И.В. Касьянова
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
До введения христианства дети всему учились, наблюдая за взрослыми. От взрослых дети
овладевали трудовыми и интеллектуальными навыками. Начало обучению было положено с введением
на Руси христианства. Князь Владимир приказал забирать детей из знатных семей для обучения
грамоте. Продолжил его дело Ярослав Мудрый. Он создал при храмах школы. Обязательным было лишь
умение читать, а писать умели далеко не все. Дело обучения было отдано церкви, и она с ним
справлялась. Она обучала азбуке, псалтыри и часослову. Однако, со временем, необходимы были более
совершенные знания во всех областях. Главное для мальчиков - это вырасти воином, защитником,
умельцем. Это почетная обязанность, поэтому дети очень старались вырасти стать опорой семье, стать
взрослыми. Главным «законом» жизни был обряд, обычай. У народа пробуждалось осознание истины:
«Грамота - второй язык», «Ученье - свет, неученье - тьма».
Старинным грамотеям был на особицу памятен свят Наумов день (1 декабря), когда просили -
молили по всей Руси пророка Наума «наставить на ум» малых ребят. К этому дню, с которого начину
лось «наумленье» - ученье, приурочивались особые обычаи, соблюдавшиеся в древности и до 19-го
века во всех уголках России.
Взгляд на грамоту был тоже отражён в поговорках: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а
сшита; не человек, а рассказывает», - это конечно о книге; «Один заварил, другой налил; сколь не
хлебай, а на любую артель ещё станет», - тоже о книге псковская загадка. «Мал малышок, а мудрые
пути кажет», - это поговорка о карандаше. Исписанная бумага представляется «беленькой землёю с
чёрненьким пташками». Загадки о ней следующие: «Белое поле, чёрное семя, кто его сеет - тот и
разумеет» или «Семя плоско, поле гладко, кто умеет - тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит»[3,
С. 547].
Обязательным с введением христианства стало изучение латинского и греческого языка.
Церковь создавала уставы, упорядочивающие отношения детей и взрослых. Эталоном детства
становится благочинное поведение святых. В реальной жизни ребенок, появляясь на свет, наследует
грехи родителей, потому, все присутствующие при рождении ребенка оскверняются, необходимо
получить освящение от лица богоносного. Имя давалось ребенку не при рождении, а при крещении. В
связи с тем, что церковь сильно влияла на быт Руси, отношение родителей к ребенку становилось
более бережным, родители должны были воспитывать ребенка, учитывая его наклонности и
способности, быть терпеливыми и нежными по отношению к нему. Ребенок должен был почитать
своих родителей, слушать их и подчиняться на основе осознанного понимания их заботы о нем.
К 18-му веку относится появление первого детского журнала в России - «Детское чтение для
сердца и разума», издаваемого в типографии Н.Новикова. После реформ Петра I резко изменилось
отношение к периоду детства на Руси. Воспитание приобрело светский характер.
Практическая, общественная или ученая воспитательная деятельность невозможна без ясно
осознанного идеала. Идеал - это тот светоч, который освещает деятельность человека и руководит
всеми его начинаниями и предприятиями. В XVIII веке, вследствие знакомства с Западной Европой в
России появились новые задачи, однако для лучших людей России по-прежнему, предметом
усиленных устремлений остается добродетель и «умонаклонение к добру». В начале века появилась
неустойчивость и расплывчатость идеала воспитания. Одни реформаторы пытаются перенести
западную систему воспитания на Россию, другие хотят работать в прежнем религиозно-этическом
направлении. Во время Императрицы Екатерины II снова заметен поворот к тем вопросам, которые
занимали древнерусских педагогов. Сама Императрица Екатерина II говорила, что «здоровое тело и
умонаклонение к добру составляют все воспитание». Митрополит Московский Платон, сподвижник
Императрицы Екатерины II, много думал о воспитании. Он испытал что «учение дабы было
действительно, не столько зависит от остроумия и красноречия, сколько от непорочности и чистоты
сердца учителева». Известный деятель русского просвещения и литературы Новиков, посвятил
вопросам воспитания ряд статей в «Московских ведомостях» Он говорит: «Единое воспитание есть
подлинный творец добрых нравов, чрез него вкус к добродетели привычка к порядку, чувствование
изрядного чрез него отечественный дух, благородная (на истине и знании основанная) народная
гордость, презрение слабости и всего прикрашенного, любовь к простоте и натуре»[4, С.31].
М.И.Демков (1859-1935 гг.), написавший ряд учебников для учительских институтов, тесно
связавший свою жизнь с подготовкой учителей, писал о том периоде так: «Св. Дмитрий Ростовский и
И.Т.Посошков прекрасно разрабатывают нравоучительные темы, но это люди старого закала и старых
традиций. «Любовь выше всего», - вот основная тема св. Дмитрия в большинстве его проповедей. В
своей Ростовской школе Св. Дмитрий являл образец истинного русского педагога, который за детей
готов положить душу свою. Семейственность, простота отношений - вот характерные черты Ростов
Стр.1