Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога (220,00 руб.)

0   0
Первый авторНикитина Елена Александровна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц141
ID218936
АннотацияВ монографии рассматриваются проблемы подготовки будущего педагога в вузе, раскрывается понятие «мобильность» как важное качество, способствующее повышению профессиональной активности, проявлению индивидуальности и предупреждению эмоционального выгорания. Книга адресована всем, кто уже связан с решением проблем образования, обучения, воспитания подрастающего поколения, или только будет педагогом, кого волнуют вопросы профессионального самопроявления: ученым, педагогам всех типов образовательных учреждений, преподавателям и студентам вузов, магистрантам и аспирантам.
УДК378
ББК74.58
Никитина, Е. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога / Е. А. Никитина .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 141 с. — URL: https://rucont.ru/efd/218936 (дата обращения: 29.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О.А. ЛАПИНА, Е.А. НИКИТИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА Монография Иркутск 2012 УДК 378 ББК 74.58 П78 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ВСГАО Е.Л. <...> Профессиональная мобильность как интегративное качество педагога [Текст] : монография / О.А. Лапина, Е.А. Никитина. <...> ISBN 978-5-88267-346-7 В монографии рассматриваются проблемы подготовки будущего педагога в вузе, раскрывается понятие «мобильность» как важное качество, способствующее повышению профессиональной активности, проявлению индивидуальности и предупреждению эмоционального выгорания. <...> В связи с этим в современной высшей педагогической школе все большее признание получают концепции, в которых приоритеты отводятся целостному становлению и развитию личности будущего учителя, формированию готовности быть мобильным в профессиональной деятельности за счет перевода из состояния исполнителей в состояние активно действующих субъектов. <...> Качество решения поставленных перед системой высшего образования стратегических и тактических задач во многом зависит от готовности будущего специалиста изменяться в быстро меняющемся мире, обладать способностями перестраивать сами жизненные ситуации. <...> Поэтому профессиональное становление будущего специалиста, его включенность в активный процесс самосовершенствования является одной из актуальных проблем в условиях двухуровнего образования. <...> В последние годы профессиональная мобильность становится предметом самостоятельного исследования в социологии. <...> В частности, в работах С.А. Макеева [Б2], Ф.У. Мухаметлатыпова [Б3], И.В. Удаловой [Б7], вышедших в конце 1980-х – начале 1990-х годов, предпринята попытка концептуализировать понятия «трудовая мобильность», «социально-профессиональная деятельность», «профессиональная мобильность <...>
Педагогические_условия_формирования_профессиональной_мобильности_будущего_педагога.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» О.А. ЛАПИНА, Е.А. НИКИТИНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА Монография Иркутск 2012
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 П78 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ВСГАО Е.Л. Федотова; кандидат педагогических наук, доцент, начальник Управления профессионального образования Министерства образования Иркутской области Е.С. Крыжановская П78 Лапина О.А., Никитина Е.А. Профессиональная мобильность как интегративное качество педагога [Текст] : монография / О.А. Лапина, Е.А. Никитина.– Иркутск : ИГЛУ, 2012. – 141 с. ISBN 978-5-88267-346-7 В монографии рассматриваются проблемы подготовки будущего педагога в вузе, раскрывается понятие «мобильность» как важное качество, способствующее повышению профессиональной активности, проявлению индивидуальности и предупреждению эмоционального выгорания. Книга адресована всем, кто уже связан с решением проблем образования, обучения, воспитания подрастающего поколения, или только будет педагогом, кого волнуют вопросы профессионального самопроявления: ученым, педагогам всех типов образовательных учреждений, преподавателям и студентам вузов, магистрантам и аспирантам. УДК 378 ББК 74.58 ISBN 978-5-88267-346-7 ©Лапина О.А., Никитина Е.