Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. Н. Г. Чернышевского
.
В. Н. Димитриева
Миф и литература:
духовно-нравственный поиск
Учебное пособие
Чита
ЗабГГПУ
2011
Стр.2
УДК 82–343 (075.3)
ББК Ш 401я73
Печатается по решению Методического совета
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
С. Е. Старостина, канд. пед. наук., проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Научный редактор:
Т. В. Воронченко, д-р. филол. наук, профессор, директор НИИ ИФМК ЗабГГПУ
Рецензенты:
Т. В. Бернюкевич, канд. филос. наук, доцент, профессор кафедры философии,
теории и истории культуры Забайкальского государственного университета
О. С. Наумова, канд пед. наук, доцент кафедры педагогики ЗабГГПУ
Димитриева В. Н.
Миф и литература: духовно-нравственный поиск: учеб. пособие
для студентов бакалавриата и магистратуры по направлениям Филология,
Педагогическое образование (профиль «Филологическое образование») /
В. Н. Димитриева; Забайкал. гос.гум-пед. ун-т. – Чита, 2011. – 142 с.
ISBN 978-5-85158-769-6
В учебном пособии представлены основные научные подходы к
мифу и мифологическому сознанию, рассмотрены ведущие школы изучения
мифа и наследования его свойств литературой, раскрыто понятие
«мифологические архетипы», дан обзор различных типов литературного
мифотворчества от античности до современности. Теоретический материал
сопровожден заданиями и вопросами, позволяющими преподавателю
и самим студентам контролировать качество освоения курса, а также дидактическими
материалами для самостоятельной работы, направленной на
формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Работа
с учебным пособием призвана способствовать становлению личности учащихся
через раскрытие духовно-нравственных смыслов в литературных
произведениях, насыщенных мифологическими архетипами.
УДК 82–343 (075.3)
ББК Ш 401я73
ISBN 978-5-85158-769-6
© ЗабГГПУ, 2011
Стр.3
СОДеРжаНие
ПРеДиСЛОВие ........................................................................................... 5
РаЗДеЛ 1. ПОНЯТие О МиФОЛОГиЧеСКОМ СОЗНаНии
и МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПаХ. ДУХОВНОНРаВСТВеННОе
ЗНаЧеНие МиФОЛОГиЧеСКиХ
аРХеТиПОВ ДЛЯ ЧеЛОВеКа ................................................................ 8
Тема 1. Содержательно-хронологический и структурнопсихологический
подходы к определению мифа .................................... 8
Тема 2. Формирование в науке и искусстве подхода к мифу
как типу сознания ........................................................................................ 12
Тема 3. Ритуалистическое направление анализа мифосознания
и его проявлений в литературе .................................................................. 16
Тема 4. Психоаналитическое направление исследования
мифологического сознания и форм его литературной реализации ... 18
Тема 5. Символическое направление изучения мифосознания
и его связи с литературой ........................................................................... 24
Тема 6. Структурно-семиотическое направление анализа
мифологического сознания и его влияния на литературу ................... 25
Тема 7. Вклад российских учёных-разработчиков исторической
поэтики в изучение связи мифа и литературы ...................................... 28
Тема 8. Сходство мифологического и художественного типов
сознания ......................................................................................................... 34
Тема 9. Возможности и границы реализации мифологического
сознания в литературе ................................................................................. 39
Тема 10. источники и значение терминов «мифологический реализм»,
«магический реализм», «мифореставрация» ......................................... 45
Тема 11. Сравнительная характеристика мифологических
и христианских архетипов. Мифологические архетипы
в литературе как отражение процесса духовно-нравственного
становления человека ................................................................................. 49
РаЗДеЛ 2. ДУХОВНО-НРаВСТВеННЫе аСПеКТЫ
РеаЛиЗаЦии МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПОВ
В ЛиТеРаТУРаХ ЗаПаДНОЙ еВРОПЫ и аМеРиКи .................... 57
Тема 1. Отражение представлений о жизненном предназначении
