С. Д. Тарских
ДОШКОЛЬНАЯ
ТИФЛОПЕДАГОГИКА
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. <...> С. Д. Тарских
ДОШКОЛЬНАЯ
ТИФЛОПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Чита 2008
УДК 371.911 (075.3)
ББК Ч 433Я73
Я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. <...> Большое внимание уделяется особенностям зрительной
нагрузки и коррекционно-развивающей работе при зрительной патологии у детей с
нарушением зрения. <...> В данном пособии освещаются теоретические аспекты дошкольной
тифлопедагогики, раскрываются вопросы анатомии, физиологии и патологии органа зрения, особенности коррекционно-развивающей и лечебновосстановительной работы в ДОУ для детей с амблиопией и косоглазием,
а также большое внимание уделяется зрительной нагрузке детей с разной
степенью понижения зрения и методическим приемам развития зрительного восприятия детей данной категории детей. <...> Тифлопедагогика основывается на принципах гуманистического воспитания и на
общедидактических принципах обучения, с учетом своеобразия развития
детей и взрослых с нарушением функций зрительного анализатора. <...> В зависимости от степени нарушения зрения выделяют слепых и
слабовидящих. <...> Слепые (незрячие) − катерия лиц с нарушением зрения, у которых
полностью отсутствуют зрительные ощущуеия, имеется светоощущуение
или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также у этой категории относятся лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10−15º) с остротой зрения до 0,08. <...> При этом по степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной
(тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются
зрительное восприятие, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет,
цвет, контуры предметов. <...> Слабовидящими являются лица с нарушением зрения, имеющих
остроту зрения <...>
Дошкольная_тифлопедагогика.pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н.Г. Чернышевского
С. Д. Тарских
ДОШКОЛЬНАЯ
ТИФЛОПЕДАГОГИКА
Учебное пособие
Чита 2008
Стр.2
УДК 371.911 (075.3)
ББК Ч 433Я73
Я 73
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического
университета им. Н.г. Чернышевского
Ответственный за выпуск М.В. Константинов, профессор, доктор ист.
наук, проректор по научной работе ЗабГГПУ
Рецензенты: Е.А. Шкатова, кандидат педагогических наук, доцент;
В.Н. Стромилов, начальник отдела реабилитационной работы;
Т.Н. Морозова, кандидат биологических наук, доцент.
Я 73 Тарских С.Д.
Дошкольная тифлопедагогика: учебное пособие / Забайкал. гос. гум. пед. ун-т. –
Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2008 – 48 с.
ISBN 978-58158-464-X
В пособии освещаются теоретические аспекты дошкольной тифлопедагогики,
раскрываются вопросы анатомии, физиологии и патологии органа зрения. Рассмотрены
основные зрительные функции в лечебно-восстановительной работе в ДОУ для детей с
амблиопией и косоглазием. Большое внимание уделяется особенностям зрительной
нагрузки и коррекционно-развивающей работе при зрительной патологии у детей с
нарушением зрения. Представлены рекомендации по развитию зрительного восприятия
детей данной категории.
Пособие рекомендовано студентам педагогических учебных заведений, обучающимся
по направлению «Специальная дошкольная педагогика и психология», педагогам-дефектологам
и практическим работникам.
УДК 371.911 (075.3)
ББК Ч 433Я73
ISBN 978-58158-464-X
© Тарских С.Д., 2008
ЗабГГПУ, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................................................................. 5
Предмет и задачи тифлопедагогики, связь с другими науками .............. 6
Исторические предпосылки становления детской тифлопедагогики ... 7
Строение и развитие в онтогенезе зрительного анализатора ................ 10
Основные зрительные функции и их нарушения .................................... 16
Дети с амблиопией и косоглазием ............................................................... 27
Методические приемы развития зрительного восприятия у детей с
нарушением зрения ......................................................................................... 30
Зрительная работоспособность детей с разной степенью нарушения
зрения ................................................................................................................. 36
Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с
амблиопией и косоглазием ............................................................................ 39
Словарь специальных терминов и понятий .............................................. 41
Используемая литература ............................................................................. 43
Контрольное тестирование ........................................................................... 46
3
Стр.5