Генеральный директор проекта
№3
2009
Ре д а к ц и я :
Ре д а к ц и я :
Елена Бугрий,
№ 2
2009
Наталья Вольская,
редактор,
ПРЕДШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Анна СИТНИК,
заведующая кафедрой образования
взрослых Академии повышения
квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования,
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАБОТА
В ШКОЛЕ
На у ч н о м е т о д и ч е с к и й жу р н а л
Издаётся при участии зонального методического Центра
г. Ивантеевки Московской области
На у ч ный к о н с у л ь т а н т Алек сей Ры тов,
Гл а в ный р е д а к т о р
Ольга Попенкова,
первый заместитель главного редактора
Нелли Ермолаева,
заместитель главного редактора,
заслуженный учитель РФ
Ирина Крупина,
ответственный секретарь, доктор
педагогических наук, профессор
Любовь Кучмиёва,
эксперт
Мария Седенкова,
художественное оформление и макет
Татьяна Никулина,
финансовоэкономический директор
проекта
заместитель главного редактора,
кандидат педагогических наук,
Нелли Ермолаева,
редактор,
Любовь Кучмиёва,
ответственный секретарь,
Юрий Давлятшин,
вёрстка,
Алексей Шурушкин,
вёрстка
Елена Дуденко,
корректор
Татьяна Никулина,
финансово-экономический
директор проекта,
Елена Дуденко,
корректор.
Ре д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
Г л а в ный р е д а к т о р
Александр Малышевский,
про рек тор по ра бо те с ре ги о на ми Ака де мии по вы ше ния ква лифи
ка ции и про фес си о наль ной пе ре под го тов ки ра бот ни ков об разо
ва ния, кандидат педагогических наук
Ан на Сит ник
доктор философских наук, профессор
Ад р е с :
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Е ma i l : sobr2007@mail.ru
Ад р е с :
111674, Москва,
ул. Святоозёрская, 16–169.
Издательство
«Современное образование»
Тел.: (495) 93155 37, 5247263
Е ma i l : sobr2007@mail.ru
На деж да Фо ми на,
за ве ду ю щая ла бо ра то ри ей оцен ки ка че ст ва об ра зо ва ния ок ружно
го ме то ди че с ко го Цен т ра ЮгоЗа пад но го ок ру га Моск вы,
глав ный ре дак тор жур на ла «Ка че ст во об ра зо ва ния в шко ле»
Га ли на Сы чен ко ва,
за ве ду ю щая от де лом под го тов ки и повышения квалификации
на уч ных ка д ров Ин сти ту та со дер жа ния и ме то дов обу че ния
РАО, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук
Валентин Шаулин,
Ири на Суш ко,
на чаль ник Уп рав ле ния об ра зо ва ния г. Лыт кари но Мос ков ской
об ла с ти, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук, до цент
Оль га По пен ко ва,
ди рек тор ме то ди че с ко го Цен т ра г. Иван те ев ки Мос ков ской
об ла с ти, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук
Владимир Шадриков,
действительный член (академик) РАО,
доктор педагогических наук, профессор,
начальник управления контроля качества образования
Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки, доктор педагогических наук.
