Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История образования и педагогической мысли (290,00 руб.)

1   0
Первый авторТоросян Вардан Григорьевич
Издательство[Б.и.]
Страниц294
ID195955
АннотацияУчебник посвящён основам формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли, которые предстают на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, педагогическими и философскими системами, в основе которых воспитание и образование многих поколений, стран и континентов на протяжении почти всей истории человечества. Рассматриваются проблемы и перспективы современного образования в мире. Особое внимание отводится роли образования в современной России. Адресуется студентам вузов, аспирантам и соискателям
Кому рекомендованостудентам вузов, аспирантам и соискателям
УДК37
ББК74
Торосян, В. Г. История образования и педагогической мысли : Учебник / В. Г. Торосян .— : [Б.и.], 2006 .— 294 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195955 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Живя в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, перед лицом нарастающих глобальных проблем, мы осознаем, что они не смогут найти решения, пока наша планета не будет объединена ощущением некоего общего дела. <...> Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, “технологии” производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. <...> Уже древние мыслители видели развитие образования как ответ на социальные запросы, а к важнейшим задачам философа относили не только разработку концепций образования, но и личное участие в образовательном процессе — оно расценивалось наравне с управлением государством. <...> Это позволяет и понять игнорирование в средневековом образовании богатейшего культурного наследия античности. <...> С той поры, как государство взяло на себя задачу образования, любой учитель в той или иной степени является “агентом государства”. <...> Другое дело, насколько концепция образования, проводимая государством, адекватна объективным социокультурным реалиям и тенденциям. <...> Здесь налицо серьезные концептуальные проблемы, в которых как раз и должна сориентировать философия образования. <...> Заявляемая сегодня “гуманистическая” позиция нередко декларативна, выглядит как результат оглядки на новые инструкции, а не естественной эволюции взглядов, не как объективное веление времени. <...> А уже производной от нее была педагогия как конкретное воплощение педагогической концепции, как методика — то, что в сегодняшнем понимании скорее выражается как раз понятием “педагогика”. <...> Идея природосообразного образования была органичным компонентом античной культуры — уже основатель милетской школы Фалес (624–547 до н. э.) сравнивал образование с выращиванием винограда. <...> Если в не столь циничной форме, то, во всяком случае, таким же образом <...>
История_образования_и_педагогической_мысли._Учебник_(2).pdf
1 В. Г. ТОРОСЯН ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания. Живя в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, перед лицом нарастающих глобальных проблем, мы осознаем, что они не смогут найти решения, пока наша планета не будет объединена ощущением некоего общего дела. Ситуация, угрожающая самому существованию человечества (а в России принявшая особенно драматический характер), требует преодоления многих стереотипов мышления — закрепленных образованием и воспитанием, но, по существу, исчерпавших себя. Не оправдывает себя ставка на дальнейшее повышение объема знаний — оно все равно не может угнаться за стремительным ростом информации. Не являются выходом также узкая специализация и профессионализация. Напротив, современные проблемы чаще всего возникают на стыке различных дисциплин, требуя широкого, разностороннего взгляда, умения видеть взаимосвязи и их динамику. Сегодня особенно очевидна пагубность искусственного разделения “гуманитарной” и “сциентистской” культур, “гуманитарного” и “точного” образования. Не менее опасен и разрыв образования с как бы прилагающимся к нему воспитанием, также характерный для нашего “практичного века”. Слишком высокой ценой оплачиваются безответственность “чистого профессионализма”, властное “принятие решений” вместо решения проблем. Исчерпала себя и ставка на силу. Будучи безнравственной, сейчас она особенно неэффективна и разрушительна — будь то насилие в межгосударственных отношениях, в отношении к природе, к людям, к самому себе. Не оправдывают себя насилие и принуждение и в образовании, которое оказывается эффективным только тогда, когда служит условием максимальной самореализации, постоянного поиска, роста и развития. Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который подводя итоги уходящей эпохи, в то же время очерчивал насущные проблемы и перспективы века грядущего. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли. Это должно быть не просто хронологическое описание исторически сменявшихся образовательных учреждений и
Стр.1
2 педагогических идей, механическое запоминание имен их авторов. История образования и педагогической мысли полезна и поучительна только в том случае, если представляет их анализ в максимально широком и многообразном социально-культурном контексте. Такое культурологическое освещение позволило бы понять, почему те или образовательные системы и концепции возникли в ту или иную эпоху, в том или ином обществе, какие социальные запросы (вольно или невольно) они выражали. Станут понятнее и причины противоречивости, недостаточной реализованности начинаний даже наиболее выдающихся мыслителей, отчетливее предстанет логика развития педагогики. Анализ истории образования и его современного состояния показывает: в любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития. Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, “технологии” производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. Различие педагогических школ и течений — не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социальнокультурную обусловленность. Таким образом, анализ образования, его роли в обществе, механизмов и факторов его развития, осмысление его истории, “вечных” вопросов и сегодняшних проблем и составляет содержание предлагаемого учебника.
Стр.2
3 РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Историческая обусловленность представлений о задачах и содержании образования Место образования и воспитания в общественной мысли Проблемы образования и воспитания привлекали внимание крупнейших мыслителей с тех пор, как появились первые философские системы, поднявшиеся до уровня рефлексии над различными областями человеческой деятельности, духовной и материальной. Начиная с античности, то есть на протяжении вот уже 25 веков, проблемы образования и воспитания органично входили в наиболее развернутые, всеобъемлющие философские системы — от Платона и Аристотеля до Канта и Гегеля, крупнейших философов XX века — как приложение их основоположений к образованию. С другой стороны, подобные философские системы были бы немыслимы без анализа места образования в социальной структуре, его базисной роли в развитии общества, формировании мировоззрения, познании мира. Постановка образования и воспитания, деятельность образовательных учреждений предполагают анализ оснований педагогической деятельности, исследование места, смысла и задач образования. Уже древние мыслители видели развитие образования как ответ на социальные запросы, а к важнейшим задачам философа относили не только разработку концепций образования, но и личное участие в образовательном процессе — оно расценивалось наравне с управлением государством. Место образования в общественной жизни. Во все времена, в любом обществе образование, как и отношение к нему являлось выражением своей эпохи, ее культуры, общественно-политической организации. Более того, образование всегда служило важнейшим инструментом политической власти. Недаром в Древнем Египте доступность образования жестко ограничивалась, а хранителями знаний были жрецы, приближенные фараона. Образование, в силу своей базисной роли, на всем протяжении истории общества, привлекало пристальное внимание властей, религиозных и светских. Именно поэтому отсутствие государственного внимания к образованию является симптомом крайне неблагополучного положения дел и, что еще серьезнее, весьма неблагоприятных перспектив. Конечно, было бы упрощением связывать образование только с волей или расположением государственных структур. Так, религиозный характер образования в
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