человека в античной литературе – преемнице мифологии ................. 57
3
Стр.4
Тема 2. Полярность духовно-нравственного сознания писателей
Средних веков и Возрождения – результат воздействия мифологии и
христианства на литературу ...................................................................... 59
Тема 3. Мифологические архетипы в литературе XVII−XVIII вв.:
проблема выбора умственного или сердечного типов бытия ............. 63
Тема 4. Мифосознание романтических писателей XIX в.: откровения
духа как средство постижения истины .................................................... 66
Тема 5. Роль мифопоэтики реалистических писателей XIX века в
воссоздании жизни человеческой души ................................................... 75
Тема 6. Возрождение интереса к мифу в условиях кризиса
духовной культуры рубежа XIX–XX веков (литература декаданса и
неоромантизма) ............................................................................................ 79
Тема 7. Мифологические уроки целостности и полноты бытия в
литературе рубежа XIX–XX вв. (реализм и близкие к нему авторы) 88
Тема 8. Мифопоэтическое осмысление абсурдности и бездуховности
бытия в литературе ХХ века (модернизм, авангард, антиутопия,
научная фантастика, постмодернизм и близкие к нему авторы) ....... 91
Тема 9. Миф как основа духовно-нравственного существования
человека ХХ века (реалистическая литература, этнические
литературы, магический реализм, литература фэнтези) ..................... 98
РаЗДеЛ 3. ПРаКТиКа ДУХОВНО-НРаВСТВеННОЙ
иНТеРПРеТаЦии МиФОЛОГиЧеСКиХ аРХеТиПОВ
В ЛиТеРаТУРНЫХ ПРОиЗВеДеНиЯХ ............................................. 109
Тема 1. анализ мифологических архетипов в поэтических
произведениях на основе символистских концепций
мифосознания .............................................................................................. 109
Тема 2. Применение психоаналитического подхода ............................ 110
к интерпретации мифологических архетипов в прозе ....................... 110
Тема 3. анализ мифологических архетипов в литературных
произведениях на основе методологии исторической поэтики .......... 112
Тема 4. Структурно-семиотический подход к прочтению
литературных произведений с мифологическими архетипами,
восходящими к традиционным ритуалам ............................................. 113
СиСТеМа ОЦеНКи ОСВОеНиЯ ПРеДМеТа ................................ 115
ТеРМиНОЛОГиЧеСКиЙ МиНиМУМ .............................................. 117
ЗаДаНие ДЛЯ иТОГОВОЙ ПиСьМеННОЙ РабОТЫ ................. 119
бибЛиОГРаФиЧеСКиЙ СПиСОК ..................................................... 125
ПРеДМеТНЫЙ УКаЗаТеЛь ................................................................. 134
иМеННОЙ УКаЗаТеЛь ......................................................................... 137
4
Стр.5
ПРеДиСЛОВие
Дисциплина «Миф и литература: духовно-нравственный поиск», изучающаяся
в качестве элективного курса студентами бакалаврами и магистрами
направлений «Филология», «Педагогическое образование» (профиль
«Филологическое образование»), призвана способствовать формированию
у студентов-филологов профессионально-предметных и общекультурных
компетенций.
В области профессионально-предметной подготовки курс нацелен на
расширение у студентов представления о таких существенных литературоведческих
категориях, как традиция и новаторство. Проблема соотношения
традиции и новаторства в художественной литературе рассматривается в
аспекте обращения авторов, представляющих различные исторические эпохи
и национальные литературы, к мифологическим архетипам – устойчивым
типам героев, сюжетным мотивам и мировоззренческим моделям, которые
присущи мифологическому сознанию. В основу курса положена концепция
мифологических (литературно-мифологических) архетипов, разработанная
отечественным литературоведом Е. М. Мелетинским. Теоретической базой
курса служат также работы представителей ритуалистической, символистской,
психоаналитической, структуралистской и семиотической школ исследования
мифа и его связи с литературой, в частности – труды Дж. Фрэзера,
К. Г. Юнга, Дж. Кэмпбелла, М. Элиадэ, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева, К. ЛевиСтросса,
Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова и др.
