№ 2 (15)
Философия социальных коммуникаций
Научно-теоретический журнал
Издается с февраля 2006 года
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и
кандидата наук по экономическим, философским, юридическим и социологическим наукам
(решение Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России от 19.02.2010 № 6/6)
Учредители: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Новый институт социальных коммуникаций» (г. Москва)
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Волгоградский институт экономики, социологии и права»
(г. Волгоград)
Главный редактор: В. А. Юсупов, доктор юридических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н. Г. Багдасарьян, доктор философских наук, профессор (г. Москва),
А. Н. Вырщиков, доктор педагогических наук, профессор (г. Волгоград),
О. В. Иншаков, доктор экономических наук, профессор (г. Волгоград),
Т. С. Караченцева, доктор философии (г. Иерусалим),
В. И. Кирьянов, доктор социологических наук, профессор (г. Волгоград),
Р. Л. Лившиц, доктор философских наук, профессор (г. Комсомольск-на-Амуре),
Ю. Н. Старилов, доктор юридических наук, профессор (г. Воронеж),
Г. С. Табатадзе, доктор философских наук, профессор, зам. главного редактора (г. Волгоград).
За содержание и достоверность материалов статей редакция ответственности не несет.
Мнения авторов могут не совпадать с точкой зрения редакции.
Адреса учредителей: 127411 г. Москва, ул. Учинская, 7,
Новый институт социальных коммуникаций;
400011 г. Волгоград, проспект Университетский, 64,
Волгоградский институт экономики, социологии и права.
Адрес редакции: 400011 г. Волгоград, проспект Университетский, 64,
издательство Волгоградского института экономики, социологии и права.
Тел.: (8442) 46-68-42
E-mail: izdviesp@mail.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС77-21300 от 8 июня 2005 года.
ISSN 2072-2435
© НОУ ВПО «Новый институт социальных коммуникаций», 2011
© НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права», 2011
2011
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ .......................................... 6
Кафарова О. Е.
Основные теоретические проблемы современного тайм-менеджмента ....................................... 6
Мушкетова Н. С.
Элементы и условия функционирования маркетинговой макросреды рынка образовательных
услуг вузов ..........................................................................................................................................17
РАЗДЕЛ 2
КОНЦЕПЦИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА................................................... 27
Гулиев Ф. Ф.
Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения ..........................27
Колесова Н. А.
Специфика административных правонарушений, рассматриваемых арбитражными судами .....38
Луговец В. Я.
Обязательное страхование профессиональной ответственности ................................................50
Мамедов А. А.
Административно-правовое обеспечение государственного управления экономики .................61
РАЗДЕЛ 3
ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ЧЕЛОВЕКА ............................................................ 69
Данакари Р. А., Лившиц В. Л.
«Человек этнический»: актуальность полипарадигмального исследования ...............................69
Забродина Т. И.
Мотивационные механизмы развития и реализации творческого потенциала личности ............82
Ивановская О. В.
Вера как экзистенциальное основание целостности личности ...................................................93
Макаренкова Н. Ю.
Состояние наркомании среди несовершеннолетних в Волгограде и Волгоградской области... 106
Остапенко А. В.
Римские граждане и рабы – два «полюса» древнеримского общества в аспекте сравнительной
правосубъектности ............................................................................................................................ 115
РАЗДЕЛ 4
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОЗНАНИЯ................ 119
Альхимович И. Н., Найденов Н. Д.
Социально-экономические аспекты проблем малых предприятий в трансформировании
институциональной среды хозяйствования........................................................................................ 119
Дасаева Д. Р.
Товар как источник формирования конкурентных преимуществ предприятия
на потребительском рынке................................................................................................................. 128
Дьякова Е. Б.
Финансовый механизм бюджетного регулирования: теория и методология ............................ 136
Полянских Е. А.
Теоретические основы кластерного подхода в развитии экономики региона ........................... 147
РАЗДЕЛ 5
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 157
Мальцева Т. В., Сомов А. В.
Психологические аспекты профессионального становления будущих специалистов
и руководителей в системе МВД России ........................................................................................... 157
Шерер И. Н.
Динамика молодежного рынка труда Волгоградской области.................................................. 168
Шилкина Н. Е.
Ориентация в ситуации других действующих лиц как проблема социального взаимодействия
и социальной коммуникации ............................................................................................................. 177
ОБ АВТОРАХ .................................................................................................................................................................. 189
Стр.2
CONTENTS
SECTION 1
METHODOLOGY OF SOCIAL COMMUNICATIONS RESEARCH.................................................................... 6
Kafarova O. E.
The Main Theoretical Problems of Modern Time Management .........................................................6
Mushketova N. S.
Elements and Conditions of Functioning of Marketing Macroenvironment of Higher Education Service
Market ........................................................................................................................................... 17
SECTION 2
THE CONCEPT OF POLITICAL-LEGAL DEVELOPMENT IN SOCIETY.................................................... 27
Guliev F. F.
