Участие чистых законоустанавливающих наук
(логики, этики и эстетики) в обосновании педагогики · · · · · 319
III. <...> Вспомогательные науки педагогики
и научная подготовка педагога · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 375
ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПАУЛЯ НАТОРПА
Пауль Наторп (1854–1924) является одним из столпов марбургской
школы неокантианства — цитадели «чистой философии» в Германии
конца XIX — начала XX вв. <...> 7
ВИ ТАЛИ Й К УРЕННО Й
Неокантианство как определенное направление сошло с философской
сцены в период между двумя мировыми войнами, однако неокантианский
проект философии продолжает сохранять свою «парадигмальную» значимость в области профессиональной философии. <...> Покровителем Наторпа становится Герман Коген, находившийся в дружеских
отношениях с его отцом. <...> 9
ВИ ТАЛИ Й К УРЕННО Й
должна изложить, а также она должна его объяснить, выясняя его причины и — через познание этих причин — включая частное в некую объемлющую взаимосвязь». <...> Его статья «Кант и марбургская школа», помещенная в настоящем издании, представляет собой лапидарную кодификацию подхода марбургской школы неокантианства в его наиболее зрелой
форме. <...> Трансцендентальный метод марбургской школы включает в себя два
главных элемента. <...> 6
Именно через призму науки (и прежде всего науки естественной) марбургское неокантианство и смотрит на окружающий нас мир. <...> Однако любой такого рода «научный факт» требует со стороны философии обоснования своих условий возможности, а любая научная теория — обоснования своей общезначимости,
что и образует второй элемент неокантианского метода трансцендентального или критического обоснования. <...> Свою задачу неокантианцы видят шире — речь идет о трансцендентальном обосновании всех фактов человеческого опыта, а не только определенных научных теорий. <...> 10
ФИЛ О СО ФИЯ И П Е Д А ГОГИ К А П А УЛ Я Н А ТОР П А
хом Риккертом и другими мыслителями, марбургская школа прежде всего
известна своими работами в области <...>
Сборник_статей_по_философии,_логике,_теории_культуры.pdf
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4 Гем)
Н 33
СОСТАВИТЕЛИ СЕРИИ:
В. В. Анашвили,
А. Л. Погорельский
НАУЧНЫЙ СОВЕТ:
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин
А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
СОСТАВИТЕЛЬ ТОМА
В. А. Куренной
Н 33
Пауль Наторп. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский
дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская
библиотека Александра Погорельского») — 384 с.
ISBN 5–91129–046–4
© Издательский дом
«Территория будущего», 2006
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Виталий Куренной. Философия и педагогика Пауля Наторпа · · · · · · 7
Философия и психология · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 25
Философская пропедевтика. Общее введение в философию
и основные начала логики, этики и психологии · · · · · · · · · · 55
Предисловие к русскому переводу · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 57
I. Общее введение в философию · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 58
Понятие, метод и разделение философии · · · · · · · · · · · · · · · 58
II. Основные начала логики ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
А. Главнейшие учения о понятии, суждении,
умозаключении и доказательстве
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 67
· 67
В. Основные положения теории познания · · · · · · · · · · · · · · 77
III. Основные начала этики · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 85
А. Чистая этика
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 85
В. Конкретная этика · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 89
Приложение. Задача эстетики и философии религии · · · · · · · 101
IV. Начальные основы психологии ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 105
Кант и марбургская школа · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 119
Культура народа и культура личности. Шесть лекций
·
Предисловие ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 145
· 147
Социальная педагогика Песталоцци · · · · · · · · · · · · · · · · · · 151
Домашнее и школьное воспитание как фундамент
культуры народа · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 175
Воспитание детей послешкольного возраста · · · · · · · · · · · 198
Стр.3
Работа над образованием взрослых в интеллектуальном
и техническом отношении · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 222
Работа над образованием взрослых в нравственном,
эстетическом и религиозном отношении · · · · · · · · · · · · · · 244
О свободе и личности · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 270
Философия как основа педагогики ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 295
Густав Шпет. Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 297
Введение ·
· 302
I. Философия как целое — основа педагогики · · · · · · · · · · · 308
II. Участие чистых законоустанавливающих наук
(логики, этики и эстетики) в обосновании педагогики · · · · · 319
III. Участие психологии в обосновании педагогики · · · · · · · 334
IV. Построение педагогической системы · · · · · · · · · · · · · · · 348
V. Вспомогательные науки педагогики
и научная подготовка педагога
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 375
Стр.4