Кемеровская государственная
медицинская академия
Деонтологическое воспитание
студентов в процессе
преподавания дисциплины
«Инфекционные болезни»
Кемерово
КемГМА
2009
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Деонтологическое воспитание
студентов в процессе
преподавания дисциплины
«Инфекционные болезни»
Методические рекомендации для студентов,
клинических ординаторов и интернов
Кемерово
КемГМА
2009
3
Стр.3
УДК 614.253:[372.8:616.9]
ВВК 51.1(2):[74.58:55.1]
Д 348
Краснов А. В., Вечелковский Ю. Л., Карпов Н. А., Берсенева Л. М.,
Кожевина Г. И. Деонтологическое воспитание студентов в процессе
преподавания дисциплины «Инфекционные болезни»: метод.
рекомендации для студентов, клинических ординаторов и интернов. –
Кемерово: КемГМА, 2009 – 10 с.
Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к
печати факультетской методической комиссией медикопрофилактического
факультета ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 16 декабря
2009 г. (протокол № 2).
Рецензент:
Петров И. Ф. – доктор философских наук, профессор кафедры
философии, права и социально-гуманитарных дисциплин Кемеровского
государственного университета культуры и искусств, член союза
писателей России.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2009.
4
Стр.4
Профессия врача – это подвиг,
она требует самоутверждения,
чистоты души и чистоты помыслов.
А. П. Чехов
Высокая культура медицинского обслуживания населения неразрывно
связана с врачебной этикой, приобретающей сегодня особое значение в
здравоохранении, и с повышением уровня требований в медицине.
Этика врача – это норма моральной ответственности, составными
частями которой является деонтология (учение о долге врача) и
гомилетика (искусство обращения с больными людьми, их родителями,
родственниками).
Включение в педагогический процесс разделов этики в
непосредственной их связи со специальными знаниями способствует
повышению не только общей культуры будущего врача, но и улучшению
качества медицинского обслуживания населения. На наш взгляд, изучение
данного вопроса должно быть включено в программу специальных
клинических дисциплин. По мнению академика А. Ф. Билибина, врачебная
деонтология – это самая суть, сердцевина, душа или самая вершина
врачевания, вершина врачебной подготовки.
Деятельность врача-инфекциониста многогранна, сложна и трудна.
Трудность профессиональной деятельности врача заключается в
необходимости проведения мероприятий по борьбе с инфекционными
болезнями, решении множества вопросов, требующих тактичного подхода
к больному, с учетом особенности психологии пациента и его родственников.
Современная медицина многолика, классическая проблема медицинской
деонтологии «врач – больной» все отчетливее трансформируется в
комплекс «врач – больной – общество».
В наше время деонтологические и психологические проблемы в
инфектологии приобретают новые черты, связанные с успехами диагностики
и лечения инфекционных заболеваний. Появившиеся новые возможности
выявления инфекционных заболеваний в доклиническом периоде и их
лечения на дому выдвигают на повестку дня необходимость обсуждения
проблемы взаимоотношения между врачом и членами его семьи.
В настоящее время необходимо разработать и адаптировать нормы и
принципы медицинской этики применительно к новой задаче –
укреплению здоровья населения в отличие от традиционных методов,
рассматривающих в основном нравственно-деонтологические взаимоотношения
врача и больного.
В понятие «деонтология» необходимо включать наблюдательность,
внимательность врача, чуткость, заботливость, любовь, стремление
всесторонне изучить, понять пациента, войти в мир его переживаний,
снять тревогу, добиться доверия больных, их родителей и родственников.
3
Стр.5
характерны гражданское мужество, патриотизм, умение целиком отдавать
себя любимому делу даже в самых трудных моментах. Самоуверенность и
зазнайство опасны в действиях врача, не имеют ничего общего с понятием
«скромность». Характерной нравственной чертой врача является
непримиримость к равнодушию, черствости, грубости, эгоизму,
чванливости и другим порокам.
Быть гуманным значит иметь хорошие намерения, быть искренним и
справедливым. При виде несчастья ближних оказывать возможную
помощь, с одинаковою любовью и заботливостью относиться к хорошим и
к дурным людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными. Они
должны любить людей и приносить одни радости всем без исключения:
они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние
достижимы для человека, должны быть ласковыми с лицами, которые
нуждаются во врачах, и не должны поддаваться похвалам и мстить
хулителям. Такие гуманные врачи являются друзьями своих ближних.
Не пользуется авторитетом у больных врач, злоупотребляющий
алкоголем, ведущий аморальный и распущенный образ жизни. В
деятельности врача слово является сильнодействующим, профилактическим
и лечебным средством. В устах равнодушного медика слово может ранить
психику больного, стать причиной душевной депрессии, переживаний,
волнений. Умение воздействовать на психику и эмоции больного с
лечебной целью, в сочетании с другими методами терапии (лекарственными,
физиотерапевтическими и др.), является основой успешного лечения.
Взаимоотношения врача и больного
Стиль отношений: сотрудничество.
Основные принципы: делиться сомнениями, говорить правду.
Причины ошибок: неспособность распознать ситуации, когда
больные не склонны сотрудничать с врачом, больные имеют далекие от
лечения цели, с больными трудно наладить взаимодействие, доверительные
отношения с больными мешают увидеть всю полноту картины.
Неумение поделиться с больным сомнениями, непонимание
закономерности ошибок, совершаемых медицинской системой в целом, и
неумение принять меры против них.
Попытки справиться с неопределенностью средствами, которые дают
обратный результат: избыточное обследование, надуманная ясность.
Непонимание истинных чувств и побуждений больного, неумение
говорить больному правду, не лишая надежды, неумение врачей говорить
правду самим себе.
Воспитание общечеловеческих и профессиональных качеств,
необходимых врачу, – это выполнение высокого долга – служение
медицине и обществу.
9
Стр.11
Учебное издание
Краснов Алексей Васильевич
Вечелковский Юрий Леонидович
Карпов Николай Аполлонович
Берсенева Любовь Михайловна
Кожевина Галина Ивановна
Деонтологическое воспитание студентов в процессе
преподавания дисциплины «Инфекционные болезни»
Корректор, технический редактор – Аносова К. М.
Художественный редактор – Сапова Т. А.
Ответственный редактор – Краснов А. В.
Подписано в печать 26.01.2009. Тираж 50 экз. Формат 2130½.
Условных печатных листов 0,6. Печать трафаретная.
11
Стр.13