Автор книги предпринимает попытку переосмысления таких категорий политической философии, как гражданское
общество, цивилизация, политическое насилие, революция, национализм. <...> Смысл той почти тавтологической формулировки, которую я привел выше и с которой начинает политическая
философия, заключается именно в том, чтобы серьезно поставить
эти вопросы и не оставаться в плену фиктивных самоочевидностей³. <...> Это
может быть безвозмездный сбор подписей в пользу оппозиционного
кандидата, анонимное пожертвование на полагаемую нами благородной цель, участие в санкционированном митинге, даже если слаба надежда «достучаться» до власть имущих… Но и в первом, и во втором
случаях нравственное долженствование играет свою роль, хотя очевидно, что в большой политике радикальных перемен и в малой политике «корректировки рутины» его роли будут существенно различны. <...> \YZ`Z\] ^XbZ`Zde[\Xf hZbX[XhZZ
ция сообщила ему кажимость «естественного порядка вещей». <...> . Сказанное позволяет прояснить отличия политической философии от «смежных» с ней теоретических дисциплин, в первую очередь — моральной философии, философии политики и политической науки. <...> Исторически философствование о политике складывалось и существовало в виде отрасли моральной философии — как
приложение к вопросам государственного и правового устройства учений о нравственно должном, обычно восходящих к теологии. <...> С другой стороны, закат теорий онтологической морали привел
к поиску иных «сущностей», детерминирующих политику. <...> Она может делать это, только выявляя политическое происхожде⁹ Сказанное ярко иллюстрирует хабермасовская версия «дискурсивной этики»
и попытка создания на ее основе политической теории. <...> Политическая наука как наука, а не как общая рубрикация всякого возможного знания о политике, есть объективирующий и квантифицирующий подход к ней, который по сути дела усматривает
в ней только необходимость или, говоря кантовским языком, «причинность <...>
КРИТИКА_ПОЛИТИЧЕСКОЙ_ФИЛОСОФИИ.ИЗБРАННЫЕ_ЭССЕ.pdf
ББК 87.22
К20
:
В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский
- :
В. Л. Глазычев, Г. М. Дерлугьян, Л. Г. Ионин,
В. А. Куренной, Р. З. Хестанов
Учреждение Российской академии наук
Институт философии
К 20
К Б. Г.
Критика политической философии: Избранные эссе. М.: Издательский дом
«Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека
Александра Погорельского»). — 424 с.
В книге собраны статьи по актуальным вопросам политической теории,
которые находятся в центре дискуссий отечественных и зарубежных
философов и обществоведов. Автор книги предпринимает попытку переосмысления
таких категорий политической философии, как гражданское
общество, цивилизация, политическое насилие, революция, национализм.
В историко-философских статьях сборника исследуются генезис
и пути развития основных идейных течений современности, прежде
всего — либерализма. Особое место занимает цикл эссе, посвященных
теоретическим проблемам морали и моральному измерению политической
жизни.
Книга имеет полемический характер и предназначена всем, кто стремится
понять политику как нечто более возвышенное и трагическое, чем
пиар, политтехнологии и, по выражению Гарольда Лассвелла, определение
того, «кто получит что, когда и как».
isbn 978 – 5 – 91129 – 059 – 7
© Издательский дом «Территория будущего», 2010
Kapus in.indb 4
Kapustin.indbt
25.01.2010 20:04:42
25.01.2010 20:04:42
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 6
1.
Что такое «гражданское общество»? · · · · · · · · · · · · 16
Гражданское общество как улыбка Чеширского кота · · · 16
Гражданское общество как политико-социологическая
реальность · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 22
Гражданское общество как утопия · · · · · · · · · · · 27
К понятию политического насилия · · · · · · · · · · · · 32
Постановка проблемы · · · · · · · · · · · · · · 32
Политико-философские подходы к проблеме насилия · · 40
Политические смыслы «цивилизации» · · · · · · · · · · · 74
Два дискурса о «цивилизациях»
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
«Столкновение цивилизаций» и «межцивилизационный
диалог» как реальность
·
·
·
· 77
· 0%6
О предмете и употреблениях понятия «революция» · · · · · 007
Предварительные замечания · · · · · · · · · · · · 007
О блуждании метафоры «революция» (вместо рецензии)
· 011
Революция и Современность · · · · · · · · · · · · 018
Непредсказуемость революций и ее значение
для теории революции · · · · · · · · · · · · · · 03%
Революция как событие · · · · · · · · · · · · · · 038
2.
Законодательство истины, или Заметки о характерных
чертах отечественного дискурса о нации
и национализме ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ненасилие как политическая проблема
·
·
·
Ненасилие в политике: теоретические парадоксы
и их практическое разрешение ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 062
· 104
· 107
«Политика ненасилия» и революции 1989 – 1991 годов · · · 125
Заключение · · · · · · · · · · · · · · · · · · 142
Kapus in.indb 5
Kapustin.indbt
25.01.2010 20:04:42
25.01.2010 20:04:42
Стр.3
Либерализм и Просвещение · · · · · · · · · · · · · · · 145
Варианты связи либерализма и Просвещения:
современные подходы · · · · · · · · · · · · · · 147
Методологии исследования связи либерализма
и Просвещения · · · · · · · · · · · · · · · · · 166
Ключевые понятия описания связи либерализма
и Просвещения в их статике и исторической динамике
·
Вместо заключения: связь либерализма и Просвещения
в исторической динамике
·
·
·
·
3.
Мораль и политика · · · · · · · · · · · · · · · · · · · 236
Функции морали в «большой» и «малой политике» · · · · 240
Мораль с точки зрения участника политики
и с точки зрения ее зрителя · · · · · · · · · · · · 245
Насилие / ненасилие как ключевая проблема
политической морали · · · · · · · · · · · · · · 250
Подведем итоги · · · · · · · · · · · · · · · · · 254
Заметки об «общественной морали» (в связи со статьей
Р. Г. Апресяна «Понятие общественной морали»,
Вопросы философии, 1%%5, № 4) ·
·
·
·
·
·
·
·
Критика кантовской критики «права лгать»
как выявление границ моральной философии ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 256
· 27%
Проблема абсолютности моральных требований · · · · 27%
Об онтологии границ кантовской
практической философии
· 278
Вариант объяснения парадоксов эссе
о «мнимом праве лгать» · · · · · · · · · · · · · · 284
* * *
Кризис и революция. Беседа в редакции
«Русского журнала» ·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 3%3
Конец истории? · · · · · · · · · · · · · · · · · 3%3
Многообразие капитализмов · · · · · · · · · · · · 30%
Упущенные возможности · · · · · · · · · · · · · 302
Забудьте о философах-царях! · · · · · · · · · · · · 301
Исчерпание трансформирующих утопий · · · · · · · 310
·
·
·
·
·
·
·
·
· 226
· 2%%
Kapus in.indb 6
Kapustin.indbt
25.01.2010 20:04:42
25.01.2010 20:04:42
Стр.4