Концептуальное значение в данном курсе имеет принцип историзма,
опирающийся на идею генезиса наиболее распространённых типов героев,
проникновение сюжетных мотивов и схем из мифа в литературу, с учётом
их заимствования и трансформации в конкретных художественных методах
и литературных направлениях, жанрах и жанровых разновидностях.
В связи с этим приоритетное место среди различных подходов к решению
проблемы «миф и литература» отдано исторической поэтике, разработанной
авторитетными российскими фольклористами и литературоведами
А. Н. Веселовским, В. М. Жирмунским, В. Я. Проппом, О. М. Фрейденберг,
М. М. Бахтиным, Е. М. Мелетинским.
Важную роль в концепции курса играет связь понятий «мифологические
архетипы» и «мифологизм художественного сознания», позволяющая
интегрировать филологическое образование с эстетикой, психологией, философией,
культурологией. Интегрированный подход к изучению проблемы
«миф и литература» обосновывается комплексным характером исследований
феномена мифа в современной науке, на основании чего теоретическую
базу курса составили также работы Л. С. Выготского, П. А. Флоренского,
5
Стр.6
Я. Э. Голосовкера, Э. Кассирера, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля, Э. Фромма,
Х. Ортега-и-Гассета, Й. Хёйзинги, Г. Башляра, К. Хюбнера, Ж. Дерриды,
Ж. Батая, А. Швейцера и др.
Применение антропологического подхода к литературному образованию
способствует формированию общекультурных компетенций в процессе
освоения курса. Названный подход согласуется с давно и прочно утвердившейся
в литературоведении мыслью о том, что главная функция литературы
состоит в человековедении. Подобно древнему мифологическому человеку,
пытавшемуся войти в отношения гармонии со всем, что его окружало, воссоздававшему
мир образно и целостно в своём сознании, а затем воспроизводившему
это видение мира в мифах, писатели в литературных произведениях
передают своё понимание человеческой природы и места человека в
мире в виде целостной художественной вселенной. Другими словами, явившись
преемницей мифологии, художественная литература восприняла от
неё не только образно-обобщённый характер отражения действительности,
но и, что значительно важнее, интерес к духовно-нравственным вопросам.
Заметим, что нравственность больше обращена к социально-историческому,
земному и временному измерениям жизни человечества, в то время как духовность
подразумевает высшую деятельность души, ее устремлённость к
Абсолюту, простирающемуся за пределы пространства и времени человеческой
цивилизации. Нравственное и духовное тесно взаимосвязаны: нравственность
является внешней формой проявления духовности; в свою очередь,
духовное внутренне, сокровенно обуславливает нравственность.
Цель настоящего учебного пособия видится в том, чтобы на материале
литературы Западной Европы и Америки показать, как в словесном искусстве
благодаря наследованию им свойств мифологического сознания, в частности
– мифологических архетипов, совершается поиск вечных, жизненно
важных духовно-нравственных ценностей – истины, добра, красоты, гармонии,
счастья, свободы и других.
Пособие включает в себя три больших раздела: 1) теоретикометодологический,
в котором представлен материал, необходимый для
того, чтобы разобраться в научных концепциях связи литературы с мифом;
2) историко-литературный, посвященный духовно-нравственному поиску в
литературе разных эпох с учетом преемственности литературы по отношению
к мифу; 3) практический, предусматривающий практику по духовнонравственной
интерпретации мифологических образов и мотивов в конкретных
литературных текстах.
Все разделы состоят из сравнительно небольших тем. Каждая тема содержит
материал для чтения, а также контрольные задания и вопросы, работа
над которыми должна повысить качество усвоения прочитанного ма6
Стр.7
териала и подтолкнуть студентов к самостоятельным размышлениям над
духовно-нравственным смыслом литературных произведений, насыщенных
мифологическими архетипами.
В завершающей части пособия перечислены формы работы, входящие
в рейтинговую оценку освоения дисциплины «Миф и литература: духовнонравственный
поиск»; дано задание для итоговой письменной работы; предложен
список терминов, которые необходимо освоить в процессе изучении
курса; помещены предметный и именной указатели, призванные облегчить
работу с пособием и обеспечить успешную подготовку к собеседованию в
конце семестра.
7
Стр.8