Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635836)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ключевые компетенции безработных: точка пересечения (на примере Иркутской области) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБольшедворская Марина Владимировна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц163
ID214782
АннотацияМонография посвящена характеристике безработицы в современной России и регионе – Иркутской области. Выявлены ключевые компетенции безработных, необходимые для социальной и профессиональной адаптации, предложенные работодателями и безработными. Предназначается специалистам в области социологии, профессионального обучения, аспирантам, магистрантам.
ISBN978-5-88267-353-5
ББК60.53
Большедворская, М. В. Ключевые компетенции безработных: точка пересечения (на примере Иркутской области) / М. В. Большедворская .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 163 с. — ISBN 978-5-88267-353-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/214782 (дата обращения: 15.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ: ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (на примере Иркутской области) Монография Иркутск 2012 ББК 60.53 Б 79 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: кандидат философских наук, профессор Н.М. Струк кандидат социологических наука, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВосточноСибирского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Н.В. Грицких Автор: кандидат социологических наук М.В. Большедворская Ключевые компетенции безработных: точка пересечения (на примере Иркутской области): монография / М.В. Большедворская. <...> ISBN Монография посвящена характеристике безработицы в современной России и регионе – Иркутской области. <...> Выявлены ключевые компетенции безработных, необходимые для социальной и профессиональной адаптации, предложенные работодателями и безработными. <...> © М.В. Большедворская, 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 4 ГЛАВА 1. <...> ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗРАБОТНЫХ 6 <...> Переход в новое общество сопровождается проблемой занятости населения, рядом социальных явлений: сокращение рабочих мест, рост безработицы; сокращение молодых кадров на производстве; отток высоко квалифицированных работников в другие сферы деятельности, не требующие высокой квалификации; снижение уровня компетентности работников; сокращение молодых работников на производстве и другие. <...> Гидденс подчеркивал, что кризисный характер безработицы обусловлен последствиями: потерей статуса, ролевым напряжением, сужением круга общения, снижением доходов, отсутствием структурированности времени. <...> систематизировать исследования безработицы как кризисного соци- ального явления; <...> Опрошено 38 работодателей Иркутской области и 50 слушателей курсов переподготовки. <...> Социальное явление «безработица», на наш взгляд <...>
Ключевые_компетенции_безработных_точка_пересечения_(на_примере_Иркутской_области).pdf
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ: ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ (на примере Иркутской области) Монография Иркутск 2012
Стр.1
ББК 60.53 Б 79 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: кандидат философских наук, профессор Н.М. Струк кандидат социологических наука, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВосточноСибирского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Н.В. Грицких Автор: кандидат социологических наук М.В. Большедворская Ключевые компетенции безработных: точка пересечения (на примере Иркутской области): монография / М.В. Большедворская. – Иркутск: ИГЛУ, 2012. – 163 с. ISBN Монография посвящена характеристике безработицы в современной России и регионе – Иркутской области. Выявлены ключевые компетенции безработных, необходимые для социальной и профессиональной адаптации, предложенные работодателями и безработными. Предназначается специалистам в области социологии, профессионального обучения, аспирантам, магистрантам. © М.В. Большедворская, 2011 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2011 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗРАБОТНЫХ 1.1. Современные и традиционные социологические теории 1.2. Безработица как личностно-профессиональный кризис человека 1.3. Характеристика компетентности и ключевых компетенций 4 6 6 18 37 ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1. Характеристика безработицы в Иркутской области 2.2. Виды ключевых компетенций безработных Иркутской области Заключение Библиографический список Приложения 51 51 80 112 114 119 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Двадцать лет Россия находится в состоянии трансформирующегося общества. Переход в новое общество сопровождается проблемой занятости населения, рядом социальных явлений: сокращение рабочих мест, рост безработицы; сокращение молодых кадров на производстве; отток высоко квалифицированных работников в другие сферы деятельности, не требующие высокой квалификации; снижение уровня компетентности работников; сокращение молодых работников на производстве и другие. Исследованием проблемы безработицы занимались как российские (М.Г. Гильдингерш, Н.С. Глуханюк, А.И. Колобкова, А.А. Перечкина, З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян, М.А. Гуревич, Т.Ю. Родиловская, А.Н. Демин, И.П. Попова, П.М. Ельчанинова, С.А. Карташов, С.Л. Дановский, Л.Г. Миляева, О.И. Маркелова, Н.П. Подольская и др.), так и зарубежные социологи (П. Айзенберг, П. Лазарфельд, Л. Пельцман, Лавье, С.Картли, Дж. Фрайер, Д. Фельдман, М. Аргайл, Дж. Виткин, В. Франкл и др.). Их исследования подтвердили кризисный характер безработицы. Концепция травматических перемен П. Штомпка позволила рассмотреть проблему безработицы как травмирующее событие, т.к. оно всеохватывающее, внезапное, обесценивает привычные социальные действия. В работах А.А. Богданова (Малиновского), Ю.В. Яковец, Ю.М. Осипова кризис трактуется как переход, предпосылка дальнейшего развития, открытие новых возможностей, а не как катастрофа. Э. Гидденс подчеркивал, что кризисный характер безработицы обусловлен последствиями: потерей статуса, ролевым напряжением, сужением круга общения, снижением доходов, отсутствием структурированности времени. Одним из выходов из кризисной ситуации является повышение имеющейся квалификации, получение новой квалификации, формирование и развитие ключевых компетенций. Ключевые компетенции носят универсальный, надпрофессиональный характер, являются составляющей личности независимо от профессиональной деятельности. 4