А., 2012 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2012 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Технический прогресс и технологические нововведения, социологическая эволюция и другие факторы изменили ситуацию на рынке труда. Потребности работодателя в профессионале с высшим образованием и ожидания специалиста часто не совпадают. При этом безработица среди выпускников высших учебных заведений в одних сферах не всегда компенсируется нехваткой в других, что свидетельствует о неготовности выпускников переориентироваться на другие профессии, найти свое место и адаптироваться к новым условиям. Высшее образование остается востребованным в обществе, но ориентация на подготовку специалиста сегодня уже недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности, способной гибко реагировать на постоянно меняющиеся условия, отличающейся предприимчивостью, мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности в профессиональной деятельности. В связи с этим в современной высшей педагогической школе все большее признание получают концепции, в которых приоритеты отводятся целостному становлению и развитию личности будущего учителя, формированию готовности быть мобильным в профессиональной деятельности за счет перевода из состояния исполнителей в состояние активно действующих субъектов. Качество решения поставленных перед системой высшего образования стратегических и тактических задач во многом зависит от готовности будущего специалиста изменяться в быстро меняющемся мире, обладать способностями перестраивать сами жизненные ситуации. Поэтому профессиональное становление будущего специалиста, его включенность в активный процесс самосовершенствования является одной из актуальных проблем в условиях двухуровнего образования. Проблема субъектной активности как основы профессиональной мобильности стала предметом внимания сравнительно недавно, хотя значительный вклад в развитие представлений о субъектной активности внесли Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.К.Осницкий, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и другие, отмечая в качестве движущей силы осознание своей индивидуальной неповторимости. Результаты данных исследований выступают основанием для совершенствования процесса подготовки мобильного учителя. 3
Стр.3
Отдельные вопросы, связанные с проявлениями личности студентов в учебной деятельности, исследовались в психолого-педагогической литературе. Так, изучению проблем профессионального самоопределения и самореализации посвящены работы О.А. Абдуллиной, П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, С.И. Вершинина, А.Я. Журкиной, А.С.Косоговой, Л.Н.Куликовой, А.М. Реана, В.А.Сластенина, А.П. Тряпицыной, Е.Л.Федотовой, Н.В. Чекалевой, В.Д. Шадрикова и др. В последние годы профессиональная мобильность становится предметом самостоятельного исследования в социологии. В частности, в работах С.А. Макеева [Б2], Ф.У. Мухаметлатыпова [Б3], И.В. Удаловой [Б7], вышедших в конце 1980-х – начале 1990-х годов, предпринята попытка концептуализировать понятия «трудовая мобильность», «социально-профессиональная деятельность», «профессиональная мобильность», что послужило отправной точкой в нашем исследовании. В педагогике социально-профессиональную мобильность изучала М. А. Пазюкова [Б4], воспитательную мобильность рассматривал Н.М. Таланчук [Б6], мобильность в обучении упоминается в работах Г.И. Щукиной [Б8]. Подчеркивая основательность и высокий уровень всех этих исследований, отметим, что в них рассматриваются лишь отдельные аспекты субъективной активности личности, без учета многообразия сторон и проявлений мобильности. Таким образом, осознание недостаточной теоретической разработанности проблемы профессиональной мобильности, отсутствие единого терминологического аппарата может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения. Поэтому в данной книге предпринята попытка всестороннего анализа сущности профессиональной мобильности и предложена модель подготовки мобильного педагога. 4
Стр.4
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ............. 5 1.1. Основные подходы к интерпретации ключевых категорий исследования 6 1.2. Профессиональная мобильность будущего педагога как педагогический феномен ................................................................................................................... 40 1.3. Сущность готовности будущего педагога к профессиональной мобильности, критерии и показатели ................................................................ 67 Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ........................................................ 87 2.1. Содержание и организация процесса формирования мобильности будущего педагога .................................................................................................. 87 2.2. Возможности спецкурса в расширения представлений о профессиональной мобильности педагога ........................................................ 100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................... 120 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК .................................................................... 121 140
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