Criminological Description of Crimes in the Field of Taxation ........................................................ 27
Kolesova N. A.
Specificity of Administrative Offenses Considered by Arbitration Courts ........................................ 38
Lugovets V. Y.
Obligatory Insurance of Professional Liability ............................................................................... 50
Mamedov A. A.
Administrative and Legal Support for State Management of Economy............................................. 61
SECTION 3
LEGAL AND MORAL IMPERATIVES OF PERSON ............................................................................................ 69
Danakari R. A., Livshits V. L.
«Man Ethnic»: the Relevance of Poliparadigm Research................................................................. 69
Zabrodina T. I.
Motivational Mechanisms for the Development and Realization of Creative Potential of Individuals
................................................................................................................................................. 82
Ivanovskaya O. V.
Faith as Existential Foundation of Integrity of Personality .............................................................. 93
Makarenkova N. Y.
State of Drug Use among Juveniles in Volgograd and the Volgograd Region ................................. 106
Ostapenko А. V.
Roman Citizens and Slaves: Two Poles of the Society of Ancient Rome in the Aspect of Comparative
Legal Personality ................................................................................................................................. 115
SECTION 4
ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY: NEW GUIDELINES OF COGNITION............................ 119
Alkhimovich I. N., Naidenov N. D.
Socio-Economic Aspects of Small Enterprises Problems in Transforming the Institutional Environment
of Management ........................................................................................................................... 119
Dasaeva D. R.
Commodity as a Source for the Formation of Competitive Advantages of Enterprises in the Consumer
Market ................................................................................................................................................ 128
Dyakova E. B.
Financial Mechanism of Budget Management: Theory and Methodology ...................................... 136
Polyanskikh E. A.
Theoretical Basis of Cluster Approach in the Development of Regional Economy.......................... 147
SECTION 5
SOCIAL-PHILOSOPHICAL PROBLEMS OF THE MODERN SOCIETY DEVELOPMENT ............... 157
Maltseva T. V., Somov A. V.
Psychological Aspects of Professional Formation of Future Professionals and Leaders in the Russian
Interior Ministry .................................................................................................................................. 157
Scherer I. N.
Dynamics of Youth Labor Market of the Volgograd Region.......................................................... 168
Shilkina N. E.
Understanding of Situation of Other Actors as a Problem of Social Interaction and Social Communication
......................................................................................................................................... 177
THE AUTHORS’ DATA................................................................................................................................................ 192
Стр.3
INHALTSVERZEICHNIS
ÁBSCHNITT 1
DIE UNTERSUCHUNGSMETHODOLOGIE DER SOZIALEN KOMMUNIKATIONEN ............................ 6
Kafarowa O. J.
Die theoretischen Hauptprobleme des modernen Zeit-Managements..................................................6
Muschketowa N. S.
Die Elemente und die Bedingungen des Funktionierens der Vermarktungsmakroumgebung des Marktes
der Ausbildungsdienstleistungen der Hochschulen .............................................................................. 17
ÁBSCHNITT 2
DAS KONZEPT DER RECHTSPOLITISCHEN ENTWICKLUNG DER GESELLSCHAFT..................... 27
Gulijew F. F.
Die kriminologische Charakteristik der Verbrechen in der Sphäre der Besteuerung .......................... 27
trachtet werden .................................................................................................................................... 38
Lugowez W. J.
Die Pflichtversicherung der professionellen Verantwortung ............................................................ 50
Mamedow A. A.
Die Verwaltungsrechtliche Versorgung der staatlichen Verwaltung der Wirtschaft ........................... 61
Kolessowa N. A.
Die Besonderheit der administrativen Rechtsverletzungen, die von den Schiedsgerichten beÁBSCHNITT
3
RECHTLICHE UND SITTLICHE IMPERATIVE DES MENSCHEN ............................................................... 69
Danakari R. A., Liwschiz W. L.
«Der Mensch ethnisch»: die Aktualität der polyparadigmatischen Forschung ................................... 69
Sabrodina T. I.
Die motiwazionnyje Mechanismen der Entwicklung und der Realisierung des schöpferischen Potentials
der Persönlichkeit ............................................................................................................................. 82
Iwanowskaja O. W.
Der Glaube wie die existentiale Gründung der Ganzheit der Persönlichkeit ...................................... 93
Makarenkowa N. J.
Der Zustand der Rauschgiftsucht unter den Minderjährigen in Wolgograd und Gebiet Wolgograd......... 106
Ostapenko A. W.
Die römischen Bürger und die Sklaven - zwei "Pole" der altrömischen Gesellschaft im Aspekt vergleichend
Rechtswissenschaft .................................................................................................................... 115
ÁBSCHNITT 4
WIRTSCHAFLICHE ENTWICKLUNG DER GESELLSCHAFT: NEUE ORIENTIERUNGEN DER ERKENNTNIS
..................................................................................................................................................................................... 119
Alchimowitsch I. N., Najdenow N. D.
