Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Методика исследований в социальной работе (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМорозов А. В.
АвторыСавельев И. Л.
ИздательствоКГТУ
Страниц182
ID229647
АннотацияУчебное пособие имеет целью ознакомление студентов с целями и задачами, программой, основными элементами и методами научных исследований. Рассмотрены основные приемы и способы проведения самостоятельных социальных исследований с применением эмпирических методов сбора первичной информации. Изложены основы методологии, методики и техники исследования в социальной работе, технология написания научной работы. Особое внимание уделено методике работы с источниками информации, особенностям подготовки научных работ.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов специальности «Социальная работа» всех форм обучения.
ISBN978-5-7882-0387-4
УДК316(075.8)
ББК60.5я7
Морозов, А. В. Методика исследований в социальной работе : учеб. пособие / И. Л. Савельев; А. В. Морозов .— Казань : КГТУ, 2006 .— 182 с. — 180 с. — ISBN 978-5-7882-0387-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/229647 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ М ЕТО ДИКА И ССЛ ЕДОВАН ИЙ В СО ЦИАЛ ЬНО Й РАБ ОТ Е УЧЕБ НОЕ П ОСОБ ИЕ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Казань 2006 УДК 316 (075.8) ББК 60.5я7 М 80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного технологического университета М 80 Морозов А.В., Савельев И.Л. <...> Рассмотрены основные приемы и способы проведения самостоятельных социальных исследований с применением эмпирических методов сбора первичной информации. <...> Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» всех форм обучения. <...> Одним из основных требований к профессиональной квалификации социального работника является исследовательская культура. <...> Среди необходимых практическому социальному работнику знаний и умений особое значение имеют следующие: знание основных принципов построения программы социального исследования; знание основных методов получения первичных данных: анкетного опроса, интервью, изучения документов, наблюдения, эксперимента; умение составить простейшую анкету в соответствии со стандартными требованиями; умение сформировать выборку; умение использовать основные методы анализа первичной социальной информации. <...> В связи с этим учебные планы вузов, осуществляющих подготовку социальных работников, предусматривают выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. <...> Несмотря на то, что специальность «социальная работа» появилась в 1991 г. до настоящего времени ни одного комплексного учебного пособия для социальных работников по данной дисциплине так и не издано. <...> По мнению специалистов, социальная работа принадлежит к числу общественных наук, имеющих ярко выраженный интегративный характер. <...> В связи с этим цель <...>
Методика_исследований_в_социальной_работе._Учебное_пособие.pdf
А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» А.В. МОРОЗОВ, И.Л. САВЕЛЬЕВ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Рекомендовано объединением вузов Учебно-методическим России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» Казань 2006
Стр.2
УДК 316 (075.8) ББК 60.5я7 М 80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного технологического университета М 80 Морозов А.В., Савельев И.Л. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие. – Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2006. – 180 с. ISBN 978-5-7882-0387-4 Учебное пособие имеет целью ознакомление студентов с целями и задачами, программой, основными элементами и методами научных исследований. Рассмотрены основные приемы и способы проведения самостоятельных социальных исследований с применением эмпирических методов сбора первичной информации. Изложены основы методологии, методики и техники исследования в социальной работе, технология написания научной работы. Особое внимание уделено методике работы с источниками информации, особенностям подготовки научных работ. Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» всех форм обучения. Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии. Научный редактор: канд. эконом. наук, доц. А.В. Морозов Рецензенты: канд. ист. наук, доц. В.Ф. Телишев канд. ист. наук, доц. С.Н. Красильников ISBN 978-5-7882-0387-4 © А.В.Морозов, 2006
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................ 7 РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ........................................................... 12 1.1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ................................................ 12 1.2. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ............................................................................... 16 1.2.1. Понятие науки............................................................................................................... 16 1.2.2. Мотивация научной деятельности............................................................................... 19 1.2.3. Классификация наук..................................................................................................... 22 1.3. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.................. 25 1.4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ, ЕГО ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ......................................................................................................... 29 1.5. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК НАУКИ.......................................................................................................................................... 36 1.6. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЙ................................................ 50 1.7. ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................................. 57 1.8. ЭТАПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................ 59 1.9. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.................................................................. 64 1.9.1. Понятие метода и методология научных исследований ............................................. 64 1.9.2. Философские и общенаучные методы научного исследования.................................. 66 1.9.3. Частные и специальные методы научного исследования........................................... 72 1.10. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ................ 79 1.10.1. Выбор темы научного исследования......................................................................... 79 1.10.2. Сбор научной информации........................................................................................ 81 1.10.3. Изучение источников и литературы........................................................................... 82 1.11. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ И КОМПОЗИЦИЯ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ............................. 93 1.11.1. Особенности научного стиля ..................................................................................... 93 1.11.2. Композиция научного письменного текста .............................................................. 104 1.12. ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................... 105 РАЗДЕЛ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ............................................................... 109 2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ...................................................................................................................... 109 2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ.................................................................................................. 110 2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................. 111 2.4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ............................................................................ 113 2.4.1. Формулировка проблемы, объекта и предмета исследования................................ 115 2.4.2. Определение цели и задач исследования................................................................ 115 2.4.3. Логический анализ основных понятий....................................................................... 116 2.4.4. Формулировка гипотез исследования ....................................................................... 118 2.4.5. Измерение в социологическом исследовании.......................................................... 118 2.4.6. Формирование инструментария исследования ........................................................ 121 2.4.7. Отличительные черты опроса методом стандартизованного интервью................. 124
Стр.4
2.4.8. Формирование выборочной совокупности социологического исследования......... 125 2.4.9. Обработка и анализ полученной информации ......................................................... 127 2.5. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ..................................................................... 129 2.5.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 129 2.5.2. Подготовка наблюдателей......................................................................................... 130 2.5.3. Проведение наблюдения ........................................................................................... 131 2.5.4. Контроль наблюдения................................................................................................ 132 2.5.5. Анализ данных наблюдения ...................................................................................... 132 2.6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА................................................................. 132 2.6.1. Понятие эксперимента в социологии ........................................................................ 132 2.6.2. Классификация социологических экспериментов..................................................... 134 2.6.3. Выравнивание условий эксперимента ...................................................................... 135 2.6.4. Программа и инструментарий эксперимента............................................................ 138 2.7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФОКУС-ГРУПП..................................................................... 140 2.7.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 140 2.7.2. Определение числа и размера фокус-групп ............................................................. 141 2.7.3. Рекрутирование участников фокус-группы ............................................................... 141 2.7.4. Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) ......................................... 141 2.7.5. Проведение фокус-группы......................................................................................... 142 2.7.6. Анализ данных фокус-групп....................................................................................... 142 2.8. МЕТОДИКА БИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ..................................................... 143 2.8.1. Подготовка методологического раздела программы исследования ....................... 144 2.8.2. Используемый инструментарий................................................................................. 144 2.8.3. Формирование выборочной совокупности ................................................................ 145 2.8.4. Анализ результатов исследования............................................................................ 146 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 148 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .......................................................................................... 150 Основная литература ............................................................................................................ 150 Дополнительная литература................................................................................................. 153 ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................... 157
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