П. Г. Демидова Серия «Ярославская юридическая школа начала XXI века» ЯРОСЛАВСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ Под редакцией С. А. Егорова, А. М. Лушникова, Н. Н. Тарусиной Ярославль 2009 1 УДК 34 ББК ХО Е30 Серия основана в 2000 году Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве научного издания. <...> План 2009 года Н. Н. Тарусина (руководитель научного проекта) С. А. Егоров (научный редактор) А. М. Лушников (научный редактор) Ярославская юридическая школа: прошлое, наЕ30 стоящее, будущее / под ред. <...> Предлагаемый вниманию читателей коллективный монографический труд посвящен истории Демидовского юридического лицея (Высших наук училища), его преемников – университета 1918 – 1924 гг. и Ярославского государственного университета им. <...> В начале XIX в. к этому процессу присоединились ярославские ученые, преподававшие сначала в Ярославском Демидовском училище высших наук (1803–1833 гг.), а затем в Демидовском лицее (1833–1870 гг.) <...> «На честное дело жизни»: Ярославское высших наук училище. <...> В самом начале XIX столетия, благодаря патриотической инициативе ярославского дворянина, статского советника Павла Григорьевича Демидова (1739–1821) получило путевку в жизнь и вышло на историческую дорогу Ярославское училище высших наук (Демидовское высших наук училище), имевшее степень равную с университетами. <...> Примечательно, что в указе Николая I об утверждении Устава Демидовского лицея от 2 августа 1833 г. говорится о переименовании Демидовского высших наук училища в Демидовский лицей3. <...> Его Устав в 1804 г. готовился уже для Ярославского училища высших наук, а по уставу 1805 г. оно и поименовано как Ярославское училище высших наук, причем этот Устав был отправлен «в сохранение Совету высших наук училища»4. <...> В этой связи мы не видим принципиальной разницы между наименованиями Ярославское училище высших наук (название «Демидовское училище высших наук» встречается редко, чаще фигурирует «Ярославское Демидовское училище <...>
Ярославская_юридическая_школа_прошлое,_на-стоящее,_будущее.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Серия «Ярославская юридическая школа
начала XXI века»
ЯРОСЛАВСКАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА:
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Под редакцией
С. А. Егорова, А. М. Лушникова, Н. Н. Тарусиной
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 34
ББК ХО
Е30
Серия основана в 2000 году
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2009 года
Н. Н. Тарусина (руководитель научного проекта)
С. А. Егоров (научный редактор)
А. М. Лушников (научный редактор)
Ярославская юридическая школа: прошлое, наЕ30
стоящее,
будущее / под ред. С. А. Егорова, А. М. Лушникова,
Н. Н. Тарусиной; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.
– Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 835 с. (Серия «Ярославская
юридическая школа начала ХХI века»)
Предлагаемый вниманию читателей коллективный
монографический труд посвящен истории Демидовского
юридического лицея (Высших наук училища), его преемников
– университета 1918 – 1924 гг. и Ярославского государственного
университета им. П. Г. Демидова, а также
становлению и развитию ярославской юридической школы.
Книга
предназначена вниманию ученых-юристов,
юристов-практиков, аспирантов и студентов, обучающихся
по специальности Юриспруденция.
ISBN 978-5-8397УДК
34
ББК ХО
ISBN 978-5-83972
©
Ярославский
государственный
университет
им. П. Г. Демидова, 2009
Стр.2
ВСТУПЛЕНИЕ
Юридическая наука начала формироваться в России достаточно
поздно относительно стран Западной Европы, а активная
фаза этого процесса пришлась на середину ХVIII – начало
XIX в., параллельно с развитием системы высшего юридического
образования. В начале XIX в. к этому процессу присоединились
ярославские ученые, преподававшие сначала в Ярославском
Демидовском училище высших наук (1803–1833 гг.),
а затем в Демидовском лицее (1833–1870 гг.). В этот период о
существовании ярославской юридической школы утверждать
еще не приходится, в том числе в силу профиля ярославского
вуза, но можно и нужно говорить о предпосылках и начале зарождения
этой школы.
Конец XIX–ХХ вв. можно с полным основанием назвать
«золотым веком» российской юридической науки. На этот период
приходится расцвет творчества блестящей когорты отечественных
правоведов, труды которых в значительной степени
не утратили своей научной значимости и в настоящее время. В
ряду российских ученых-правоведов названного периода особое
место занимают представители ярославской юридической
школы, составившие костяк преподавательского состава Демидовского
юридического лицея (1870–1917 гг.). Это касается
специалистов практически всех отраслей права и сфер юридической
науки. В этой связи можно констатировать выделение
самостоятельной ярославской юридической школы1. По нашему
мнению, высказываемые в литературе сомнения по поводу
существования ярославской юридической школы (А. Н. Козырин,
Е. А. Скрипилев)2 являются следствием различных подходов
к самому понятию «школа», в том числе в правоведении.
1 Егоров С. А. «На честное дело жизни»: Ярославское высших наук
училище. Демидовский лицей. Ярославская юридическая школа: Историко-правовое
исследование. Ярославль, 1997.
2 См.: Козырин А. Н. Наука финансового права в Ярославском Демидовском
лицее // Финансы и налоги: Очерки теории и политики. М., 2004.
4
Стр.4
Действительно, понятие «юридическая школа» является
неоднозначным. Во-первых, под ней понимают направления
научной мысли и педагогической практики, созданные отдельными
выдающимися учеными или группами ученых, разделяющими
сходные методологические установки (например, историческая
школа в праве). Во-вторых, достаточно часто ограничиваются
только национальными школами права. Оба эти
подхода не затрагивают интересующего нас контекста. В-третьих,
научные школы привязывают к определенным университетским
городам, научным центрам или даже регионам. Поэтому
говорят о московской, петербургской, уральской школах.
Именно в этом смысле мы можем говорить и о ярославской
юридической школе.
Такую школу, на наш взгляд, образуют три компонента:
1) личностный (учителя, ученики, администрация, технический
персонал учебного заведения и др.); 2) материальный (материальная
база учебного процесса); 3) социокультурный (социальная
и культурная среда в городе или населенном пункте, где
располагается учебное заведение). Все эти компоненты в Ярославле
имели существенные отличия и даже являлись уникальными.
При
этом нет основания причислять конкретного ученого
непременно и только к ярославской школе юристов. Традиционно
многие преподаватели за свою академическую карьеру вели
занятия в 2–3, а иногда и более вузах. Ярославль, в силу ряда
специфических причин (о них скажем ниже), а также географической
близости, постоянно притягивал к себе преподавателей
Московского университета, часть из которых многие годы служила
в Демидовском юридическом лицее и Ярославском государственном
университете. Некоторых ученых можно причислить
не только к ярославской, но и к московской, петербургской,
казанской,
киевской
школам ученых-юристов.
Принадлежность к школе – не прописка и не штамп в паспорте,
а этап научного и педагогического творчества. При некоторой
условности понятия в такой трактовке «юридическая школа»,
на наш взгляд, имеет полное право на существование.
С. 6; Скрипилев Е. А. Рец. на кн.: Егоров С. А. «На честное дело жизни»
… // Государство и право. 2002. № 9. С. 121–123.
5
Стр.5