Die Sozial-ökonomischen Aspekte der Probleme der Kleinunternehmen in der Transbildung der institutionellen
Umgebung der Wirtschaftsführung....................................................................................... 119
Dassajewa D. R.
Die Ware wie die Quelle der Bildung der Konkurrenzvorteile des Unternehmens auf dem Konsummarkt
.................................................................................................................................................. 128
Djakowa E. B.
Der Finanzmechanismus der Haushalts-Regulierung: die Theorie und die Methodologie ................ 136
Pоljanski J. A.
Die theoretischen Grundlagen des Herangehens in der Entwicklung der Wirtschaft der Region ....... 147
ÁBSCHNITT 5
DIE SOZIAL-PHILOSOPHISCHE PROBLEME DER ENTWICKLUNG DER MODERNEN
GESELLSCHAFT.......................................................................................................................................................................... 157
Malzewa Т. W., Somow A. W.
Die psychologischen Aspekte des professionellen Entstehens der zukünftigen Fachkräfte und der
Leiter im System des Innenministeriums Russlands ............................................................................... 157
Scherer I. N.
Die Dynamik des Jugendarbeitsmarktes Gebiets Wolgograd ......................................................... 168
Schilkina N. J.
Die Orientierung in der Situation anderer handelnder Personen wie das Problem der sozialen Wechselwirkung
und der sozialen Kommunikation ........................................................................................ 177
ÜBER AUTOREN............................................................................................................................................................ 195
Стр.4
CONTENU
PREMERE PARTIE
LA METHODOLOGIE DES RECHERCHES DES COMMUNICATIONS SOCIALES .......................... 6
Kafarova O. Е.
Les problèmes théoriques principaux du Time-management modern .................................................6
Mouchketova N. S.
Les éléments et les conditions du fonctionnement du macromilieu de marketing du marché des services
d’instruction des écoles supérieures ................................................................................................ 17
DEUXIEME PARTIE
LA CONCEPTION D’UN DEVELOPPEMENT DE ET DE POLITIQUE DE LA SOCIETE ................ 27
Gouliev F. F.
La caractéristique criminologique des crimes dans la sphère de l’imposition .................................... 27
Kolesova N. A.
La spécificité des délits administratifs examinés par les tribunaux d’arbitrage .................................. 38
Lougovets V. Y.
L’assurance obligatoire de la responsabilité professionnelle ............................................................ 50
Mamedov A. A.
La garantie juridique administrative de l’administration d’État de l’économie .................................. 61
personnalité........................................................................................................................................... 82
Ivanovskaya O. V.
La foi comme la raison existentialiste de l’intégrité de la personnalité ............................................. 93
Makarenkova N. Y.
L’état de la toxicomanie parmi les adolescents а Volgograd et а la région de Volgograd ................. 106
Ostapenko A. V.
Les citoyens romains et les esclaves: deux pôles de la société de l’ancienne Rome dans l’aspect de la
capacité juridique comparative ............................................................................................................. 115
TROISIEME PARTIE
LES IMPERATIFS DE DROIT ET DE MORALE DE L’HOMME.................................................... 69
Danakari R. A., Livchits V. L.
«La personne ethnique»: l’actualité des etudes polyparadiguemales................................................. 69
Zabrodina T. I.
Les mécanismes de la motivation du développement et de la réalisation du potentiel créateur de la
QUATRIEME PARTIE
LE DEVELOPPEMENT ECONOMIQUE DE LA SOCIETE: NOUVEAUX POINTS DE REPERE DE LA
CONNAISSANCE ......................................................................................................................................................................... 119
Al’khimovitch I. N., Najdenov N. D.
Les aspects socio-économiques des problèmes des petites entreprises dans la transformation du milieu
institutionnel de la gestion .................................................................................................................... 119
Dasaeva D. R.
La marchandise comme la source de la formation des avantages concurrentiels de l’entreprise sur le
marché de consummation ..................................................................................................................... 128
D’yakova E. B.
Le mécanisme financier du réglage budgétaire: la théorie et la méthodologie ................................. 136
Polyanskykh E. A.
Les bases théoriques de l’approche des clusters dans le développement de l’économie de la region........ 147
CINQUIEME PARTIE
LES PROBLÈMES SOCIAUX ET PHILOSOPHIQUES DU DÉVELOPPEMENT DE LA SOCIÉTÉ
MODERNE ..................................................................................................................................................................................... 157
Mal’tseva T. V., Somov А. V.
Les aspects psychologiques du devenir professionnel des futurs spécialistes et les chefs dans le système
du Ministère des Affaires intérieures de la Russie .......................................................................... 157
Cherer I. N.
Le dynamisme du marché de jeunesse du travail de région de Volgograd ....................................... 168
Chilkina N. E.
L’orientation dans la situation des autres personnages comme le problème de la coopération sociale et
de la communication sociale ................................................................................................................. 177
DES AUTEURS ................................................................................................................................................................ 198
Стр.5