Подготовленный сборник составляют разделы: «Характер и характерность в искусстве», «Жанр – форма – направление», «Региональное искусство Урала и Сибири», новая рубрика «Полемический жест» и Приложение. <...> ББК 85
ISBN 978-5-8154-0192-1
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2009
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Седьмой выпуск сборника «Искусство и искусствоведение: теория
и опыт» включает в себя «Полемический жест», три раздела и Приложение. <...> «Полемический жест» – новая рубрика в сборнике, созданная для
статей дискуссионного характера, для позиционирования разных точек
зрения, для диспутов, обсуждений и рецензирования. <...> Его открывает статья И. Г. Умновой «Педагогические принципы
композитора Сергея Слонимского». <...> Создатель современной концепции сценической речи, Ю. А. Васильев в статье «Педагогика сценической речи:
штрихи к портрету (набросок первый)» размышляет о формах и методах
речевой педагогики, о текущем состоянии учебной дисциплины в российских вузах, подчеркивая при этом настоящий ее предмет и отделяя от
предметов, необходимо сопутствующих. <...> В свою очередь трехтомному учебному пособию Ю. А. Васильева
(Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. <...> Вариации для тренинга (СПб., 2005); Сценическая речь: восприятие – воображение – воздействие. <...> Вариации для творчества (СПб., 2007); Сценическая речь: ритмы и вариации (СПб., 2009)), представляющему собой последователь3
ность все более усложняющихся систем речевых тренингов, посвящены
статьи Ю. М. Барбоя и Г. А. Праздникова. <...> Первый раздел «Характер и характерность в искусстве» открывает статья Г. А. Жерновой «Хор и герой как проблема характера в поздних трагедиях Эсхила (“Агамемнон”)». <...> Жерновой не
имеет отношения к классической филологии, это историческая поэтика и
теория драмы, и изучается не столько текст трагедий Эсхила, сколько
семантика структурных соотношений, динамика частей и форм, ищущих,
конечно же, опоры в слове. <...> Херманн-Реттген в статье «Феномен <...>
Искусство_и_искусствоведение_теория_и_опыт_[Текст]._Вып._7._Жанр-форма-направление_сб._науч._тр._отв._ред._Г.А._Жерновая.-_Кемерово_КемГУКИ,_2009.-_323_с..pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств»
Лаборатория теоретических и методических проблем
искусствоведения
Институт искусств
ИСКУССТВО И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТ:
ЖАНР – ФОРМА – НАПРАВЛЕНИЕ
Сборник научных трудов
ВЫПУСК 7
Кемерово 2009
Стр.1
ББК 85
И86
Редакционная коллегия:
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Г. А. Жерновая (отв. редактор);
канд. искусствоведения, профессор Кемеровского государственного университета
культуры и искусств Н. Л. Прокопова;
канд. искусствоведения, доцент Кемеровского государственного университета
культуры и искусств И. Г. Умнова
Ответственный за выпуск: А. И. Бураченко
И86
Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Жанр – форма –
направление [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой; Кемеровский
государственный университет культуры и искусств. –
Кемерово: КемГУКИ, 2009. – Вып. 7. – 323 с.
ISBN 978-5-8154-0192-1.
Настоящее издание представляет собой седьмой выпуск сборника научных трудов
«Искусство и искусствоведение: теория и опыт». Подготовленный сборник составляют разделы:
«Характер и характерность в искусстве», «Жанр – форма – направление», «Региональное
искусство Урала и Сибири», новая рубрика «Полемический жест» и Приложение. Идея
второго раздела послужила основой для заглавия всего сборника: «Жанр – форма – направление».
ББК
85
ISBN 978-5-8154-0192-1
© Кемеровский государственный университет
культуры и искусств, 2009
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Седьмой выпуск сборника «Искусство и искусствоведение: теория
и опыт» включает в себя «Полемический жест», три раздела и Приложение.
«Полемический
жест» – новая рубрика в сборнике, созданная для
статей дискуссионного характера, для позиционирования разных точек
зрения, для диспутов, обсуждений и рецензирования. «Полемический
жест» – именно рубрика, а не раздел. Первый «Полемический жест» посвящен
обсуждению проблем современного образования в вузах искусств.
Его открывает статья И. Г. Умновой «Педагогические принципы
композитора Сергея Слонимского». Продолжая исследование словесного
творчества композитора в сопоставлениях с музыкальным, И. Г. Умнова
на сей раз анализирует тексты по педагогике. Однако вписанные в контекст
проблем высшей школы педагогические идеи и принципы Слонимского
обнаруживают неиссякаемую актуальность и ощутимую полемическую
потенцию.
Три следующие статьи специально подготовлены для «Полемического
жеста» преподавателями Санкт-Петербургской академии театрального
искусства (СПГАТИ). Создатель современной концепции сценической
речи, Ю. А. Васильев в статье «Педагогика сценической речи:
штрихи к портрету (набросок первый)» размышляет о формах и методах
речевой педагогики, о текущем состоянии учебной дисциплины в российских
вузах, подчеркивая при этом настоящий ее предмет и отделяя от
предметов, необходимо сопутствующих. Анализируя учебные пособия
по сценической речи за последнее десятилетие, он, с одной стороны,
вступает в профессиональный спор со своими коллегами по многим теоретическим
и практическим вопросам, а с другой стороны, объявляя
о том, с чем не согласен, проясняет до конца для себя и заинтересованного
читателя собственную театральную веру.
В свою очередь трехтомному учебному пособию Ю. А. Васильева
(Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга
(СПб., 2005); Сценическая речь: восприятие – воображение – воздействие.
Вариации для творчества (СПб., 2007); Сценическая речь: ритмы
и вариации (СПб., 2009)), представляющему собой последователь3
Стр.3