Проблема смысла как основная задача философии · · · · <...> Проблема смысла жизни в философии спиритуализма
·
·
iv. <...> Проблема смысла жизни в философии оптимизма
и пессимизма (Лейбниц и Шопенгауэр) ·
·
·
·
vi. <...> Проблема смысла в учении религиозно-философского
трансцендентизма (Булгаков, Бердяев) · · · · · ·
·
·
ix. <...> Оправдание жизни в философии религиознофилософского трансцендентизма (Вл. <...> становится все более известен, как один из ведущих исследователей в области
проблем педагогики, в 1913-м выходит его монография «Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой». <...> В 1920-м в Москве выходит третье издание «Очерка педагогической психологии…», вызвавшее положительную реакцию в среде
либеральных педагогов, — на тот момент еще продолжают издаваться несколько педагогических журналов, альтернативных официозу. <...> , характеризуя «Очерк педагогической психологии…» как одну из лучших
отечественных книг по общей педагогике¹⁰. <...> Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. <...> Кроме того, учение Канта могло противостоять притязаниям материалистических течений,
¹⁶ Из неопубликованной анонимной рецензии на текст лекции проф. <...> Надо сказать, что социально-политический оптимизм неокантианства, а также вера в неуклонность исторического прогресса и неисчерпаемость «запасов» идеальных ценностей в свете трагических
событий первой половины // века несколько «скомпрометировали» данное направление и заметно охладили к нему интерес. <...> Значимость исторического события при этом зависела от степени его соотнесенности с миром идеальных ценностей. <...> Eine Studie zum Problem der Methode absoluter Rationalismus
(Hegel). <...> Степун отчасти сблизился с позициями
религиозно-философского направления, — о состоявшемся сближении свидетельствовало сотрудничество бывших противников в эмигрантском журнале «Новый град», издаваемом в Париже…
В то же время критика неокантианства велась не только с религиозно-философских позиций. <...> Стремление <...>
О_смысле_жизни._Труды_по_философии_ценности,_теории_образования_и_университетскому_вопросу._В_двух_томах._Том_1..pdf
ББК 63.3(2)47
Д40
Подготовка настоящего издания осуществлена при поддержке Фонда
Фольксваген (Ганновер, ) в рамках научного проекта «Личность–субъект–индивидуум.
Философские концепты „персональности“ в истории немецко-русских
культурных связей»
Die Herausgabe der vorliegenden Edition wurde durch die Volkswagenstiftung
(Hannover, Deutschland) im Rahmen des Forschungsprojekts «„Person“
und „Subjekt“ im deutsch-russischen Kulturtransfer. Untersuchungen zum
Begriffsfeld der „Personalität“ in interkultureller Perspektive» gefördert
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
-
В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин, А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
Д40
Р М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности,
теории образования и университетскому вопросу: Том 1 / Под ред.
Н. С. Плотникова и К. В. Фараджева — М.: Издательский дом «Территория
будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).
— 480 с.
isbn 5 – 91129 – 049 – 9
© Издательский дом «Территория будущего», 2008
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
К. В. Фараджев. Философия и жизнь
Моисея Рубинштейна · · · · · · · · · · · · · · · 6
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · 30
i. Введение · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 32
ii. Проблема смысла как основная задача философии ·
·
- 1
-- -
iii. Материалистическое оправдание жизни (Дюринг,
Лукреций) · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 55
iv. Проблема смысла жизни в философии оптимизма
и пессимизма (Лейбниц и Шопенгауэр) · · · · · · · · 75
v. Проблема смысла жизни в философии критицизма
(Кант) · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 0%3
vi. Проблема смысла жизни в философии
трансцендентального идеализма (Фихте) · · · · · · · 010
vii. Оправдание жизни в философии панлогизма (Гегель) · · 030
viii. Проблема смысла жизни в философии спиритуализма
(Лотце, Лопатин) · · · · · · · · · · · · · · · · 055
ix. Оправдание жизни в философии религиознофилософского
трансцендентизма (Вл. Соловьев) · · · · 067
x. Проблема смысла в учении религиозно-философского
трансцендентизма (Булгаков, Бердяев) · · · · · · · · 107
xi. Апология земной жизни в философии эстетического
героизма (Ницше) · · · · · · · · · · · · · · · · 120
xii. Проблема смысла жизни в философии творческой
эволюции (Бергсон) · · · · · · · · · · · · · · · 141
xiii. Идея жизни как высшая категория ·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 155
xiv. Положительный смысл и условия его утверждения · · · · 161
5
·
· 31
Стр.3
- 2
-
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · 176
i. Проблема «я» как исходный пункт философии · · · · · 177
ii. Подлинный психологизм и борьба с ним · · · · · · · 182
iii. Я как личность· · · · · · · · · · · · · · · · · · 2%2
iv. Проблема чужого я ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
v. Свобода личности как особый род причинности · · · · · 213
vi. О реальности внешнего мира ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 231
vii. В защиту антропоцентризма · · · · · · · · · · · · 245
viii. Проблема истины · · · · · · · · · · · · · · · · 261
ix. О понятии действительности ·
· 283
x. Человек как поворотный этап · · · · · · · · · · · · 300
xi. От механизма к телеологии, от материализма
к идеал-реализму · · · · · · · · · · · · · · · · · 307
xii. О творчестве сущности · · · · · · · · · · · · · · 325
xiii. На путях творческого процесса · · · · · · · · · · · 335
xiv. Творчество индивидуальности и индивидуальное
творчество ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 352
xv. Индивидуальное творчество в коллективе · · · · · · · 361
xvi. К апологии земной жизни · · · · · · · · · · · · · 372
xvii. О смерти и бессмертии · · · · · · · · · · · · · · 382
xviii. Проблема добра и зла ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
xix. Добро и зло в свете творчества сущности · · · · · · · 416
xx. К вопросу об абсолюте·
,
. . ·
· 207
· 40%
· 44%
xxi. К воспитанию человека · · · · · · · · · · · · · · 447
·
·
·
·
· 355
Стр.4