А.Г. Деменев СМЫСЛ ЖИЗНИ И АПОФЕОЗ БЕССМЫСЛЕННОСТИ (по материалам работ Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка) Философские размышления не привязаны к сиюминутному, «актуальному», но и не обходят вниманием знаковые изменения в социальной действительности, как в зеркале отражая настроения, опасения и надежды общества. <...> XX век начался в России бурей социальных потрясений, военных и революционных конфликтов. <...> Когда насилие и кровопролитие становятся обыденностью, возможно ли сохранить веру в неприходящую ценность человеческой жизни? <...> Каким невероятным метаморфозам подвергаются представления о добре и зле, о смысле и ценности жизни? <...> Когда рушится старое, привычное, когда в настоящем – хаос, а в будущем – неизвестность, потребность в поиске смысла становится особенно острой. <...> Об этом писал летом 1918 года Евгений Николаевич Трубецкой в предисловии к книге «Смысл жизни». <...> Человек ставит вопрос о смысле жизни, потому что повсюду в будничном опыте сталкивается с бессмыслицей. <...> Трубецкой обращался к примерам из истории философии, религии и искусства, замечая, что бессмысленность какого-либо процесса часто изображалась в виде порочного круга, движение по которому не достигает цели, а всегда возвращает к началу пути. <...> Возвращение к началу делает бессмысленным предыдущее движение. <...> Торжество природного, биологического в человеке превращает жизнь в мелочную суету, вереницу забот о хлебе насущном, о поддержании жизни. <...> Добывание средств к жизни занимает все мысли, заставляя забыть о цели. <...> Человек пасует перед всесильностью закона борьбы за существование, включаясь в «войну всех против всех». <...> Но человек не просто превращается в животное, он превращается в злейшее из животных, потому что его возможности по истреблению себе подобных неизмеримо выше. <...> Всю силу разума он использует для создания всё более чудовищных средств уничтожения. <...> Война превращается из средства в цель: человек воюет, чтобы выжить и живёт, чтобы воевать <...>
СМЫСЛ_ЖИЗНИ_И_АПОФЕОЗ_БЕССМЫСЛЕННОСТИ_(по_материалам_работ_Е.Н._Трубецкого_и_С.Л._Франка).pdf
А.Г. Деменев
СМЫСЛ ЖИЗНИ И АПОФЕОЗ БЕССМЫСЛЕННОСТИ
(по материалам работ Е.Н. Трубецкого и С.Л. Франка)
Философские размышления не привязаны к сиюминутному,
«актуальному», но и не обходят вниманием знаковые изменения в
социальной действительности, как в зеркале отражая настроения, опасения и
надежды общества. XX век начался в России бурей социальных потрясений,
военных и революционных конфликтов. Когда насилие и кровопролитие
становятся обыденностью, возможно ли сохранить веру в неприходящую
ценность человеческой жизни? Каким невероятным метаморфозам
подвергаются представления о добре и зле, о смысле и ценности жизни?
Когда рушится старое, привычное, когда в настоящем – хаос, а в будущем –
неизвестность, потребность в поиске смысла становится особенно острой. Об
этом писал летом 1918 года Евгений Николаевич Трубецкой в предисловии к
книге «Смысл жизни».
Человек ставит вопрос о смысле жизни, потому что повсюду в
будничном опыте сталкивается с бессмыслицей. Трубецкой обращался к
примерам из истории философии, религии и искусства, замечая, что
бессмысленность какого-либо процесса часто изображалась в виде порочного
круга, движение по которому не достигает цели, а всегда возвращает к
началу пути. Нет цели – нет смысла. Возвращение к началу делает
бессмысленным предыдущее движение.
Торжество природного, биологического в человеке превращает жизнь в
мелочную суету, вереницу забот о хлебе насущном, о поддержании жизни.
Добывание средств к жизни занимает все мысли, заставляя забыть о цели.
Многие смиряются с биологическим существованием и даже находят в нём
преимущества. В человеке побеждает животное, думающее только о
прокорме и уничтожающее всех, кто этому мешает. Человек пасует перед
всесильностью закона борьбы за существование, включаясь в «войну всех
против всех». Но человек не просто превращается в животное, он
превращается в злейшее из животных, потому что его возможности по
истреблению себе подобных неизмеримо выше. Всю силу разума он
использует для создания всё более чудовищных средств уничтожения. Война
превращается из средства в цель: человек воюет, чтобы выжить и живёт,
чтобы воевать.
Стр.1