Стр.4
Цель исследования – определение ключевых компетенций безработных, необходимых для социальной и профессиональной успешности. Задачи исследования:  систематизировать исследования безработицы как кризисного социального явления;  определить группы безработных, нуждающихся в переподготовке и развитии ключевых компетенций;  выявить ключевые компетенции безработных, необходимых для устройства на работу с точки зрения работодателей и безработных. Методологическую основу исследования составили системный подход, синергетический, деятельностно-активистский, компетентностный. Социологические исследования проводились в 2011 году с помощью методов анкетирования, интервьюирования в группах и индивидуально. Опрошено 38 работодателей Иркутской области и 50 слушателей курсов переподготовки. Теоретические положения и эмпирические исследования могут быть использованы в консультативной практике. 5
Стр.5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗРАБОТНЫХ 1.1. Современные и традиционные социологические теории Современная социология является наукой полипарадигмальной. Деятельность и научные изыскания социологов в рамках различных теоретикометодологических подходов получили отражение в многочисленных парадигмах и теориях, ряд которых заслуживает особого внимания. В 70-е – 80-е годы ХХ столетия ряд ученых естественных и социальных наук высказали мнение о том, что изменения в мире столь радикальны, что не могут быть объяснены с помощью классических теорий, ориентированных на доминирование внешних причин как источника изменения и линейности развития общества. Мир изменяется не только под воздействием внешних причин, но и является самоорганизующейся системой. Сформировалось два новых направления: синергетика (Г. Хакен, И. Пригожин, А.Н. Колмагоров и др.) и постструктурализм (М. Фуко, Ж. Деррида, У. Бек). Синергетика (от греч. synergos – совместно действующий) изучает совместное действие внешних причин и внутренней самоорганизации социальных явлений, предметом синергетики выступают самоорганизующиеся структуры, возникающие из хаоса. Синергетику можно назвать обобщающей наукой, изучающей законы самоорганизации сложных систем. К ним относятся не только природные объекты, но и общество. Синергетика является междисциплинарной наукой и берет свое начало из естественных наук: физики, химии, биологии. Синергетические модели каждая наука понимает по-своему и изучает нелинейные динамические системы, хаос, катастрофы, бифуркации, солитоны, волны и т.д. Современное общество, в том числе и российское, претерпевает радикальные изменения, которые сопровождаются случайностями, плюрализмом, непредсказуемостью. Классические социологические теории в большинстве изучали рав6
Стр.6
новесные, устойчивые структуры, а динамика обосновывалась прямолинейной причинностью. Синергетика придерживается иных взглядов на мироустройство. Мир устроен не рационально. Историческое развитие цивилизации связано со случайностями, альтернативами и многовариантно. Хаос не означает отсутствие порядка (как принято считать в классических теориях), хаос может играть не только разрушительную роль, но и созидательную, переводя систему на более высокий уровень развития. Социальное явление «безработица», на наш взгляд, можно рассматривать как хаос, т.к. безработица вносит ряд дезорганизующих функций в общество. Снижается благосостояние народа, растет преступность, повышается заболеваемость, учащаются случаи суицида. Поэтому высокий уровень безработицы на уровне государства, общества можно рассматривать как переходный момент к принятию действенных мер. Например, реорганизовывать промышленность, развивать новые отрасли экономики, оказывать социальную поддержку безработным и т.д. В свою очередь, само явление также будет самоорганизовываться и искать выходы из ситуации. Такой пример самоорганизации мы может наблюдать в нашей стране. На современном этапе государство не в состоянии снизить уровень безработицы, сами безработные самостоятельно находят выходы из критической ситуации: занимаются частным предпринимательством, сетевым маркетингом, работают по гражданско-правовому договору у мелких торговцев, частных предпринимателей, находят сезонную и временную работу. Другой путь выхода из критической ситуации – алкоголизм, снижение своих потребностей, принятие ситуации. Компетентность безработного в момент выбора жизненного пути можно рассматривать как шанс, который может сыграть решающую роль в выборе пути. Синергетический подход отвергает допустимость насильственного навязывания системе, находящейся в бифуркационной точке, выбор извне. Внешнее воздействие возможно лишь в форме поддержки или сдерживания активных тенденций самой системы. Следовательно, проблема безработицы – государственная проблема. Государство решает ее экономическими способами, но на уровне 7
Стр.7
