МИНОБРНАУКИ РОССИИ _____________________________________________________________________________ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» С. М. ЗИНИНА АРТПСИХОПЕДАГОГИКА: СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИСКУССТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Нижний Новгород ННГАСУ 2011 ББК 88.4(72) З63 УДК 159.9(072) Р е ц е н з е н т ы: Чиркова Т.И. – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета Кочнева Е. М. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Волжского государственного инженерно-педагогического университета Зинина С.М. <...> Артпсихопедагогика: специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога [Текст ] учебно-методическое пособие / С. М. Зинина; Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т.- Н. <...> Изобразительная деятельность, рукоделие, элементы кукольного тетра, волшебная сказка рассматриваются как методы эффективного воздействия на личность и средства профессиональной деятельности психолога образования. <...> К искусству традиционно относятся разные виды художественно-творческой деятельности, выступающие как формы специфического художественно-образного воспроизведения действительности. <...> В настоящее время роль искусства при изучении психологии возрастает. <...> В первой части учебно-методического пособия «Теоретические основы артпсихопедагогики» рассматриваются вопросы психологии искусства, касающиеся, прежде всего специфики и безопасности воздействия искусства на личность; раскрывается уникальная роль эстетической деятельности для развития личности; через анализ структуры профессиональной деятельности практического психолога определяется роль, место и специфика использования им средств искусства. <...> Особое <...>
Артпсихопедагогика_специфика_использования_средств_искусств_в_деятельности_практического_психолога.pdf
ББК 88.4(72)
З63
УДК 159.9(072)
Р е ц е н з е н т ы:
Чиркова Т.И. – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии
Нижегородского государственного педагогического университета
Кочнева Е. М. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального
развития Волжского государственного инженерно-педагогического университета
Зинина С.М. Артпсихопедагогика: специфика использования средств искусства в деятельности
практического психолога [Текст ] учебно-методическое пособие / С. М. Зинина; Нижегород. гос.
архит.-строит. ун-т.- Н.Новгород: ННГАСУ, 2011.-с.ISBN
В учебно-методическом пособии находят отражение теоретические, методические и прикладные
вопросы артпсихопедагогики как специфического научно-практического направления
практической психологии. Изобразительная деятельность, рукоделие, элементы кукольного тетра,
волшебная сказка рассматриваются как методы эффективного воздействия на личность и средства
профессиональной деятельности психолога образования. Пособие содержит обзор теоретических
проблем психологии искусства, результаты психолого-педагогических исследований в области
артпсихопедагогики, методические разработки по применению средств искусства практическим
психологом.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся по направлениям
«Психология» и «Психология образования», а также практическим психологам и педагогампсихологам
образовательных учреждений.
ББК 88.4(72)
ISBN
Зинина С. М., 2011
ННГАСУ, 2011
2
Стр.2
207. Шутова Н.В. Музыка как средство активизации учебной деятельности:
Монография. Н. Новгород: НГПУ, 2000.
208.
209.
210.
211.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Эльконинова Л.И. О предметности детской игры / Вестн. Моск. Ун-та.
Сер.14. Психология, 2000. №2.
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей
дет.сада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под. ред.
А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.
212.
213.
214.
215.
Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник/ Пер. с англ.-СПб.:
Университетская книга, 1997.
Якобсон С.Г. Программа «Радуга» // Психологическая наука и образование.
1996. №3.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. –
М., 1984.
Якобсон С.Г. Ценности и критерии моей профессиональной деятельности
были определены Алексеем Николаевичем Леонтьевым / Психология в
вузе. 2003. №1-2, С.28-40.
216.
Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного
как метод регуляции поведения дошкольников. // Вопр. психол.
1997. №3. С.3-11.
217.
Яничев П.И. Психологические интерпретации некоторых функций
народных сказок //Журнал практического психолога.1998.№5.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..........…..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТПСИХОПЕДАГОГИКИ
189
Стр.189
1. 1.Проблема своеобразия воздействия искусства на личность в свете психологии
искусства ………………………………………………………………………………….. .8
1. 2. Психологические основания функций и роли искусства в жизнедеятельности
человека………………………………………………………………………………..… .21
1. 3. Роль и место средств искусства в профессиональной деятельности практического
психолога…………………………………………………………………………………....33
1. 4. Артпсихопедагогика как особое научно-практическое направление в деятельности
практического психолога ……………………………………………………………...48
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АРТПСИХОПЕДАГОГИКИ
2.1.Особенности применения изобразительной деятельности и её средств в работе
практического психолога………………………………………………......................……60
2.2.Прикладное искусство и рукоделие в работе детского практического психолога
…………………………………………………………………………………………….….77
2.3. Специфика и условия оптимального использования классических волшебных
сказок в деятельности детского практического психолога……………………….……...82
2.4. Профилактическая программа психолого-педагогических занятий с детьми на
основе классических волшебных сказок ………………………………………….….......93
2.5. Экспериментальные исследования эффективности психолого-педагогических
занятий с использованием сказок……………………………………………………...…134
3. ПРИЛОЖЕНИЕ
3. 1. Учебная программа по дисциплине «Артпсихопедагогика»………………….......148
3.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы по дисциплине «Артпсихопедагогика»………………………………………………………………………………….…….154
3.3.
Хрестоматия…………………………………………….…………………...…….….160
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………….…...174
Зинина Снежана Михайловна
190
Стр.190