8
I
Заметки и воспоминания
о разных стихотворениях,
а также «Похвала поэзии» . <...> 246
В поисках взора: Италия на пути Блока . <...> Об одном глубинном мотиве
Анны Ахматовой . <...> Русская поэзия 30–40 годов как духовный опыт . <...> 444
«И почем у нас совесть и страх»
К юбилею Анны Ахматовой . <...> Самая ранняя из
них, «Похвала поэзии», написана в 1982 году, последняя –
в 2010. <...> Жанры этих сочинений очень разные – от традиционного
филологического исследования (о поэтике Ахматовой, о
влиянии Некрасова на русскую поэзию) до эссе, университетских и публичных лекций, бесед и некрологов. <...> Четвертая часть – из истории русской поэзии, или: русская поэзия XIX – XX веков в свете ее истории (Пушкин,
Некрасов, Хлебников, Ахматова, Пастернак). <...> Об этом пишет Елена Шварц:
Скорей свяжи сравнений цепью
Весь этот мир,
Не то растает, унесется
В глухой эфир. <...> С некоторых пор поэтический
взгляд стали отождествлять с взглядом ребенка: Рильке,
Хлебников, Пастернак, и не они одни, этому способствовали. <...> Были тяжелыми, как одеяло, слезами в горле, или
мелькающим столпом золотой пыли в груди, или «свистом тоски, которая не с меня началась», как сказал Пастернак. <...> Ю.Н.Тынянов говорит, что Пастернак – показательно
«детский поэт» – дает нам связь вещей, которой у нас до
того не было. <...> «Печальный», с его звучанием и смысловой жизнью, так тесно связано с именем Пушкина (как некоторые
мелодические обороты с именем Шопена или некоторые
колористические пристрастия с именем Рембрандта), что,
говоря о «творческой печали» (Ахматова) или «печаль
моя жирна» (Мандельштам), поздний поэт бросает на
свою строку отсвет пушкинианства. <...> Итак, память позволяет поэту стать больше, чем собой,
стать «моментальной личностью, создавшей эти строки»,
как сказал П. <...> Есть поэты противоположного склада, самый ясный
из них – Велимир Хлебников (второй мой любимый русский поэт, между прочим): их вдохновение, генерирующие
«идеи», «образы» с природной естественностью, кажется чудесно богатым. <...> Хлебниковского склада <...>
Собрание_сочинений._Том_3._Poetica.pdf
Ольга Седакова
....................................
СТИХИ
ПЕРЕВОДЫ
POETICA
MORALIA
Стр.2
Ольга Седакова
....................................
POETICA
*
*
*
Университет Дмитрия Пожарского
Москва 2010
Стр.3
УДК 821.161.1.
ББК 84 (2 Рос=Рус)6-4 + 84 (2 Рос=Рус)6-5
Подготовлено к печати и издано
по решению Ученого совета
Университета Дмитрия Пожарского
ISBN ?????????????????????
© Седакова О.А., 2010
© Райхштейн А.А., оформление, 2010
© Русский Фонд Содействия
Образованию и Науке, 2010.
Стр.4
...........................................................................................
Содержание
От автора . 8
I
Заметки и воспоминания
о разных стихотворениях,
а также «Похвала поэзии» . 13
II
Поэзия и антропология . 99
Поэзия и ее критик . 114
Поэзия за пределами стихотворства . 120
«В целомудренной бездне стиха».
О смысле поэтическом
и смысле доктринальном . 127
Немного о поэзии. О ее конце,
начале и продолжении . 141
Успех с человеческим лицом . 147
Кому мы больше верим:
поэту или прозаику? . 158
III
Стихотворный язык:
семантическая вертикаль слова . 169
Вокализм стиха . 177
Звук . 194
Четырехстрофный амфибрахий
или «Чудо» Бориса Пастернака
в русской поэтической традиции . 206
. 5 .
Стр.5
............................................................................................
IV
Ольга Седакова . Poetica
Поэзия, разум и мудрость:
мысль Александра Пушкина . 227
Наследство Некрасова в русской поэзии . 246
В поисках взора: Италия на пути Блока . 277
Контуры Хлебникова . 290
Шкатулка с зеркалом.
Об одном глубинном мотиве
Анны Ахматовой . 322
«Вакансия поэта»:
к поэтологии Пастернака . 349
V
Три вариации на тему: «Посещение»
1. Притча и русский роман . 363
2. «Неудавшаяся епифания»:
два христианских романа,
«Идиот» и «Доктор Живаго» . 376
3. Маленький шедевр:
«Случай на станции Кочетовка» . 394
Lux aeterna. Заметки об И.А.Бунине . 409
VI
«Узел жизни, в котором мы узнаны».
