Однако при этом самостоятельности в наши дни у образовательных учреждений значительно меньше, чем во времена А.С. Макаренко. <...> 7 Концепции и системы [ 15 – 43 ] МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 5 Макаренко <...>
Воспитательная_работа_в_школе_№3_2014.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.144
Воспитательная_работа_в_школе_№3_2014.pdf
№ 3 2014 Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001 Р Е Д А К Ц И Я : Владимир Караковский, главный редактор Елена Шишмакова, зам. главного редактора Светлана Лячина, ответственный секретарь Анна Ладанюк, дизайнер Ольга Денисова, Алексей Ермилов, художники Татьяна Денисьева, корректор Сергей Бурукин, в¸рстка А д р е с : 109341, Ìîñêâà, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2 Т е л е ф о н ы : (495) 345-52-00 У ч р е д и т е л ь и и з д а т е л ü: Издательский дом «Народное образование» ©Народное образование, 2014 ........................................................... Электронная почта: narodnoe@narodnoe.org narob@yandex.ru www. narodnoe.org ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ ЖУРНАЛА Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, г. Москва Бедерханова Вера Петровна, доктор педагогических наук, г. Краснодар Борытко Николай Михайлович, доктор педагогических наук, г. Волгоград Григорьева Алевтина Ивановна, кандидат педагогических наук, г. Тула Карпушин Николай Яковлевич, кандидат педагогических наук, г. Пермь Колесникова Ирина Аполлоновна, доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург Круглов Юрий Георгиевич, доктор педагогических наук, г. Москва Куприянов Борис Викторович, доктор педагогических наук, г. Кострома Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, г. Москва Лузина Людмила Михайловна, доктор педагогических наук, г. Псков Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, г. Краснодар Паладьев Сергей Леонидович, кандидат педагогических наук, г. Ярославль Фришман Ирина Игоревна, доктор педагогических наук, г. Москва
Стр.1
великие воспитатели рода человеческого Личность метафорически можно трактовать как источник некоей радиации, преобразующей связанных с этой личностью людей (радиация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться причиной различных мутаций и т. п.). Петровский Артур Владимирович (14 мая 1924 — 2 декабря 2006), выдающийся российский психолог, педагог, организатор науки, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. «Безличность» — это характеристика индивида, безразличного для других людей, человека, чьё присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение и тем самым лишает его самого личности. Феномен персонализации открывает возможность прояснить всегда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представленности её в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. «Нет, весь я не умру... доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит» (А.С. Пушкин). Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализированный в других людях, он продолжается, порождая у них тяжёлые переживания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной представленностью индивида и его материальным исчезновением. Персонализация обеспечивает доверительную, интимную связь между людьми, между поколениями, когда люди впитывают в себя не только передаваемые знания, но и черты личности передающего. На определённом этапе жизни общества результаты персонализации как объективно-значимого процесса превращаются в предмет особой потребности — потребности «быть личностью» (потребности персонализации). Складываясь в реальной деятельности и деятельных формах общения, она субъективируется в многообразных побуждениях индивида, будь то мотивация достижения, притязание на внимание, славу, дружбу, уважение, лидерство и т.п. Подобно тому, как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физически — произвести потомство, продолжить род, личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив идеальную представленность, своё «инобытие» в других людях (что далеко не всегда осознано самим индивидом как субъектом этой потребности). Допустимо предположить (эта гипотеза требует масштабного эмпирического исследования для своего подтверждения), что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в деятельных социальных общностях — коллективах, где персонализация каждого выступает в качестве условия персонализации всех. Не менее оправданно и другое предположение: есть группы, в которых каждый стремится быть персонализирован. В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 03 / 14
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ А. Вифлеемский, А. Кушнир. Педагогическая проза: возможна ли деятельность А.С. Макаренко в современной Ðîññèè? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ В. Сергеева. Креативная среда образовательного учреждения . . .15 И. Попова. Репутационный менеджмент в развитии современной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18 В. Ланцберг. Между клубом и классом. Øêîëà, которую никто не любит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ À. Вифлеемский. Деградация по закону . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 А. Долгушева, В. Кадневский, Е. Сергиенко. Наставничество в воспитательной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 Л. Вольвач. От развития индивидуальности педагога — к личностным достижениям ученика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60 ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ Н. Щуркова. Классный час: разрушение ключевого элемента воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77 Д. Мустафина, И. Шустова. Встреча взрослых и детей, или Современная дискуссия в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88 И. Пестовская. Реабилитация в условиях подросткового лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 О. Газеева. Методика организации самовоспитания старших подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98 К. Нечаева. Современные формы объединения подростков . . . 101 ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Í. Ìàëÿð÷óê. Здоровье как результат воспитания . . . . . . . . . . . 109 3
Стр.3
С О Д Е Р Ж А Н И Е ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ А. Булгакова. Индивидуальный подход в развитии гражданской активности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Т. Кузнецова. Опыт совместного творчества детей, родителей и педагогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 С. Семенака. Учитель и ученики: как созда¸тся пространство отчуждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ Â. Òîìèëèíà. «Ñêàçêà о добре и çëå». История одного школьного ñïåêòàêëÿ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 4 Подписано в печать 20.03.2014. Формат 70 х 100/16. Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 9,0. Óñë. ïå÷. ë. 11,67. Тираж 2300 ýêç. Заказ ¹ 4328 Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва, óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www. narodnoe.org Отпечатано в типографии «ÍÈÈ Школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62 © Издательский дом «Народное образование» В о с п и т а т е л ь н а я р а б о т а в ш к о л е 03 / 14
Стр.4
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Булгакова Анна Андреевна, вожатая Всероссийского детского центра «Океан», г. Владивосток. Вифлеемский Анатолий Борисович, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород. Вольвач Людмила Николаевна, директор муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа ¹ 7 г. Калининграда, кандидат педагогических наук. Газеева Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ ¹ 220, ã. Ìîñêâà. Долгушева Анна Николаевна, специалист отдела организации отдыха и оздоровления бюджетного учреждения Омской области «Дирекция программ в сфере оздоровления и отдыха несовершеннолетних», аспирантка. Кадневский Валерий Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, ã. Îìñê. Кузнецова Татьяна Алексеевна, город Долгопрудный, учитель. Кушнир Алексей Михайлович, кандидат психологических наук, г. Москва. Ланцберг Владимир, композитор и педагог. Малярчук Наталья Николаевна, профессор Тюменского государственного университета, доктор педагогических наук. Мустафина Динара, ученица 11в класса. Гимназия ¹ 33, г. Ульяновск. Попова Ирина Николаевна, зав. кафедрой теории и методики воспитания ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой», кандидат педагогических наук, доцент. [ 137 – 143 ] Сценарии и алгоритмы Пестовская Ирина Валентиновна, руководитель службы научно-методического сопровождения Шекснинской специальной общеобразовательной школы закрытого типа. Семенака Светлана Ивановна, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. 144 Сергеева Валентина Павловна, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета, Москва. Сергиенко Елена Ивановна, ст. преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск. Томилина Вероника Леонидовна, учитель английского языка ГБОУ СОШ ¹ 1861 «Çàãîðüå», ã. Ìîñêâà. Шустова Инна Юрьевна, доктор педагогических наук, научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО , г. Москва. Щуркова Надежда Егоровна, профессор Московского института открытого образования, доктор педагогических наук.
Стр.144