индивида: работать или не работать, как, где и кем работать решает сам индивид, общество и государство только предоставляет возможности. В частности, организованное профессиональное переобучение может помочь найти адекватный выход из ситуации, но выбор остается за человеком. Согласно синергетическому подходу развитие общества является чередой бифуркационных процессов. Динамика открытых неравновесных систем по И. Пригожину [49] [50] происходит следующим образом: система развивается и в определенный момент достигает точки бифуркации, причинно-следственное описание становится непригодным; флуктуация вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшее развитие системы; выбор нового пути развития системы случаен. Флуктуации вблизи равновесного состояния системы не играют решающей роли, но в неравновесной системе главная роль принадлежит флуктуациям, именно флуктуация отвечает за выбор пути. Одна из основных идей теории И. Пригожина – будущее человечества, любой из подсистем общества, человека не определено заранее. Траектория движения любой системы, в том числе и социальной, в особой точке разветвления – точке бифуркации – разделяется на ветви. Система может двигаться дальше только по одной из выбранных ее ветвей. Обычно наблюдается не единственная точка бифуркации, а целая последовательность. Выбор пути дальнейшего развития зависит от многих составляющих (флуктуаций), не последнюю роль играет и выбор индивида, как в судьбе всего общества, так и при решении собственного будущего. Современной российское общество переживает череду бифуркационных выборов, год за годом. Об этом свидетельствует экономическая нестабильность, рост безработицы, рост инфляции, неуверенность в будущем у большинства граждан страны. Точка бифуркации, точка нестабильности способствует рождению выдающихся личностей, способных выбирать новые пути, начинать; это не время для тех индивидов, которые продолжают, совершенствуют, развивают. Вдали от точки бифуркации действия одного индивида не могут изменить кардинально ситуацию, т.к. многое объективно предопределено. 8
Стр.8
На уровне индивида потеря работы является точкой бифуркации, выбора нового профессионального направления, возможно и социального. Второе направление современных социологических исследований – постструктурализм. Немецкий ученый У. Бек [6] [7] разработал теорию общества риска. По мнению социолога, современное общество еще не перешло к постмодерну, а является обществом риска, которое сохраняет черты модерна. Риски модерна вошли в противоречие с ценностями индустриального общества. Например, технический прогресс, высокие технологии высвободили часть рабочей силы, что привело к росту безработицы. Образование, в свою очередь, не спланировало переподготовку, повышение уровня квалификации работников для их дальнейшей адаптации в профессии. Риски становятся уделом низших слоев населения, малоимущих, это имеет отношение и к менее развитым странам мира. С другой стороны, подчеркивает социолог, увеличивается свобода индивидов от общественных структур, люди все чаще осознанно подходят к общественным отношениям. Появляются новые тенденции в мышлении и поведении людей: если раньше они были больше обеспокоены своим благосостоянием, то теперь – рисками. Сама общественная система производит не только риски, но и рефлексивное мышление агентов. Людей беспокоит агрессивное отношение к природе, они начинают самостоятельно собирать информацию о рисках и их последствиях, перестают доверять официальным структурам, самостоятельно находят выходы из критических ситуаций. Переходное общество от модерна к постмодерну характеризуется наличием не только рисков, но и рефлексивных способностей, позволяющих минимизировать риски. Компетентность как интегративная характеристика личности, основанная на рефлексивных способностях, позволяет не только осознавать риски, но и принимать действенные меры для их ослабления и устранения. Итак, современное российское общество – общество риска, характеризующееся избытком опасностей, неопределенностью будущего, расслоением общества на очень богатых и очень бедных, практическим отсутствием среднего класса, ростом безработицы. В то же время в российском обществе наблюдает9
Стр.9
ся рост ответственности граждан за свое будущее, будущее своих детей, инициативность в достижении своих целей, увеличении числа учебных заведений всех уровней, в которых люди получают образование или проходят переобучение, повышают квалификацию. Перечисленными фактами россияне пытаются минимизировать риски, используя рефлексивные способности, освобождаются от влияния общественных структур, созидают не только себя, но и общество, в котором живут. Ряд социологов постмодернистского направления утверждают, что социальные явления рубежа ХХ - ХХI веков невозможно объяснить с помощью теорий модерна. Постмодернистские теории – теории, имеющие свой инструментарий, не отвергающие идей синергетики и постструктурализма (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Дж. Ритцер, С.А. Кравченко и др.). З. Бауман [3] [4] поставил цель обосновать социологию постмодернизма. Социолог определяет постмодернизм как состояние ментальности, отличное от ментальности модерна:     разнообразие культур; постоянные изменения в обществе; доминирование средств массовой информации; реальность представлена символами. Ментальность является краткосрочным явлением. З. Бауман демонстрирует это на примере трудовой деятельности, подчеркивая, что молодому человеку со средним образованием за всю трудовую деятельность придется сменить несколько рабочих мест. Это свидетельствует о том, что будут преобладать краткосрочные контракты, от работника потребуется гибкость, регулярное пополнение своих знаний и умений. Рассматривая российское общество с точки зрения теории З. Баумана, мы уже наблюдаем признаки «краткосрочной ментальности». Россия отличается разнообразием культур, как национальных, так и субкульур; стремительными, непрекращающимися изменениями во всех сферах социальной жизни. Средства массовой информации формируют человеческое сознание, определяют мировоззрение; созданная реальность посредством рекламы является реальностью 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