Русская поэзия 30–40 годов как духовный опыт . 419
Непродолженные начала русской поэзии . 429
О Николае Заболоцком . 437
Анна Баркова . 444
«И почем у нас совесть и страх»
К юбилею Анны Ахматовой . 454
«Звезда нищеты».
Арсений Александрович Тарковский . 460
. 6 .
Стр.6
............................................................................................
VII
Содержание
Кончина Бродского . 477
Иосиф Бродский: воля к форме . 490
Русская поэзия после Бродского.
Вступление к «Стэнфордским лекциям» . 504
Леонид Аронзон: поэт кульминации . 515
Возвращение тепла.
Памяти Виктора Кривулина . 529
Слово Александра Величанского . 541
Тон. Памяти Владимира Лапина . 552
Айги: отъезд . 558
L’antica fiamma. Елена Шварц . 567
Алфавитный указатель . 580
. 7 .
Стр.7
............................................................................................
Ольга Седакова . Poetica
От автора
В этот том включены работы, непосредственную тему которых
составляют поэзия, поэтика, поэты. Самая ранняя из
них, «Похвала поэзии», написана в 1982 году, последняя –
в 2010.
Вообще говоря, все, что я пишу в прозе, так или иначе посвящено
поэзии, даже если это «Письма о Рембрандте»
или «Словарь церковнославянских паронимов». Выбор
из всего, что написано, и расположение выбранного – всегда
мучительная для меня задача. Поэтому прежде всего я
благодарю Анну Шмаину-Великанову и Маргариту Криммель:
без их помощи я не справилась бы с составлением
этого тома.
Жанры этих сочинений очень разные – от традиционного
филологического исследования (о поэтике Ахматовой, о
влиянии Некрасова на русскую поэзию) до эссе, университетских
и публичных лекций, бесед и некрологов. Некоторые
из этих текстов были опубликованы на иностранных
языках прежде, чем по-русски. Все тексты пересмотрены
мной для настоящего издания; во многие внесены более
или менее заметные изменения.
Вот краткий путеводитель по тому. Он разбит на семь частей.
.
8 .
Стр.8
............................................................................................
От автора
Первую часть составляет «Похвала поэзии». Это, в замысле,
отдельная книга. Как отдельная книга, «Похвала»
выходила во французском переводе; в настоящее время готовится
к изданию в английском и итальянском. Мне хотелось
бы когда-нибудь увидеть ее в отдельном издании и на
русском. Здесь она вступает со всем последующим в довольно
сложные отношения. В «Похвале» впервые поставлены
многие темы, которые в дальнейших работах развиваются,
иногда продолжаются, а иногда пересматриваются,
но всегда выражаются проще и точнее. Читатель,
предпочитающий «взрослое» письмо раннему, может начать
читать этот том сразу со второй части.
Вторая часть – самые общие размышления о поэзии,
условно говоря: поэзия при свете философии.
Третья часть – обсуждение некоторых вопросов поэтики
и стихотворной техники: поэзия при свете аналитики.
Четвертая часть – из истории русской поэзии, или: русская
поэзия XIX – XX веков в свете ее истории (Пушкин,
Некрасов, Хлебников, Ахматова, Пастернак).
Пятая часть – отступление к поэтике прозы: один сюжетный
мотив в трех вариациях.
Шестая часть – поэзия в условиях идеологии: поэзия как
жест сопротивления.
Седьмая часть включает очерки о русских поэтах 70-х –
90-х годов, о той эпохе, которую можно назвать: «Начиная
с Бродского». Кругу «негуттенберговских» поэтов были
посвящены мои курсы лекций в Висконсинском (1997) и
затем в Стэнфордском (2007) университетах. Я надеюсь в
дальнейшем подготовить к печати полный текст Стэнфордских
лекций, из которых здесь приводятся только две
первые. В дальнейших речь идет о Елене Шварц, Сергее
Стратановском, Викторе Кривулине, Петре Чейгине, Лео.
9 .
Стр.9
............................................................................................
Ольга Седакова . Poetica
ниде Губанове, Александре Величанском, Иване Жданове,
Алексее Парщикове, Елизавете Мнацакановой, Геннадии
Айги, Дм.Пригове, Льве Рубинштейне, Тимуре Кибирове,
Маре Малановой, Михаиле Гронасе. В настоящем издании
я ограничиваюсь заметками об ушедших современниках.
О.С.
Август 2009, Азаровка
. 10 .
Стр.10