На та лья При ты ко,
рек тор му ни ци паль но го ин сти ту та г. Жу ковско го Мос ков ской
об ла с ти, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук, до цент
Еле на Пе рен ко ва,
за ве ду ю щая ка фе д рой Ни же го род ско го ин сти ту та раз ви тия
об ра зо ва ния
ректор Саратовского института повышения
квалификации и переподготовки работников
образования, кандидат педагогических наук,
Га ли на Обер ни хи на,
за ве ду ю щая ка фе д рой пре по да ва ния рус ско го язы ка и ли те ра туры
АП КиП П РО, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук, про фес сор
Лю бовь Мас ло ва,
ди рек тор гим на зии № 1 г. Мы ти щи Мос ков ской об ла с ти, кан дидат
пе да го ги че с ких на ук, до цент
Ве ра Лы ко ва,
про рек тор по ор га ни за ци он номе то ди че с ким во про сам Смо ленско
го ин сти ту та усо вершен ст во ва ния учи те лей, кан ди дат фи лософ
ских на ук, доцент
Ва дим Кру пин,
стар ший пре по да ва тель ка фе д ры об ра зо ва ния взрос лых
АП КиП П РО
заведующая Отделом образования
Жуковского района Калужской области,
ректор Ленинградского педагогического
университета им. А. С. Пушкина,
доктор экономических наук, профессор,
Людмила Токарева,
Вячеслав Скворцов,
Га ли на Ив ли е ва,
ди рек тор Не сте ров ско го ли цея Рузского рай о на Мос ков ской
об ла с ти, кан ди дат пе да го ги че с ких на ук
Людмила Незнанова,
На деж да За ру би на,
за ме с ти тель гла вы ад ми ни с т ра ции — пред седа тель Ко ми те та по
об ра зо ва нию г. Иван те ев ки Мос ков ской об ла с ти, за слу жен ный
учи тель РФ
Нел ли Во щен ко ва,
рек тор Ка луж ско го Ин сти ту та по вы ше ния ква ли фи ка ции, канди
дат пе да го ги че с ких на ук, до цент
Свет ла на Во пи ло ва,
про рек тор Но риль ско го Ин сти ту та по вы шения ква ли фи ка ции
Ре д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
Геннадий Ловецкий,
заместитель министра образования, культуры
и спорта Калужской области,
доктор философских наук, профессор,
Ели за ве та Бу я нов ская,
пред се да тель Совета ве те ра нов тру да Ом ского областного
Института развития образования, кандидат педагогических наук
Научно-практический журнал предшкольной
подготовки детей
Стр.1
К читателям журнала
К ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА
Уважаемые коллеги!
В 1-м и 2-м выпусках журнала мы ознакомили
вас с концепцией предшкольной
подготовки, разработанной методистами
и учителями Тамбовской области
на научно-методической базе областного
Института повышения квалификации
работников образования. Мы
начали также публикацию планирования
воспитательной работы с малышами,
в частности, с детьми, не посещающими
дошкольные образовательные
учреждения (см. №2, 2009).
Основная трудность предшкольной
подготовки – отойти от стереотипа и
не свести её к обучению детей счёту,
письму и чтению, не превратить предшкольную
подготовку в «филиал» первого
класса или в «дошкольное репетиторство».
Цель
предшкольной подготовки
– разностороннее общее развитие
ребёнка – интеллектуальное,
эмоционально-волевое, физическое.
По исследованиям психологов, у 70%
детей, поступивших в 1-й класс, слабо
развита мелкая моторика рук, а это
коррелирует с развитием мыслительных
операций. Читать, писать, считать
дети научатся в школе. А вот наблюдать,
видеть, эмоционально откликаться
на предметы и явления окружающей
жизни, сравнивать, включаться в работу,
сосредоточиваться, развивать внимание
и память, а также многие другие
характеристики личности, получить
общее представление о предметах
и явлениях – это задача педагога предшкольного
образования.
Сегодня мы предлагаем вам целостный
проект планирования образовательной
деятельности с детьми предшкольного
возраста по различным направлениям их
общего развития. Как любая рекомендация,
публикуемый методический материал
носит рекомендательный характер.
Но его продуманная логика, разнообразие,
доступность, надеемся, окажут педагогам
помощь в работе. В публикации
представлен опыт различных общеобразовательных
учреждений Тамбовской
области под общей редакцией руководителя
лаборатории современных образовательных
технологий кафедры педагогики
и психологии Тамбовского областного
института повышения квалификации
работников образования Галины Казаковой.
Авторы-составители – Г.М. Казакова
и И.Н. Рязанова.
Практические рекомендации по содержанию
предшкольного образования дополняются
программно-методическим
сопровождением деятельности педагога
в условиях работы в предшкольных
группах. В публикации рассматриваются
также программно-методические
материалы, которыми рекомендуется
руководствоваться при организации
работы с детьми. Представлен и примерный
практический материал, разработанный
по различным программам.
Все рекомендации адресованы учителям
и руководителям образовательных
учреждений, в которых ведётся предшкольная
подготовка детей.
3
3`2009
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Стр.3